Рефераты. Правление Александра ІІІ (1881-1894гг.). Контрреформы.

сновная причина резкой сме-ны правительственного курса в нача-ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и, прежде всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-мучеником. Трагедию, разыгравшуюся на Екатерининском канале, общественное сознание связало со всей предыдущей «либеральной» деятельностью государя, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно-шение к революционным и либе-ральным силам страны не только со стороны власть имущих, но и боль-шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Продолжать начатый отцом курс будущий император был не располо-жен уже при восшествии на престол, хотя на второй день после гибели отца, собрав высшие чины и свиту, Александр сказал: «Я принимаю ве-нец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им. Если бы Всевышний и мне судил ту же участь, как ему, то, надеюсь, вы будете моему сыну так же верны, как моему отцу». В депешах, отправленных 4 марта русским послам при иностранных дворах, было сказано, что «государь император посвятит себя, прежде всего делу внутреннего государст-венного развития, тесно связанному с успехами гражданственности и вопросами экономическими и социальными, составляющими ныне предмет особых забот всех прави-тельств». В обществе о новом государе сложилось представление как о человеке либеральных взглядов, не чуждом и конституционных идей. Это поддерживало надежды на про-должение и развитие тех начинаний, к которым Александр II вернулся в последний год царствования. Одна-ко этим надеждам не суждено было осуществиться.

Царствование сына совершен-но не походило на правление отца, которого Александр III ничем не на-поминал даже внешне. Покойный государь был красив, обладал изы-сканными манерами, природной добротой и мягкостью в личных от-ношениях. Новый император, по воспоминаниям крупного политического деятеля С. Ю. Витте, «походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему боль-ше всего подошёл бы костюм: по-лушубок, поддёвка и лапти... он не был красив, по манерам был скорее более или менее медвежатый; был очень большого роста, причём при всей своей комплекции он не был особенно силён и мускулист, а ско-рее был несколько толст и жирен».

Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не рас-считывал на российскую корону. Законный наследник престола -- его старший брат Николай Александрович -- скончался на 22-м году жизни от туберкулёза. Александр Александрович был объявлен цесаревичем в 20-летнем возрасте, т.е. будучи уже вполне сформиро-вавшимся человеком. Выросший в офицерской среде, великий князь не получил образования, которое подобает иметь будущему импера-тору. Оставляли желать лучшего и особенности воспитания юноши. В своё время у его отца были велико-лепные наставники, в том числе из-вестный русский поэт В. А. Жуков-ский, стремившийся к тому, чтобы из его питомца вырос всесторонне образованный, гуманный государь, заботящийся о благоденствии наро-да. Победоносцев, духовный настав-ник Александра Александровича, относился к воспитанию в духе Просвещения по меньшей мере по-дозрительно. Да и сам ученик не отличался особыми дарованиями. «Император Александр III, -- писал Витте, -- был совершенно обыкно-венного ума, пожалуй, можно ска-зать, ниже среднего ума, ниже сред-них способностей, ниже среднего образования...». Правда, у императора был «громадный характер, прекрасное сердце», но этого явно не достаточно для государственного деятеля. Добрый семьянин и консерватор, Александр ??? считал патриархальность лучшим образом жизни и мысли для всех граждан своей страны. Сам он попытался стать строгим, но справедливым отцом для подданных и того же ждал от чиновников, помещиков, церкви. Недостатки, впрочем, своеобразно возмещались упрямст-вом, а также силой и твёрдостью его характера. Эти качества дали знать о себе в первые же месяцы правления.

После непродолжительных коле-баний и лавирования между двумя противостоящими политическими группировками -- «либеральной» и «охранительной» (возглавляли их со-ответственно М. Т. Лорис-Меликов и К. П. Победоносцев) -- Александр III склонился на сторону последней. Уже в марте был «похоронен» конституционный проект министра внутрен-них дел Лорис-Меликова, предпола-гавший введение общероссийского представительного органа. (Александр II дал согласие рассмотреть проект за несколько часов до своей трагической гибели.) В опублико-ванном 29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном Победо-носцевым, заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления, с ве-рою в силу и истину самодержавной власти», которую император призван «утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Формулировались основ-ные принципы внешней и внутренней политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справед-ливость и экономию, возвратиться к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно рус-ские интересы. С конституционными мечтаниями было покончено. В России повеяло холодом.

Александр II начинал своё царствование с уничтожения военных по-селений, разрешения свободной выдачи заграничных паспортов, ослабления цензурного гнёта, амнистии в отношении политических заключённых и т. п. Первые мероприятия правительства Александра III под-твердили решимость властей твёрдо проводить провозглашенный в манифесте «охранительный» курс: 14 августа 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению госу-дарственной безопасности и обще-ственного спокойствия». Теперь в любой губернии разрешалось вво-дить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Любого ее жителя могли подвергнуть аресту, сослать без суда на пять лет, предать военному суду. Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение» постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пере-смотре многих достижений предыду-щего курса в таких важнейших сфе-рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

ЗЕМСТВО

В 1864 г. началось создание зем-ских учреждений. Это означало воз-рождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о гу-бернских и уездных земских учреж-дениях» 1890 г. земство было пре-образовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей -- глас-ных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в дея-тельности земских учреждений) по-нижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне во-обще потеряли право выбирать глас-ных, так как теперь их назначал гу-бернатор из среды крестьянских выборщиков -- лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участво-вать и выборах.

Вновь избранные земские глас-ные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Фактически это перечеркивало главную идею земства -- независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов мест-ного самоуправления. Смысл зем-ской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для ре-жима) людей, увеличить представи-тельство дворян -- опоры трона и в конечном итоге сделать земства ло-яльными по отношению к самодер-жавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому рус-скому земству («земле», «люду») -- противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа пресле-довала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправле-ния, и расширить сферу прави-тельственных полномочий. Соглас-но новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, давав-ший право участвовать в выборах, повышался. В результате число из-бирателей в Москве, например, со-кратилось в три раза. Из законода-тельства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреп-лялось вмешательство царской ад-министрации в их дела. Правитель-ство получало право не утверждать официально избранного городского голову -- председателя городской думы. Количество заседаний послед-ней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновид-ность государственной службы.

СУД

Судебная система России -- наибо-лее удачное детище отстранённых от власти реформаторов -- не пре-терпела в это время каких-либо зна-чительных изменений. Судебные ус-тавы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроиз-водстве по политическим делам гласность ограничивалась: публика-ции отчётов о политических про-цессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения про-изошли в низовых судебных орга-нах. Мировые суды, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и по-мещиками, были в основном ликви-дированы. Сохранились они только в трёх крупных городах -- Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дво-рянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и поме-щиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолич-но, с оглядкой на местную государ-ственную администрацию.

ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из пер-вых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликви-дирован университетский суд, запре-щены любые студенческие объеди-нения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно ут-верждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государст-венный чиновник -- попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, при-сутствовать на его заседаниях, на-блюдать за преподаванием. Государ-ство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призы-ву в армию для лиц, имеющих выс-шее образование, были ограничены, а минимальный срок военной служ-бы увеличен.

Вдохновителю и главному ор-ганизатору контрреформ в сфере образования графу И. Д. Делянову (1818--1897), министру народного просвещения с 1882 г., принад-лежит и авторство печально знаме-нитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомен-довалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей ку-черов, лакеев, поваров, прачек, мел-ких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенны-ми способностями, вовсе не следу-ет выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался при-ём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не во-зымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

ПЕЧАТЬ

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечествен-ные записки», редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М. Н. Каткова (1818--1887) «Московские ведомо-сти». Именно на 80-е гг. приходит-ся заключительный период деятель-ности этого известного русского публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для расширения круга дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового правительствен-ного курса при Александре III, Катков немало способствовал усилению ох-ранительного духа и нетерпимости в стране власть имущих. Обладая боль-шим публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заро-нить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения ре-форм, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режи-ма, -- писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., -- и крушение было бы неизбежно».

КОНТРРЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Реакционность правительства Александра III проявилась и в социально-экономической сфере. Попытка защитить интересы разоряющихся помещиков привела к ужесточению политики по отношению к крестьянству, в результате которой, с целью недо-пущения возникновения сельской буржуазии, ограничивались семейные разделы крестьян и ставились препоны отчуждению крестьянских наделов. Однако правительство в условиях осложняющейся международной обстановки не могло не поощрять развитие капиталистических отношений, и в первую очередь в области промышленного производства, хотя делало это не очень последовательно. Приоритет отдавался предприятиям и отраслям стратегически важного значения. Проводилась политика их по-ощрения и государственной защиты, что фактически превращало их в монополистов. В результате этих действий нарастали угро-жающие диспропорции, которые могли привести к экономичес-ким и общественным потрясениям.

ИТОГИ

Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название контрреформ. Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. Своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитии. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом.

Использованная литература:

Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М.,1952

Киняпина Д.С. Внешняя политика России второй половины XIX века.М.,1974.

Манфред А.З. Внешняя политика Франции. 1871 - 1891. М.,1952

История России в портретах. Т.1

Боханов А. Император Александр III. М., 1998

Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь русской истории. Н. Новгород 1997

Корнилов А.А. Александр III // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона(1)

Дегоев В. Россия и Бисмарк // Звезда 2001, №7.

Александр III. Анонимный памфлет конца XIX в., http://www.1september.ru

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.