· единица налогообложения = «душа мужского пола»
· все мужское население заносится в «ревизские списки» и обязано ежегодно платить «подушную подать»
· холопы и «вольные гулящие люди» обязаны платить налог наравне с крепостными
· жители городов прикреплены к месту уплаты подушной подати
4) В области государственного устройства
1699 - создание Ближней канцелярии, а в 1701 г. - Консилии (Совета) министров вместо Боярской думы
1704 г. - создание Кабинета царя (будущая Е.И.В. канцелярия)
1708 г. - учреждение губерний
1711 г. - замена Боярской думы на Сенат
Задачи: законодательная, следить за финансами, контроль администрации.
1721 г. - провозглашение Петра императором.
1718-1721 г. - замена множества приказов 11 коллегиями
Коллегия
Отрасль управления
Военная
Сухопутные войска
Адмиралтейская
флот
Камер-коллегия
налоги
Штатс-коллегия
финансы
Вотчинная
дворянское землевладение
Мануфактур-коллегия
Промышленность, кроме металлургии
Берг-коллегия
Металлургическая промышленность
Преображенский приказ
Политический сыск
Соляная контора
соль
Медный департамент
медь
Межевая канцелярия
Распределение недворянской земли
На правах коллегии: Главный магистрат
Города и их жители
Синод, или Духовная коллегия
церковь и духовенство
1700 г. - после смерти последнего патриарха Андриана новый не назначен, а выбран местоблюститель патриаршего престола.
1721 г. - учреждение Синода.
· упразднение должности патриарха
· наблюдение за Синодом - обер-прокурор
1722 г. - утверждение штата священнослужителей.
1720 г. - Генеральный регламент. Единая система делопроизводства.
5) В области армии и флота
1705 г. - введение рекрутской повинности.
1716 г. - введение нового военного устава сухопутных сил
1720 - Морской устав
Русская армия = 200 тыс. регулярная сухопутная + 100 тыс. казаков + 28 тыс. флотских.
Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер.
Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - М., Просвещение, 1989 - 253 с.. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы.
Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел.
Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената.
Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества.
Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 2008 Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.
Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ Например, Чистяков А.С. История Петра Великого. - М., 2007. Причем вплоть до настоящего времени исследователи дают полярные, взаимоисключающие ответы. Тем более странно поэтому, что большинство из них даже не пытается поставить вопрос о сравнительном изучении этих преобразований, определить их место не только в русской, но и в мировой истории. На наш взгляд, только такой подход позволяет интерпретировать реформы Петра как объективное историческое явление, позволяет понять их закономерный и прогрессивный характер с точки зрения не только отечественной но и всеобщей истории, осветить их типичные и уникальные, своеобразные стороны в ряду других однотипных реформ.
Страницы: 1, 2