Рефераты. Политический деятель граф Потемкин-Таврический

p align="left">В Поволжье проживало в первой четверти XVIII в. до 0,5 млн. человек нерусских людей, столько же -- русских. Мордва и мари, чуваши и татары постепенно сдвигались на восток, в Заволжье Уриуралье, смешивались друг с другом и с русскими в пределах селений, городов, районов. Постепенно численность русских растет. В 60-е гг. они составляют здесь примерно 70% населения. В Поволжье все большее значение приобретают, помимо земледелия и скотоводства, отхожие промыслы (кожевенные, мыловаренные, салотопенные, свечные, красильные заведения), торговля. Работают крупные (в Казани) и мелкие мануфактуры. Местные «ясачные люди> беднели от обезземеливания, роста платежей и вымогательств чиновников. Однако налоги и поборы с них оставались значительно меньшими, чем с живших тут же русских.

В Башкирии, помимо башкир, проживали русские, татары, чуваши, мари, удмурты и иные народы. Кроме скотоводства и земледелия, жители занимались промыслами (выделка изделий из кожи, металлов и др.), работали на заводах Урала. Их заставляли строить города, крепости, пограничные оборонительные линии.

В течение XVIII столетия усиливалось русское влияние на Кавказе. Расширялись традиционные связи России с Кабардой, жители которой были наиболее многочисленным и сильным из народов адыге. Здесь развивались феодальные отношения, торговые связи с соседями, в том числе с Россией. Раздробленность (к середине века в Большой Кабарде было 20 владетельных князей, в Малой Кабарде-- 12), феодальные распри и войны приводили к переселениям жителей, нашествиям воинственных соседей -- калмыцких и крымских ханов.

На Северном Кавказе издавна жили русские -- терские и гребенские казаки по Тереку, старообрядцы по реке Куме. Тысячи донских казаков поселили в XVIII в. на реке Сулак, в городе Кизляре. Сюда же ссылали из центра России провинившихся солдат. За владение Северным Кавказом вели борьбу Турция, Персия, Крым, Россия. Кабарда то вступала в российское подданство, то выходила из него в зависимости от обстановки.

Персидский, или Каспийский, поход Петра Великого 1722-- 1723 гг. закончился присоединением к России западного и южного побережья Каспия. Но в середине 30-х гг. по договору с Надиршахом, правителем Персии, эти земли пришлось оставить.

В ходе русско-турецкой войны 1768--1774 гг. Кабарда, Северная Осетия присягнули на подданство России. Мирный договор 1774 г. с Турцией закрепил окончательное включение Кабарды в состав России. С декабря 1783 г. граница между обоими государствами стала проходить по Кубани. По Георгиевскому трактату того же года под протекторат России вступила Восточная Грузия.

После русско-турецкой войны 1787--1791 гг., в ходе которой русские войска громили турок не только на Дунае, но и на Северном Кавказе, Ясский договор закрепил за Россией Кабарду, правый берег Кубани, Тамань. Для защиты этих владений русское правительство в 1792--1793 гг. переселило на Кубань из междуречья Днепра и Буга Черноморское казачье войско. Началась русская колонизация Северного Кавказа -- военная (строительство городов, крепостей, пограничных линий), помещичья (занятие земель, переселение крепостных), вольная (крестьянская и казачья)

В XVIII в. русские люди продолжали заселение и освоение обширных земель Сибири, продвигались на новые земли -- на Чукотку и Курильские острова, в глубь Камчатки.

Экспедиции В.Беринга и А. И. Чирикова (1728--1729 гг., 1741 г.) обследовали северо-восточную оконечность азиатского материка. Они заново открыли (впервые это сделал С. И. Дежнев в 1648 г.) в 1741 г. пролив между Азией и Америкой, который потом назвали Беринговым. Обследовали, впервые из европейцев, острова Алеутского архипелага, достигли берегов Аляски.

Продолжались открытия и в сибирской части Северного Ледовитого океана. По южной окраине Сибири русские землепроходцы ставят новые крепости, в том числе Омскую (1716 г.), Семипалатинскую (1718 г.), Усть-Каменогорскую (1720 г) и другие. Русские владения, постепенно расширяясь к югу, приближаются к пределам Джунгарии (Западной Монголии).

Развитие горных промыслов (прииски, заводы) стимулировало вольную колонизацию -- в Сибирь потянулся беглый народ. Сюда же власти ссылали провинившихся. Появляются школы (Тобольск, Енисейск и другие города). Именно в Сибири И. И. Ползунов построил первую в мире паровую машину.

Местные нерусские народы по-прежнему жили в условиях первобытности. Они, с одной стороны, были объектом грабежа местной администрации; с другой -- общались с русскими, и это их взаимно обогащало (хозяйственные навыки, приспособления, обычаи, одежда, язык и др.).

2. Потемкин Григорий Александрович - политический деятель XVIII века

2.1. Жизненный путь Григория Александровича Потемкина

В один из теплых майских вечеров 1774 года к церкви св.Самсония, что на Выборгской стороне, подъехала наглухо закрытая карета. Из нее вышла величественная дама в сопровождении всего одной спутницы. Гостей уже ожидали, в церкви все было готово к обряду. Жених -- 35-летний мужчина, с властным, породистым лицом -- мог считаться завидной партией для любой петербургской невесты. Звание генерал-майора, заслуженное на поле боя, придворный чин генерал-адъютанта, обширные связи в высших сановных кругах, неплохое состояние, безупречное происхождение из старинной дворянской семьи, пустившей корни в России и Польше, -- все это сулило блестящую будущность женщине, согласившейся разделить с ним судьбу. Однако та дама, которой он 12 лет назад посвятил свое сердце и с которой сегодня священник соединил его руку, сама могла вознести любого на недосягаемую высоту и наделить сказочным богатством.

Венчание было тайным. Кроме молодых присутствовали всего четверо доверенных лиц. Дойдя до слов «жена да боится мужа своего», священник запнулся, замолчал и в страхе поднял вопросительный взгляд на невесту. Она ласково кивнула ему в подтверждение: да боится. После обряда новобрачные попрощались и разъехались порознь, как и прибыли. Так, тихо, без подобающей роскоши и помпезности, произошла вторая свадьба императрицы Екатерины Великой. Только на этот раз ее мужем стал человек, которого она действительно хотела назвать и называла в письмах «владыкой». Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVIII в.: Государственные деятели Смутного времени / Л.Е. Морозова. М., Школа-Пресс, 2000. - С. 348

Подробности этого венчания сохранились в семейных преданиях крупных русских и польских дворянских родов: Браницких, Воронцовых, Строгановых, Волконских, Самойловых, Бобринских, Чертковых, Энгельгардтов, Раевских -- чьи общие предки А.Н.Самойлов, А.В.Энгельгардт и Е.А.Чертков присутствовали в тот вечер на обряде. Эти рассказы собрал и опубликовал в конце прошлого века известный русский издатель и историк П.И.Бартенев, отстаивавший их достоверность; к его мнению присоединился ЯЛ.Барсков, один из наиболее тонких знатоков литературного наследия Екатерины II; уже в советское время той же точки зрения придерживался Н.Я.Эйдельман, которому удалось опубликовать подготовленную еще Барсковым подборку записок императрицы к Потемкину. Изучение переписки Екатерины II и ее ближайшего соратника подтвердило это мнение. Корреспонденты называют себя «мужем» и «женой», «дорогими супругами», соединенными «святейшими узами», на протяжении долгих лет поздравляют друг друга с неким их «собственным праздником». Будь такие обращения сознательной эпистолярной игрой, то, по законам времени и жанра, они повторились бы в посланиях императрицы и светлейшего князя к другим возлюбленным, но ничего подобного не произошло. «Святейшие узы» брака скрепили наших героев лишь однажды. Некоторые особенности русского придворного этикета той поры, например, почести, оказываемые Потемкину во время его многочисленных поездок, тоже подтверждают, что речь идет об августейшем лице. На эту деталь обратила внимание современная английская исследовательница И. де Мадарьяга, но первым подобный взгляд на «странную» несообразность внешнего положения Потемкина и его этикетного равенства членам императорской фамилии высказал крупнейший биограф Екатерины Великой прошлого века А.Г.Брикнер.

Каким он был, этот человек, с которым соединила свою судьбу самая знаменитая из русских императриц?

Один из исторических анекдотов, который государыня и Потемкин сами не раз любили вспоминать в веселой компании, рассказывает, что в день переворота 28 июня 1762 года Екатерина, переодетая в Преображенский мундир, выхватила из ножен саблю, призывая гвардию в поход на Петергоф. Но на рукоятке клинка не оказалось положенного по уставу офицерского темляка. «Темляк, темляк!» -- пронеслось над полками. Вперед выехал молодой офицер и, спасая Екатерину от конфуза, предложил ей свою ленточку. Пока темляк перевязывали, лошади заигрались, и когда офицер тронул поводья, чтоб вернуться в строй, его конь не двинулся с места. Время было дорого... «Ну что ж, молодой человек, едемте вместе, -- обратилась к конногвардейцу Екатерина, -- видно, не судьба вашему жеребцу отходить от моей кобылы».

Был ли в действительности случай с темляком или императрица и светлейший князь подшутили над своими доверчивыми гостями (да и над потомками заодно) -- кто знает? Отметим лишь одно: на самом деле будущие супруги и фактические соправители были знакомы задолго до переворота. Потемкин принял деятельное участие в подготовке заговора и состоял у великой княгини, как тогда говорили, «в секрете», то есть входил в узкий круг посвященных лиц. Среди в целом малообразованных гвардейцев Григорий Александрович выделялся умом, начитанностью и хорошими манерами. Он сразу обратил на себя внимание Екатерины, и она приблизила его к себе.

В прошлом питомец Московского университета, получивший золотую медаль и в числе 12 лучших учеников представленный Елизавете Петровне, Потемкин был изгнан из стен альма матер, по официальной версии, «за леность и нехожение в классы», а по рассказам товарищей, за колкий стихотворный памфлет на немецкую профессуру. К этому времени будущий светлейший князь знал уже шесть языков: немецкий, французский, латынь, древнегреческий, польский и старославянский. Он все больше погружался в изучение богословских дисциплин, проводя время в богатых библиотеках Греческого и Заиконоспасского монастырей в Москве. Его влекло не военное, а духовное поприще, но судьба распорядилась иначе. Потеряв отсрочку, дававшуюся недорослям до окончания обучения в университете, Потемкин был вынужден отправиться в полк.

Товарищи Потемкина по университету рассказывали любопытную, похожую на легенду историю. Григорий Александрович мечтал иметь знаменитую тогда «Естественную историю»

Ж.Бюффона, но денег на покупку не хватало. И вот приятели в складчину приобрели ему это издание и подарили на именины. Потемкин бегло пролистал книгу и отложил в сторону. «Мы думали, что ты обрадуешься», -- упрекнули его гости. «Ей Богу, братцы, я уже прочел», -- ответил именинник. Присутствовавшие подняли его на смех. «Открывайте любую страницу, читайте любую строчку, я продолжу», -- потребовал Потемкин. Проверку доказала, что он говорил правду.

Врожденная способность к скорочтению в сочетании с уникальной памятью впоследствии позволяли Потемкину не только прочитывать все приходившие в Россию из-за границы книги, но и оперативно использовать свои поистине энциклопедические знания в повседневной работе.

Уже став светлейшим князем и фельдмаршалом, и обладая, казалось, всеми благами земными, Григорий

Александрович не раз вспоминал о мечте юности и надеялся в один прекрасный день «повергнуть все богатства, полученные от щедрот ее императорского величества, к освященным стопам» своей госпожи и супруги и уйти странствовать по святым местам, чтобы потом затвориться в одном из дальних монастырей. Лишь следуя европейской рационалистической традиции, можно увидеть в желании князя рисовку или противоречие с занимаемым им в миру высоким положением. Для человека, глубоко верующего, который еще в юности предпочел православную духовность новейшей просветительской философии, такой ход мыслей был совершенно естественным. Данилов А.А. История России. ХVIII век: справочные материалы. М., ВЛАДОС, 1996. - С. 245

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.