Рефераты. Политический портрет Авраама Линкольна

Политический портрет Авраама Линкольна

58

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории

Выпускная квалификационная работа

по специальности «История»

Политический портрет Авраама Линкольна

Оглавление

Введение

Глава I. На пути к президентскому креслу: становление А. Линкольна как политика

Глава II. Политическая деятельность Линкольна на посту президента США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена не прекращающимися дискуссиями об исторической роли Авраама Линкольна в национальной истории Соединенных Штатов Америки. Вплоть до сегодняшнего дня в историографии бытуют прямо противоположные оценки президентства Линкольна: от откровенно апологетических до почти оскорбительных. В первом случае 16-й президент США предстает перед нами в образе спасителя американской демократии, освободителя рабов и государственного деятеля, предотвратившего распад Соединённых Штатов. Во втором случае он изображается абсолютно «серым» политиком, который повинен в разжигании четырехлетней Гражданской войны, унёсшей жизни около 600 тыс. американцев. В этой связи объективная оценка фигуры Линкольна становится важной научной задачей, особенно с учетом того, что в этом году исполняется 145 лет со дня его смерти. Между тем, жизнь и деятельность Линкольна представляют не только научный интерес. Изучая биографии президентов, мы познаем духовные ценности и ментальность американцев, а это способствует росту взаимопонимания между нашими народами.

Историография проблемы. 145 лет прошло после убийства А. Линкольна, но дискуссии вокруг его имени и событий, связанных с ним, не утихают в исторической науке и по сей день.

Американская историография. На основе изучения историографических обзоров, подготовленных российскими исследователями (№16, 21, 22, 33), можно сделать вывод о существовании в американской историографии 2-х ключевых подходов к оценке исторической роли Авраама Линкольна.

Первый принадлежит историкам консервативного направления и характеризуется трактовкой фигуры 16 президента как человека ничем не примечательного, не блещущего умом, по иронии судьбы попавшим на пост президента США. С позиций таких исследователей, как Е. Каултер, Симкинс, Рэнделл и др., именно в силу своей бездарности и политической провинциальности, Линкольн допустил самый кровопролитный братоубийственный конфликт в истории США (№33, стр. 257-259).

Второй подход проявляется в работах историков преимущественно левой и радикальной ориентации - У. Дюбуа, У. Фостера, Ф. Фонера, Г. Аптекера, Д.М. Поттера, К.Ван Вудворда, Д.Мак Карделла и других. Их труды оценки содержат следующий комплекс оценок: 1) Линкольн пользовался поддержкой большинства американцев, отличался исключительной честностью и не злоупотреблял властью, данной ему в годы войны; 2) личность и деятельность А. Линкольна во многом определила судьбу США в сложный и драматический период Гражданской войны, направив их историю в единственно верное русло. Была восстановлена целостность Союза, уничтожено рабство, тормозившее развитие страны, демократическим путем был решен аграрный вопрос;3)Линкольн является национальным героем, воплощением революционных традиций, человеком, навеки обессмертившим себя опубликованием Прокламации об освобождении рабов, открывшим новую, важнейшую страницу в истории американского народа (№33, стр. 261-262).

Отечественная историография уделяла внимание биографии Линкольна главным образом в связи с событиями Гражданской войны 1861-1865 годов. В сочинениях по этой проблеме повествования о жизненном пути президента не были самостоятельными, а вписывались в общий замысел освещения революционного конфликта. Данная традиция была заложена в трудах первых советских американистов А.В. Ефимова (№23, 24, 25), М.М. Малкина (№44), А.И. Блинова (№15), И.П. Дементьева (№21, 22), развита новым поколением советских американистов Р. Ф. Иванова (№28, 29, 30), Г.П. Куропятника (№39, 40, 41), С.Н. Бурина (№17) и продолжает существовать в работах современных российских историков, к примеру, Т.В. Алентьевой (№10, 11, 12, 13, 14) и других. Ряд общих работ по истории США, при анализе истории Гражданской войны 1861-1865 годов не могли не затронуть личности Линкольна как президента, который был непосредственным участником этих событий (№27, 31, 32, 34, 36, 38, 49, 50).

В заключение следует констатировать, что на сегодняшний день в отечественной историографии существует лишь одна работа, посвященная политической биографии Авраама Линкольна. Она принадлежит известному специалисту Р.Ф. Иванову, который еще в 1964 году опубликовал монографию «Авраам Линкольн и Гражданская война в США» (№28). Основанная на анализе широкого круга источников: неопубликованных архивных материалов, документов конгресса США, прессы, эта монография до сих пор сохраняет свою научную значимость, о чем свидетельствует ее переиздание спустя год после смерти автора в 2004 году (№29).

Исходя из степени разработанности темы в американской и отечественной историографии, автор определяет следующие цели задачи.

Цель дипломной работы - проанализировать жизненный путь, политическую карьеру и общественно-политические взгляды А. Линкольна.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

Изучить формирование и развитие взглядов А. Линкольна на такие ключевые проблемы американской общественно-политической мысли, как институт рабства, целостность государства и судьба Юга;

Рассмотреть процесс становления Линкольна как политика, уделив особое внимание атмосфере, в которой проходило его детство и юность, психологическим характеристикам, важнейшим событиям его политической карьеры до избрания на пост президента США.

Проанализировать деятельность Линкольна как главы исполнительной власти США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг., осветив эволюцию его подходов к решению конфликта между Севером и Югом.

Объектом нашего исследования является портрет Авраама Линкольна как политического деятеля, а предметом - его жизненный путь, политическая карьера и общественно-политические взгляды.

Территориальные рамки нашей работы включают территорию Соединенных Штатов Америки.

Хронологические рамки дипломной работы составляют годы жизни Авраама Линкольна - 1809-1865 годы. При этом с самого начала следует оговориться, что наибольшее внимание в сочинении будет уделено его политической деятельности на посту лидера Республиканской партии и президента США.

Источниковая база исследования. Использованные в работе документы с известной долей условности можно разделить на несколько групп.

1. Публичные выступления А. Линкольна. Эту группу составляют, прежде всего, инаугурационные речи президента (№1). В них А. Линкольн подводил итоги деятельности своих предшественников, определял основные направления социально-экономического развития США в период его президентства. Ценность подобного рода источников сложно переоценить, поскольку они отражают трансформацию взглядов А. Линкольна на проблему рабства, единства государства и взаимоотношений с конфедератами.

2. Законодательные акты и нормативно-правовые документы, принятые в эпоху Гражданской войны 1861-1865 гг. К ним, в первую очередь, относятся американская Конституция, поправки к основному закону, свидетельствующие об изменениях в социально-экономической сфере государства. Особо следует выделить закон об отмене рабства и гомстед-акт, инициатором принятия которых выступил А. Линкольн. Данная группа источников сконцентрирована в различных хрестоматиях и сборниках документов (№2, 4, 5, 6).

3. Работы политических и общественных деятелей-современников событий. К этой группе источников относятся работы К. Маркса и Ф. Энгельса (№3, 8), которые пристально следили за событиями Гражданской войны в США и в том числе давали оценки деятельности А. Линкольна. Данную группу дополняют труды русского революционного демократа Н.Г. Чернышевского. Его статьи в журнале «Современник», переизданные в Собрании сочинений (№7), насыщены скрупулезно собранной информацией о политике Линкольна. Анализ работ Н.Г. Чернышевского потребовал серьезной источниковедческой критики, поскольку автор с очевидной симпатией относился к 16 президенту США, считая его революционером, борцом за уничтожение рабства.

Таким образом, обширная источниковая база, на наш взгляд, позволила обеспечить необходимую репрезентативность и достоверность фактического материала, дала возможность решить поставленные задачи исследования.

Методология исследования.

В данной работе используются принципы историзма, научной объективности. Принцип историзма выражается в подходе к действительности как к развивающейся во времени, что позволило рассмотреть закономерности развития исследуемых объектов. Принцип объективности позволил подходить ко всем вопросам и явлениям критически, исходя из имеющихся фактов.

В данной работе используются такие методы, как историко-сравнительный метод, хронологический метод, системный метод.

Историко-сравнительный метод позволяет рассмотреть историческое явление, обстоятельства его возникновения, какие этапы в своём развитии прошло и чем оно впоследствии стало.

Хронологический метод предполагает изучение исторических событий с точки зрения их развития, он позволяет нам рассмотреть все явления в процессе последовательности и помогает локализовать рамки нашего исследования.

Системный метод позволяет рассмотреть явление в общей системе с другими явлениями, фактическое соотнесение информации источников, логическую проверку показаний, соотнесение источников с реально развившимися событиями.

Структура работы обусловлена основной целью и задачами исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка источников и литературы.

Глава I. На пути к президентскому креслу: становление политика

Предки Линкольна по отцу прослежены до Сэмюэла Линкольна (англ. Samuel Lincoln), ткача, который 1637 году эмигрировал из Хингэма в британском Норфолке в Хингэм в Массачусетсе. Линкольн родился 12 февраля 1809 года в семье необразованных фермеров Томаса Линкольна и Нэнси Хэнкс, живших в маленькой бревенчатой хижине на ферме в округе Гардин, штат Кентукки (недалеко от городка Ходженвилл). Он был назван в честь дедушки, убитого индейцами. Когда Аврааму было семь лет (1816 год), семья перебралась в Индиану, а чуть позже в Иллинойс. В девять лет (1818) Авраам потерял мать, после чего его отец женился на вдове Саре-Буш Джонстон. Мачеха, имевшая троих детей от первого брака, считала, что дети должны получить образование (№40, стр. 20). Линкольн стал первым в семье, кто научился писать и считать, хотя, по его же признаниям, он посещал школу не более года из-за необходимости помогать семье. С детства он пристрастился к книгам, пронёс любовь к ним через всю свою жизнь. Деннис, друг его детства, впоследствии писал: «После того, как Эйбу исполнилось 12 лет, не было случая, когда бы я его видел без книги в руках. По ночам в хижине он опрокидывал стул, заслонял им свет, усаживался на ребро и читал. Это было просто странно, чтобы парень мог столько читать» (№40, стр. 13). В детстве Линкольном были прочитаны Библия, «Робинзон Крузо», «История Джорджа Вашингтона», басни Эзопа (№37, стр.21).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.