Рефераты. Политические партии в Беларуси в начале ХХ в.

Политические партии в Беларуси в начале ХХ в.

I. Введение

Под влиянием массового революционного движения на рубеже XIX - XX вв. активизировалась политическая деятельность дробно-буржуазных политических движений. Идеология их формировалась под действием, с одной стороны, жесткого политического и национального гнета царизма, а с другой - все большего развития пролетарского движения во главе с революционной марксистской партией. Россия стала узловым центром противоречивой эпохи. В основе их лежали конфликты между новыми производственными силами и многочисленными феодальными пережитками в производительных отношениях, прежде всего в сельском хозяйстве, сковывающими развитие производительных сил и всего общества.

В национальных районах по мере развития капитализма ускорялось формирование буржуазии наций и вместе с тем нарастало их сопротивление великодержавной политике царизма.

Революционные волны русского освободительного движения 1905 года докатились до забитых, малоподвижных масс и ожили деятельность революционных организаций в Белоруссии. С этого времени белорусское национально-революционное движение принимает массовый характер и достигла за 2 года сильнейшего революционного подъема. БСГ становится главной организационной силой движения, его руководственным центром.

II. Союз русского народа

Союз русского народа - крайне правая политическая организация, создана в ноябре 1905, центр в Санкт-Петербурге, свыше 500 отделов в других городах страны. Руководители: А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Программа наряду с требованием сохранения монархии и борьбы с “засильем инородцев” требовала улучшить положение трудящихся, избавиться от господства бюрократии. В результате раскола в 1908 выделился “Союз Михаила Архангела”. В 1910--12 “Союз русского народа” вновь распался на две самостоятельных организации: “Союз русского народа” и “Всероссийский дубровинский союз русского народа”. После Февральской революции 1917 деятельность “Союза русского народа” запрещена.

С.Ю. Витте негативно относился к черносотенцам характеризовал руководителей "Союза..." так: "Большинство его вожаков политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, темной толпы. Партия эта, находясь под крылами двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может. Она представляет собой дикий, нигилистический патриотизм, питаемый ложью, клеветою и обманом, и есть партия дикого и трусливого отчаяния"

Выход для общества черносотенцы видели в возращении к «исконным началам: Самодержавию, Православию, Народности». Власть государя должна выражать интересы не отдельных сословий, считали они, а всей нации в целом. Для этого она должна быть свободна от всевозможных «конституций и парламентов».

Что же касается православия, то главное несчастье церкви черносотенцы видели в её подчинении государству. Духовенство слилось с чиновничеством, церковь превратилась в придаток государства. Корень этого зла тоже уходит в Петровские реформы, считали они. Многие черносотенцы выступали за восстановление на Руси патриаршества, как это было в допетровскую эпоху.

Наконец, своей важнейшей задачей черносотенцы считали ограждение русского народа от всевозможных «инородных влияний». Они выдвигали лозунг «Россия -- для русских!». Самым опасным из «инородных влияний» черносотенцы считали еврейское. Они выступали в конечном итоге за поголовное выселение евреев из России в «собственное государство».

Первые черносотенные организации оставались небольшими салонными кружками, перелом в развитии движения произошёл в 1905 году.

После царского манифеста от 17 октября 1905 года, даровавшего свободы, по всей стране покатилась волна демонстраций. Революционеры праздновали свою первую победу и призывали добиваться большего. Это сопровождалось символическим уничтожением атрибутов монархии. Демонстранты жгли портреты Николая II, разбивали его бюсты, собирали деньги на «похороны царя».

На «патриотические шествия» повсюду решено было собираться у стен храмов, начинались они церковными службами. На такие демонстрации по всей стране вышли сотни тысяч людей. Они несли российские флаги, иконы, портреты царя. Праздновали отчасти манифест 17 октября, отчасти годовщину вступления на престол Николая II (21 октября). Кое-кто выкрикивал, что надо бить смутьянов -- студентов и евреев.

Конечно, всё это глубоко задело монархические чувства части населения. Особенно враждебные толки вызывало присутствие среди революционеров евреев и других «инородцев». Начавшись с простого шествия, события развивались по нарастающей. Некоторые участники (черносотенцы) демонстрации останавливали прохожих и требовали от них снимать шапки перед портретом государя.С тех, кто не хотел обнажить голову, шапки сбивали. Конечно, это вызывало ответное возмущение, и в демонстрантов часто летели камни.

В октябре 1905 года черносотенное движение впервые переросло в массовое и распространилось по всей стране. В ноябре возникла самая крупная черносотенная организация -- «Союз русского народа» (СРН). Вышел первый номер её газеты «Русское знамя».

Вскоре отделения СРН образовались по всей стране. Кое-где крестьяне вступали в союз целыми деревнями. Руководители союза утверждали, что он резко отличается от любой политической партии. Если партия защищает сословные, классовые интересы, то РСН выражает интересы всех сословий и классов русского общества.

Через некоторое время, однако, в черносотенном движении сложились два различных направления. Одно направление в первую очередь защищало привилегии дворянства, землевладельцев. Это направление возглавляли Владимир Пуришкевич и Николай Марков. Последний как-то раз удачно сравнил весь класс помещиков с вымирающими зубрами. В защите этих «зубров» от вымирания он видел свою основную задачу.

Другое направление во главе с Александром Дубровиным было ближе к низам общества, охватывало часть крестьянства. В его лозунгах часто своеобразно отражались крестьянские требования. Например, А. Дубровин резко выступал против уничтожения общины в ходе столыпинской реформы.

Характерным выразителем этого течения черносотенства являлся проповедник из Царицына иеромонах Илиодор (в миру -- Сергей Труфанов). Илиодор входил в «Союз русского народа». В страстных и зажигательных проповедях он призывал бороться с богачами, чиновниками и интеллигентами.

«Проповеди монаха привлекали толпы жителей заводских посёлков под Царицыном, -- замечал историк С. Степанов. -- Он говорил с ними на понятном им языке и о понятных им вещах. Вообще события в Царицыне чем-то напоминали народные движения XVII-XVIII веков».

На выборах в I Государственную думу черносотенцы не получили ни одного мандата. Сами они объясняли это тем, что почти не участвовали в предвыборной борьбе. А. Дубровин так говорил о Думе: «Как верный монархист, я не имею права своим участием санкционировать существование этого сборища, посягающего на неограниченные права монарха».

Во II Государственной думе было около 16 крайне правых депутатов. Самым заметным и ярким из них считался В. Пуришкевич.

В III Государственной думе крайне правые получили около 45 мест. Ряды депутатов-черносотенцев пополнились ещё одним ярким лидером - членом курского СРН Николаем Марковым.

Состав III Государственной думы был гораздо более правым, чем во II Думе. Большие преимущества на выборах получили помещики. Это в конечном итоге привело к расколу среди черносотенцев. До сих пор они могли единым фронтом выступать против «революционной» Думы. Теперь их взгляды на Думу резко разошлись.

«Дубровинское» направление категорически отрицало необходимость такого учреждения. Народу не нужен парламент, в котором заседают помещики и «денежные мешки», считал А. Дубровин. Это новая перегородка, отделяющая государя от народа. Такая позиция во многом отражала точку зрения простонародья.

В 1908 году «Союз русского народа» раскололся. В. Пуришкевич создал новую черносотенную организацию - «Союз Михаила Архангела». В его программе подчёркивалось, что единственное отличие нового союза от СРН - признание необходимости законодательной Думы.

III. Кадеты

Конституционно - демократическая партия не была социалистической. И в её составе было больше интеллигенции и либерально настроенных помещиков, нежели рабочих и крестьян. Хотя крестьяне составляли в кадетской партии не более 20%. Тем не менее аграрный вопрос занимал не последнею роль в их программе.

Из разделов о аграрном законодательстве (составил бывший министр земледелия Н.Н. Кутлер) видно, что одним из главных направлений деятельности партии было улучшение жизни крестьянства. Примером тому является пункт № 31 об отмене выкупных платежей и пункт № 36, говорящий о необходимости «увеличения площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев, государственными, удельными, кабинетными и монастырскими землями, а также путем отчуждения для этой цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой, нерыночной оценке». Пункт № 38 призывает к «широкой организации государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян».

Проблема аграрного развития страны стала коренной для всех четырех Дум. На выборах в первую Государственную думу победили кадеты (члены партии конституционных демократов, председатель С.А. Муромцев - кадет), которые имели 179 мест, или 37,4% (на июль 1906 г.). Большинство крестьянских депутатов вошли в группу трудовиков, которая от крестьян получила более 400 наказов к началу заседания Думы. Центральным вопросом работы первой Государственной думы стал аграрный вопрос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики и эсеры.

Ниже представлен проект кадетов, так называем проект 42-х, который предусматривал: ограничение помещичьего землевладения; в собственности помещиков оставались только «образцовые хозяйства»;передачу государственных, удельных и части помещичьих земель крестьянам в частную собственность за выкуп (операция должна была совершаться через Крестьянский поземельный банк);ликвидацию общинных структур как сковывающих крестьянскую инициативу; участие специальных земельных комитетов в передаче земли крестьянам; Деревянко А.П. История России с древнейших времен до конца XX века с.321Государственной Думе прения по аграрному вопросу разворачивались в основном между кадетами и трудовиками с одной стороны и царским правительством с другой.

Кадеты внесли на рассмотрение в I Думе свой законопроект, где речь шла о принудительном отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Глава правительства выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Дума негодовала и выразила правительству недоверие.

Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства. Данный аграрный проект не мог устроить правительство, так как он затрагивал интересы помещиков. И поэтому 9 июня 1906 года первая Государственная дума была распущенна.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.