Рефераты. Политика римских императоров в период принципата

p align="left">Траян ответил: «Если постройка новых бань не будет обременительна для средств прусцев, то мы можем согласиться на удовлетворение их желания; лишь бы только они для этой цели не прибегали к новому обложению или не оказалось бы у них на будущее время недостатка средств для неотложных расходов». (Траян -Плинию. ХХХV. 25) В некоторых случаях принцепсы могли изменить налоги. Так, например, Антонин Пий в 158 г. пожаловал городу в Македонии, опять-таки в ряду прочих привилегий, право взимать со свободных подушный налог в размере одного денария, чтобы обеспечить доход для удовлетворения неотложных нужд19 .

В Римской империи существовали строгие нормы, которые касались официальной национальной одежды и обуви римлян. Римлянам предписывалось ходить в национальной одежде: тогах и сандалиях. Г.С. Кнабе рассказывает о случае описанном Светонием, когда Август увидел на форуме группу граждан, стоявших без тог, в одних туниках, и сделал им резкий выговор, сказав, что нет для римлянина большей чести, чем выйти на форум в тоге.20 Вплоть до развития империи на улицах, в домах, тавернах и общественных зданиях царила крайняя теснота. Ювенал так описывает центр Рима эпохи Флавиев:

…Мнет нам бока огромной толпою

Сзади идущий народ: этот локтем толкнет, а тот палкой

Крепкой, иной по башке тебе даст бревном иль бочонком;

Ноги у нас все в грязи, наступают большие подошвы

С разных сторон и вонзается в пальцы военная шпора21

Новые правила городской застройки, были установлены императором Нероном после великого пожара 64 г. Императоры заботились о постройках бань и водопроводов для нужд римлян. Были построены огромные термы, почти каждый император старался построить более большие термы и другие общественные здания, чтобы сохранить свое имя в веках.

1.4 Религиозная политика римских императоров в период принципата

В период принципата происходят значительные изменения в религиозной политике Римской империи - происходит становление культа императора. Еще ранее многие правители Римской империи связывали себя с божествами, которые им особо покровительствуют: Сулла - с Фортуной и Афродитой, Цезарь - с Венерой, считавшейся родоначальницей рода Юлиев, Антоний - с Дионисом, Октавиан - с Аполлоном.22 Правители всегда старались иметь идеологическое воздействие на плебс. С начала своего правления Август старался проповедовать и среди знати правила добродетели: мужество, справедливость и снисходительность. В Риме Август учредил особый культ божества мирного времени, которое стало называться Pax Augusta - Августов Мир, и повелел построить на Марсовом поле роскошный беломраморный Алтарь Мира, украшенный изящными скульптурными рельефами.

Пропагандировалось начало «золотого века», наступившего благодаря Августу. Усиливалось обожествление Августа, а после его смерти все императоры именовали себя Августами. Поддерживалось убеждение, что император это наместник бога на земле и в его четь воздвигали храмы и отправляли императорский культ. Указание на культ императора можно увидеть в работах многих историков. И если в правление Августа это было не так явно, то далее это только усиливалось. Например, Светоний пишет: «Храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением - ему и богине Роме (богине города Рима). А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез. Даже серебряные статуи, которые были отлиты в его честь, он все перелил на монеты и на эти средства посвятил два золотых треножника Аполлону Палантинскому». (Светоний. Август. 52). В переписке Плиния с Траяном мы видим, что жители провинции принимали на себя торжественные обеты за благополучие императора. (Плиний - Траяну. ХLIV. 35). Культ императора стал обязательным, и его нарушение строго каралось. Неверие в вечность и божественность императора и «вечного города» Рима стали трактоваться как государственная измена.

В Римской империи периода принципата появляются первые упоминания о христианах. Например, Тацит: «…Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого происходить это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме». (Тацит. Анналы. XV, 44) Упоминание о борьбе с христианами можно найти и в переписке Плиния с императором Траяном, который спрашивал у императора о мерах которые ему следует предпринять по отношению к христианам. (Плиний Траяну. ХСII.)

Религиозная политика императоров нашла свое отражение на монетах Империи и зависимых государств. На монетах изображались сами императоры или члены их семьи в виде различных божеств, встречаются изображения небесных светил - солнца, луны, звезд, созвездий. На монетах Римской империи часто встречаются мифологические сцены и герои: Ромул и Рем, Нума, Гораций и Куриаций и другие. На монетах изображались религиозные сцены с участием императора: император предстает в жреческой одежде или военном костюме у алтаря или храма в сценах жертвоприношений. Например, император Траян в 107 года выпускает серию монет с изображением всех божеств и обожествленных понятий, что должно было связать его правление с «римским мифом».25

1.5 Выводы

В Римской империи периода принципата сложилась интересная система управления, сочетавшая в себе органы управления республики и единоличного правителя, по своей сути императора. Противоречивость этой системы давала большие возможности для возникновения тирании. Вся политика императоров была направлена на пропаганду своей единоличной власти, «поддерживаемой» всем народом. Как мы видим из источников приход к власти того или иного правителя часто зависел от отношения к нему армии, что приводило правителя в некоторую зависимость от нее. Принцепсы были вынуждены устраивать различные зрелища и раздачу денег, чтобы поддерживать хорошие отношения с армией и народом. Чтобы упрочить свое положение правители старались идеологически воздействовать на население римской империи, объявляя свою власть - властью наместника бога на земле. В период принципата постепенно формируется система императорской власти, когда все решения зависят от одного человека в государстве - императора.

В целом период принципата это время расцвета Римской империи. Время, когда были завоеваны огромные территории, построены великолепные памятники архитектуры. Но так как в Римскую империю входили народы, находящиеся на разных ступенях развития это приводило к социальной нестабильности и постоянной необходимости иметь сильную армию для усмирения мятежных провинций.

Глава 2. Сравнительная характеристика правления императоров различны династий в период принципата и отношение к ним различных слоев населения

2.1 Сравнительная характеристика правления императоров из династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов

Все императоры периода принципата, начиная с Августа, стремились остаться в памяти потомков. Некоторые остались в памяти как справедливые правители, другие как тираны и сумасшедшие.

Династия Юлиев-Клавдиев: Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Август основатель династии Юлиев-Клавдиев для многих римлян стал образцом правителя, но его приемники оказались не такими талантливыми. У Светония есть упоминание о словах Августа о своем приемнике Тиберии: «В народе говорили, будто однажды после тайной беседы с Тиберием, когда тот ушел, спальники услышали слова Августа: «Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти!» Небезызвестно и то, что Август открыто и не таясь осуждал жестокий нрав Тиберия, что не раз при его приближении он обрывал слишком веселый или легкомысленный разговор, что даже усыновить его он согласился только в тщеславной надежде, что при таком преемнике народ скорее пожалеет о нем» (Светоний. Тиберий. 21).

Гай Калигула в своем сумасшествии превратил принципат в откровенную монархию, лишив его всякой внешней оболочки республиканского строя. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу, и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»26 О его приемнике Клавдии Тацит написал так: «Это был принцепс, у которого не было других мыслей и другой неприязни, кроме подсказанных и внушенных со стороны» (Тацит. Анналы. XII, 3). Нерон был самым расточительным из принципов, жизнь его была наполнена разгулом, развратом и жестокостью: «…Нерон заявил однажды: «Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось!» (Светоний. Нерон. 32) После свержения и смерти Нерона династия Юлиев-Клавдиев прекратила свое существование.

На смену Юлиям-Клавдиям пришла династия Флавиев: Веспасиан, Тит, Домициан. Пришедший к власти, после хаоса гражданской войны, Веспасиан сумел восстановить величие Рима, навел порядок в провинциях. Тацит (История. I, 50) считал, что Веспасиан - единственный император, которого власть изменила в лучшую, а не в худшую сторону: «он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову».27 Его сын Тит достойно продолжил дело своего отца и стал справедливым и добрым правителем, его правление длилось всего два года, а его смерть огорчила весь народ. Династию продолжил младший сын Веспасиана Домициан. Его правление превратилось в широчайший и жесточайший террор, и его смерть была встречена ликованием в сенате, только воины, которым он раздавал большие деньги, хотели отомстить за него. (Светоний. Домициан. 23) Династия Флавиев прекратила свое существование. По мнению историка Е.В. Федоровой эпилогом к этому периоду императорского Рима могут служить слова Марциала:

Флавиев род, как тебя обесчестил твой третий наследник!

Из-за него не бывать лучше б и первым двоим.

Правление династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод - часто называют «золотым веком» империи. Особенностью этой династии было то, что все правители усыновлялись своими предшественниками с одобрения армии и сената, то есть они были выборными правителями (кроме Коммода, унаследовавшего власть от своего отца Марка Аврелия). В Панегирике Плиния Младшего написано: «…Вот новый и неслыханный путь к принципату. Тебя сделала императором не твоя собственная страсть, не собственный твой страх, но польза других, испытываемое другими опасение… ты принял на себя управление в тот момент, когда другой стал сожалеть о том, что он его имел». (Плиний Младший. Панегирик. 7). Эта новая форма избрания правителя, позволила примирить императора и сенат. Тацит считает, что Нерве удалось соединить до толе не совместимые вещи - принципат и свободу. Годы правления Нервы и Траяна он называет годами «редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» (Тацит. История. I, 1).

Очень противоречивым человеком римские историки описывают Адриана: «Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, откровенным и лицемерным, жестоким и милостивым; всегда во всех проявлениях своей натуры он был переменчивым». (АЖА. Адриан. XIV).29 Его приемник Антонин Пий сохранил о себе очень хорошую славу, особенно в провинциях, так как он был очень благородным и нетщеславным правителем: «…Он был от природы очень милосердным и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка». (АЖА. Антонин Пий. II).30 Марк Аврелий вошел в историю как император-философ. О Марке Аврелии античные историки отзываются так: «Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: «Государства процветал бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами». (АЖА. Марка Антонина XXVII). Коммод, последний представитель династии Антонинов, в своих действиях был похож на Тиберия, Калигулу, Домициана и был убит в результате заговора. Славная династия Антонинов пришла к бесславному концу.31

Как итог этой главы можно сказать, что все приемники Августа не смогли стать хорошими правителями и пускай в различных династиях встречаются тираны-деспоты, но в династии Юлиев-Клавдиев все, за исключение Августа, не обладали даром управления. Короткое время правления династии Флавиев можно охарактеризовать, как в целом время благополучия. Очень яркий пример талантливых правителей можно видеть в династии Антонинов, которым удалось примириться с сенатом, что принесло немало пользы римскому государству.

2.2 Отношение различных слоев к принцепсам

Начиная с Августа можно видеть, как важно было для правителей поддержка населения. Благодаря поддержке армии и плебса Август пришел к власти, и он старался быть щедрым и справедливым правителям. Но отношение к его приемникам было уже другим: «…Когда чернь в обиду ему рукоплескала другим возницам, он воскликнул: «О, если бы у римского народа была одна шея!» (Светоний. Гай Калигула. 30) «Каковы были эти времена, можно судить по тому, что даже вести об убийстве люди поверили не сразу: подозревали, что Гай сам выдумал и распустил слух об убийстве, чтобы разузнать, что о нем думают люди» (Светоний. Гай Калигула. 60). Различно было отношение к императору Клавдию - римские плебеи были довольны принципсом, который организовывал раздачи и зрелища, проявлял заботу о благоустройстве столицы, провел новые водопроводы, реконструировал порт в Остии и обеспечил регулярный подвоз хлеба в Рим. Но римская знать и сенат относились к Клавдию пренебрежительно. К императору Нерону все население Римской империи относился отрицательно и был рад его свержению.

Веспасиан, талантливый полководец, пользовался доверием армии и сумел установить хорошие отношения с сенатом и провинциальной знатью: «Щедр он был ко всем сословиям: сенаторам пополнил их состояния, нуждавшимся консулярам (бывшим консулам) назначил по пятьсот тысяч сестерциев в год, многие города по всей земле отстроил еще лучше после землетрясений и пожаров, о талантах и искусствах обнаруживал величайшую заботу» (Светоний. Веспасиан. 17). К Титу народ и сенат также относился очень хорошо, что резко контрастирует с отношением к его младшему брату Домициану: «К умерщвлению его народ остался равнодушным, но войско негодовало: солдаты пытались тотчас провозгласить его божественным и готовы были мстить за него, но у них не нашлось предводителей… Сенаторы, напротив, были в таком ликовании, что наперебой сбежались в курию, безудержно поносили убитого самыми оскорбительными и злобными возгласами, велели втащить лестницы и сорвать у себя на глазах императорские щиты и изображения, чтобы разбить их оземь, и даже постановили стереть надписи с его именем уничтожить всякую память о нем» (Светоний. Домициан. 23).

Нерва и Траян сумели расположить к себе сенат, но армия относилась к ним различно, осенью 97 года в Риме преторианцы подняли мятеж, и Нерве ничего не оставалось делать, как срочно усыновить Траяна, который вел войска на Рим. По свидетельству Плиния Младшего Нерва передал Траяну «императорскую власть, чуть было не рухнувшую над головой императора».32 По свидетельству античных авторов армия хорошо относилась к императору Адриану: «…Он был очень любим воинами за свою исключительную заботу о войске и за то, что по отношению к ним он был очень щедр». (АЖА. Адриан. XXI) Он старался ладить с различными социальными группами: уважал сенат, заботился о плебсе, продолжая традиционную политику предоставления ему «хлеба и зрелищ». Однако, когда в конце жизни Адриан заболел, в ожесточении он погубил многих людей из своего окружения, чем навлек на себя всеобщую ненависть.33 Умными и справедливыми правителями показали себя Антонин Пий и Марк Аврелий.

Об императоре Коммоде говорили, что все его достоинства исчерпываются его внешностью: «Войну, которую отец его Марк Аврелий почти закончил, он прекратил, приняв требования врагов, и возвратился в Рим. Пьянствуя до рассвета и расточая средства Римской империи, он по вечерам таскался по кабакам и домам разврата. Для управления провинциями он посылал либо соучастников своих позорных похождений, либо людей, рекомендованных этими соучастниками. Сенату он стал до такой степени ненавистен, что и сам, в свою очередь, начал жестоко свирепствовать на погибель этому великому сословию и из презренного превратился в страшного» (АЖА. Коммод. III).34

2.4 Выводы

Императорская власть Римской империи в период принципата сохраняла некоторые черты республики, но характер взаимоотношений правителя и сената определялся лишь характером самого правителя. Если правитель был тираном или деспотом, то он мог единолично принимать любые решения, не считаясь с мнением сената, что приводило к заговору и гибели правителя.

Многие историки считают, что римский народ был очень избалован и порочен, и все их стремления можно уместить в одной фразе: «хлеба и зрелищ», во многом, поэтому отношение различных групп населения часто зависело от того, какую выгоду они имели в правление конкретного принципса. Иногда борьба за власть императора и сената мало затрагивала интересы населения, а была лишь попыткой взять на себя главную роль в управлении государством, часто лишь с целью увеличения своих доходов.

Во все времена мечта об идеальном правителе сопровождала людей, но каждый видел его по-своему, в зависимости от своих интересов, что часто использовали правители, чтобы, опираясь на поддержку определенных слоев населения, попытаться захватить полную власть над Римской империей. Но как показывает пример династии Антонинов можно найти общий язык с сенатом и это может принести немало пользы для народа Римской империи.

Заключение

История Римской империи в период принципата противоречива и этим очень интересна историкам. Система управления периода принципата сочетала в себе органы управления республики и единоличного правителя - императора. Власть императора зависела от его взаимоотношений со своим окружением и армией. Но в целом многонациональное население Римской империи были очень далеки друг от друга и часто негативно относились к главенству Рима, что вело к неизбежному распаду империи.

Отношение различных групп населения часто зависело от того, какую выгоду они имели. Иногда борьба за власть императора и сената мало затрагивала интересы населения, а была лишь попыткой взять на себя главную роль в управлении государством. Каждый слой населения различно представлял себе идеального правителя, и это неизбежно приводило к недовольству тех или иных групп населения. Но в целом, не считая периоды правления династии Юлиев-Клавдиев, после смерти Августа, и Домициана, период принципата - это период расцвета Римской империи, период могущества, которого потом не смогли достичь дальнейшие правители и величайшая империя Древнего мира распалась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1) Веллей Патеркул Римская история, кн.II.//Практикум по истории древнего мира: выпуск 2, Древняя Греция и Рим/под ред. И.С. Свенцицкой М., 1988 С.133-134

2) Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати Цезарей//там же С.136-138

3) Корнелий Тацит Анналы// там же С.134-135

4) Луций Анней Сенека Сатира на смерть императора Клавдия//там же С.132-133

5) Плиний Младший Панегирик императору Траяну//там же С.138-140

6) Плиний Младший Переписка с императором Траяном//Вестник древней истории 1946 №2, С.213-272

7) Речь Клавдия в сенате о допуске в сенат галлов//Практикум по истории древнего мира: выпуск 2, Древняя Греция и Рим/под ред. И.С. Свенцицкой М., 1988, С.129-132

Научная литература

1) Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики

Римской Империи М., 1995

2) Бадак А.Н. Войнич И.Е. Волчек Н.М. История древнего мира. Древний Рим. Минск, 2000

3) Бартон Г.П. Существовала ли в Римской империи долговременная тенденция к централизации власти?//Вестник древней истории 1999 №3, С.55-66

4) Кнабе Г.С. Метафизика тесноты. Римская империя и проблема отчуждения // Вестник древней истории 1997, №3. С.66-78

5) Свенцицкая И.С. Отношение «гражданин-полис» в системе римской империи: проблема отчуждения//Вестник древней истории 1997 №3 С.79-84

6) Федорова Е.В. Люди императорского Рима М., 1990

7) Штаерман Е.М. Кризис античной культуры М., 1975

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.