Рефераты. Польша в середине 40-х-конце 80-х годов

p align="left">Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., сосредоточение в руках государства в результате национализации промышленности достаточно крупных средств, создали условия для перехода к политике индустриализации, необходимость которой диктовалась не только доктринальными соображениями. Ее предопределяли также потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение, порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холодной войны” и гонки вооружений. В шестилетнем плане социально-экономического развития страны на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие прежде всего тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения и др. современных отраслей промышленности. К концу шестилетки производство в них возросло в 2,5 раза по сравнению с 1949 г. Но темпы роста производства в отраслях, производящих предметы широкого потребления, были более низкими. Тем самым в развитие польской промышленности изначально закладывались диспропорции. Население постоянно испытывало нехватку товаров повседневного спроса. Получаемые средства в основном направлялись государством на инвестиции, а не на увеличение покупательной способности населения, вследствие чего его жизненный уровень рос крайне медленно, а в отдельные периоды даже снижался.

В развитии сельского хозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Число производственных кооперативов возросло с 635 в 1950 г. до 9076 в 1955 г. Столь высокие темпы кооперирования во многом обеспечивались широким применением административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Сельское хозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы для проводившейся в это же время форсированной индустриализации. В первой половине 50-х гг. капиталовложения в сельское хозяйство снизились по сравнению с концом предшествующего десятилетия на 24 %, а инвестиции непосредственно в крестьянские хозяйства уменьшились более чем в три раза. Были введены обязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля.

Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах, провозглашавшихся официальной пропагандой. Глухое недовольство в обществе вызывали репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г. (против членов АК, сохранивших верность присяге и не вышедших из подполья после амнистий 1945 и 1947 гг., участников политического подполья, возвратившихся с Запада эмигрантов, а с 1949 г. и ряда руководящих и рядовых членов ПОРП, офицеров Войска Польского, обвинявшихся в право-националистических взглядах или связях с западными разведслужбами, “кликой” Тито, троцкистами и т.д.), которым подверглись десятки тысяч людей. Среди арестованных оказался и бывший лидер ППР В.Гомулка.

Первые попытки скорректировать курс были предприняты после смерти Сталина в 1953 г., но они были робкими и непоследовательными. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу же после съезда умер Б.Берут. Политический кризис, симптомы которого наблюдались уже в предшествующие годы, стал приобретать открытый и всеобщий характер. Он охватил политическую жизнь, культуру, науку, управление народным хозяйством. В июне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Их игнорирование властями привело к тому, что забастовщики вышли на улицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстраций силой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. В результате столкновений погибли 74 человека, 576 получили ранения. Руководство партии и страны, оценивая причины выступлений в Познани, свело их к действиям антисоциалистических сил.

Расправа над рабочими Познани не сломила сопротивления польского народа тоталитарному режиму. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозил перерасти в гражданскую войну.

Положение могли спасти только решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г.

Анализ кризиса в Польше привел обновленное руководство партии и страны к выводу, что его причинами были ошибки бывшей правящей элиты в определении сроков и темпов проведения социалистических преобразований, ее отрыв от рабочего класса, командные методы руководства союзническими партиями и общественными организациями, пренебрежение конкретными польскими условиями, догматический подход к марксистско-ленинской теории.

В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д.

В 1956-1957 г. были предприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе господствовали единоличные крестьянские хозяйства. Не отказываясь от производственной кооперации как стратегической цели аграрной политики, упор был сделан на развитие простых форм кооперации.

Был освобожден находившийся в изоляции в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах.

По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше.

Некоторое улучшение материального положения населения вследствие произошедшего после 1956 г. сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличения производства в сельском хозяйстве, определенная либерализация в политической и культурной жизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временному ослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса, крывшиеся в самой природе командно-распределительной системы, сохранялись. Суть системы, присущие ей механизмы осуществления власти и управления обществом остались неизменными.

Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В то время, когда развитые страны делали ставку на широкое использование достижений научно-технической революции, качественную структурную перестройку экономики, в Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда, экологически вредных, но зато обеспечивающих всеобщую занятость и определенный уровень социальной защищенности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования и культуры.

В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль в студенческих выступлениях сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др., ставшие впоследствии видными деятелями оппозиции. Для разгона студенческих митингов были использованы милиция и рабочие. Наиболее активные участники выступлений были исключены из высших учебных заведений, некоторые арестованы и осуждены.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Против вышедших на улицы рабочих были брошены милиция и воинские части. В столкновения погибли 44 человека, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических последствий, охватили предприятия и в других районах Польши. Они кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в партийном и государственном руководстве. Был смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, на этот ключевой пост был избран Э.Герек, пользовавшийся поддержкой советского руководства. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.

Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского протеста рабочего класса привел новое партийное руководство почти к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежними лидерами значения научно-технической революции.

В качестве первоочередной задачи была названа экономическая реформа. Однако очень скоро стало заметно нежелание проводить в народном хозяйстве какие-либо системные изменения. Та же судьба постигла и планы преобразований в сфере функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство управляет.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971-1972 гг. были задействованы также внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повышена заработная плата трудящихся. Все это обеспечило небывало высокое для Польши повышение реальных доходов при незначительном росте производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства “развитого социалистического общества”.

Однако в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта в капиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использовать краткосрочные займы, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд. долларов. Все более ощутимыми становились трудности с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.