Рефераты. Политическая система принципата Августа

Политическая система принципата Августа

9

Содержание

  • Введение
    • 1. Установление принципата августа
    • 2. Государственный строй в Риме в период принципата Августа
    • 3. Задачи
    • Заключение
    • Библиографический список
Введение

Темой контрольной работы избрана следующая: "Политическая система принципата Августа".

Принципат Августа возник в результате классовой борьбы и гражданских войн, он представляет собой определенный этап в развитии римского цезаризма.

Опираясь на армию, Август нашел поддержку у различных прослоек рабовладельческого общества. Об этом периоде древнеримской истории Ф. Энгельс говорил: "В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, когда государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними" Цит. по пер. В.Ленина. Соч. Т. 21. С. 377.. Принципат Августа явился переломным этапом борьбы территориальной монархии и полисно-республиканской системы. Монархия победила, но не полностью: результатом стал компромисс: сочетание традиций и новаций как в отношениях между монархической власть и республиканскими органами, так и в отношениях между центром и периферией.

Актуальность темы в том, что политико-правовые идеи и концепции прошлого имеют большое значение в качестве источника аргументов и теоретической предпосылки для современного политико-правового знания и его дальнейшего развития.

Цель работы - проанализировать период принципата Августа.

1. Установление принципата августа

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных людей. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 167..

С окончанием гражданской войны, после смерти Антония и конца второго триумвирата, главой Римского государства стал Октавиан. В 29 г. Октавиан получил пожизненное императорство и приступил к реорганизации доставшегося ему колоссального наследства в виде Римской республики. Однако, не чувствуя в достаточной мере прочным свое положение, Октавиан действовал в высшей степени осторожно. Стремясь сгладить остроту государственного переворота, он выступал не в роли основателя монархии, а в более скромной роли реставратора республики. Республиканские учреждения, привычки и нравы слишком крепко срослись со всем строем римской жизни, чувствами и нравами современников Октавиана, чтобы можно было сразу порвать с прошлым и превратить граждан в подданных. Этого не желал и сам Октавиан, достаточно умный и расчетливый политик. Превращение республики в монархию совершалось медленно, по мере изменения социально-экономического фундамента и образования новых социальных группировок.

Политическая система, сложившаяся под названием принципата, оформилась далеко не сразу. Она явилась столько же плодом сознательной воли императора, сколько результатом обстоятельств и реального соотношения сил История Древнего Рима / Сост. К.В. Паневин. СПб: Полигон, 1998. С. 504.. Отправной точкой здесь был закон Публия Тиция 43 г., предоставивший на 5 лет неограниченные полномочия триумвирам. Эти полномочия в результате Тарентского соглашения были продлены до 31 декабря 33 г. включительно. Таким образом, 1 января 32 г. диктаторские Октавиана и Антония юридически окончились. Однако они не слагали с себя власти, и еще в 32 г. Октавиан продолжал называть себя "триумвиром". Строго говоря, это была узурпация, и необходимо было ее легализовать. Одним из способов легализации была присяга, которую потребовали от своих войск сначала Антоний, а затем Октавиан. Смерть Антония 1 августа 30 г. фактически сделала Октавиана единственным и неограниченным повелителем римской державы, но юридически нисколько не изменила его положения. Тогда вспомнили, что в 36 г., после победы над Секстом Помпеем, Октавиану была дарована пожизненная трибунская власть. Теперь сенат ее подтвердил и расширил.

В 29 г. Октавиан вернулся в Рим и отпраздновал грандиозный триумф. По этому случаю титул "императора", который Октавиан неофициально употреблял уже в течение нескольких лет, был присвоен ему официально и превратился, как у Цезаря, в его личное имя (преномен) Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1998. С. 78..

Объективная обстановка последних десятилетий Римской республики не позволяла рабовладельческому классу Италии совершенно отказаться от военной диктатуры и вернуться к прежним республиканским формам общественной жизни. Хозяйственное расстройство, отсутствие внешнего порядка, неопределенность имущественных отношений и правовых норм, постоянная угроза вспышки новой гражданской войны, выступления и провинциях, восстания рабов и пр. заставляли даже принципиальных республиканцев идти на политический компромисс в виде республиканской монархии или принципата. За твердую власть стояли прежде всего 90 тысяч ветеранов, посаженных Октавианом на территории италийских муниципиев. Многие из них уже успели превратиться в зажиточных собственников, стали членами (декурионами) местных муниципальных советов (курий) и жаждали только одного - мира и порядка. В стремлении к миру сходились также другие социальные группы. Кроме того, концентрации власти требовало столичное население, страдавшее от недостатка продовольствия, подвоз которого был затруднен во время войны. Республиканские органы (сенат) не могли обеспечить стабильное снабжение.

Современники Октавиана на события 27 года смотрели не как на официальное признание монархии, а как на возвращение к республиканскому строю, свободе, праву и законности и как на конец гражданской войны. "Наконец, - пишет в "Римской истории" Веллей Патеркул, - гражданские раздоры потушены, внешняя война погребена, мир восстановлен, безумство оружия повсюду приглушено, законам возвращена сила, судьям - авторитет, сенату - величие" Антология мировой правовой мысли. Т.1. Античность. М.: Мысль, 1999. С. 35..

Обьективная необходимость иметь твердую власть, с одной стороны, и горький опыт "божественного Юлия", с другой, заставляли республиканцев и Октавиана пойти на компромисс. Республиканцы, а таковых в римском обществе тогда было немало, соглашались на предоставление в ограниченных пределах чрезвычайных полномочий Октавиану. То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства.

Термин "принцепс" шире термина "император", входящего в него как один из основных признаков. Принцепс - это первый магистрат государства, власть которого признана народом и ограничена народным суверенитетом, с одной стороны, нежизненна и непередаваема по наследству - с другой. "Принцепс" - республиканский термин, не содержавший ничего одиозного с конституционной точки зрения. Принцепс - первый гражданин и первый сенатор. Но уже при Октавианс принцепс означал нечто большее, чем только первый гражданин и первый сенатор. В дальнейшем, в течение двух первых столетий нашей эры, принцепс эволюционирует в императора в позднейшем значении этого термина, т.е. в неограниченного самодержца, или царя. В общих обзорах римской истории и истории римского права принципатом обычно называют первую половину Римской империи Раннюю империю I - III в., которая противополагается доминату, или Поздней империи (IV V ив). Титул императора, в свою очередь, из узкого значения почетного звания военных командиров переродился в титул главы государства, императора в позднейшем смысле.

Наряду с принцепсом, цезарем и императором римские правители назывались еще августами. В качестве почетного наименования титул Августа был поднесен Октавиану сенатом на историческом заседании 13 января 27 г. С юридической точки зрения. "Август" не имел никакого содержания, но он имел сакральное значение. "Август" происходит от глагола augere - увеличивать, умножать - и заключает в себе нечто мистическое, божественное, роднящее носителя этого почетного титула с авгурами, истолкователями божественной воли, выражаемой в различных посылаемых богами знамениях Машкин Н. Принципат Августа.. М.: изд-во АН СССР, 1949. С. 301..

Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов М.: Норма, 2003. С. 88..

2. Государственный строй в Риме в период принципата Августа

В политическом отношении принципат был, несомненно, шагом назад по сравнению с республиканскими порядками (хотя в Риме рабовладельческая демократия никогда и не достигала такого уровня, как в Афинах). Представители нобилитета, с вязанные между собой родством, блиставшие своим богатством, развитой клиентелой, всегда играли выдающуюся роль в римской истории, но тем не менее хотя и неполно, но все же обеспечивалось влияние на государственную жизнь сравнительно широкого круга свободных слоев римского рабовладельческого общества Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л.: изд-во ЛГУ, 1985. С. 130.

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "Что решил принцепс, то имеет силу закона" Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. М.: Наука, 1989. С. 45..

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.