величайших ораторов века. Гитлер не пытался ничего доказывать. Когда он говорил об абстрактных вещах, таких как честь, страна, нация, семья, верность, то это производило потрясающее впечатление. Гитлер зажигал аудиторию и его слова находили путь к каждому сердцу. Его слова ложатся точно в цель, он касается душевных ран каждого из присутствующих, освобождая коллективное бессознательное и выражая самые сокровенные желания аудитории. Он говорил людям то, что они хотят услышать. Штрассер замечает, что Гитлер - ясновидец, впадающий в транс, оставаясь лицо к лицу с публикой. Это - момент его величия, когда он по настоящему становится самим собой. Он верит в то, что говорит; ведомый магической силой, он не сомневался в своем историческом предназначении. Но в обычном состоянии - это совершенно другой человек. Он не может быть естественным, он постоянно смотрит на себя со стороны. Сначала - это неизвестный солдат, неприметный герой, проливающий слезы над несчастьями своей родины. Затем, говорит Штрассер, он стал Иоанном Крестителем, который готовится к приходу миссии, потом самим Миссией, примеряющим на себя роль Цезаря. Однажды, продолжает автор, он обнаружил грандиозное действие вспышек своего гнева и стал этим пользоваться. Когда он впадал в задумчивость, он выглядел маленьким и старым человеком, измученным ролью, которую играл.
Другой современник Гитлера - один из немногих немецких ученых, которые встречались с фюрером и оставили об этом письменное свидетельство, это профессор Шрамм из Геттингенского университета. Шрамм, имевший чин майора вермахта, отвечал за ведение официального дневника Верховного Командования в 1943-1944 годах, и ему довольно часто приходилось встречаться с фюрером. Его воспоминания имеют несомненную ценность в историческом плане. Фюреру было уже за пятьдесят, когда Шрамм увидел его впервые с близкого расстояния. Он был среднего роста, но "казалось, что в теле этого человека над всем остальным доминирует голова; торс, руки, ноги - казалось, все начинается оттуда… Он расхаживал по кабинету, делая широкие шаги и резко поворачиваясь, на улице он ходил быстро, почти не разгибая коленей. Все другие его движения отличала взвешенность и неторопливость. У него был безобразный и похожий на пирамиду нос". Именно поэтому Гитлер и выработал свой стиль усов - это маскировало его широкие ноздри, делало их уже. Косо висящая прядь волос скрывала его высокий лоб. Он производил глубокое впечатление на всех, кому пришлось с ним работать. Шрамм особо выделяет поразительную способность Гитлера оценивать людей: он мог мгновенно определить, подходит ли ему человек, стоящий перед ним, можно ли его привлечь на свою сторону или же он восприимчив к динамизму Гитлера. В этом отношении у него было какое-то "шестое чувство". Гитлер был способен провести и запутать самых проницательных наблюдателей. Шрамм в своих наблюдениях приходит к следующему выводу: "Когда Гитлера пытаются понять, дать ему всестороннюю оценку, конечный результат этих попыток всегда расходится с действительностью. Его общение с детьми и собаками, наслаждение, которое он получал, соприкасаясь с цветами или различными аспектами культуры, умение ценить красивых женщин, его отношение к музыке - все это было подлинным. Но такой же подлинной была и жестокость, не имевшая никаких моральных "табу", безжалостная, "ледяная" жестокость, с которой Гитлер уничтожал не только настоящих, но и потенциальных противников". Многие исследователи отмечали присущий Гитлеру характер двуликого Януса: с одной стороны - очаровательный и добрый, а с другой - дьявольски жестокий и злой. За маской веселого, внимательного и отзывчивого друга и товарища, скрывался ум, всегда готовый убивать, гордящийся этой готовностью к убийству. Шрамм отмечает, что, увидев истинное лицо фюрера, даже самый верный его сторонник из ближайшего окружения
1. Д.Сьюард. Наполеон и Гитлер. -Смоленск: РУСИЧ, 1995.-с.154
2. Д.Сьюард. Наполеон и Гитлер. -Смоленск: РУСИЧ, 1995.-с.156
обратился бы в камень, аналогично случаю с Медузой из древнегреческой мифологии. Фюрер отличался крайней нервозностью. Он страдал от ужасной бессонницы и кошмаров. Изломанная нервная система была той почвой, на которой у Гитлера возникали неконтролируемые приступы гнева, граничащие в безумием - он мог орать без остановки несколько часов подряд, выкрикивая оскорбления, топая ногами, колотя кулаками по столу или по стенам, лицо его при этом искажалось и багровело. Окружающих поражала его способность внезапно преображаться, становясь после припадка ярости спокойным и рассудительным.
Итак, карикатурный господин с челкой, свисавшей на лоб, с чаплинскими усиками, с плохими зубами и со странной привычкой складывать руки где-то ниже живота стал фюрером для миллионов людей. По выражению советского критика Золотусского этот психоз был сочетанием животного ужаса и хорошо организованной пропаганды. Некоторые современные литераторы в Германии (в частности, Александр Кемпе) утверждают, будто Гитлер был первой "поп-звездой". Дескать, нацистская пропаганда сделала из этого заурядного в общем человека идола, кумира для миллионов людей. Действительно, реакция на партийные съезды в Нюрнберге и на довольно частые "явления" Гитлера "народу" - то в открытой машине, то на балконе какого-то здания, то на митинге - вполне напоминает реакцию "фанатов" на появление ведущих поп-музыкантов. Гитлер безусловно имел без сверхмощных децибелов вызывать неистовство толпы, массовую истерию. Это запечатлено на кинопленке, об этом же поведали нам современники фюрера, присутствовавшие на нацистских сборищах.
Слово "имидж" вошло в наш лексикон сравнительно недавно. Имидж -- это образ человека в глазах толпы. Имидж очень часто -- грим, макияж, маска, имеющая мало общего с настоящим лицом, с обликом того или иного человека. Какой же имидж был придуман для Гитлера? Здесь усилия пропаганды с самого начала шли в двух направлениях -- Гитлер изображался "фанатиком идеи национал-социализма" и аскетом, с одной стороны (слово "фанатик" было любимым словом Гитлера). И самым "мудрым из всех людей планеты" -- с другой.
Качества фанатика и аскета нацистского фюрера воспевались на все лады. Воспевались "солдатская простота" Гитлера. Он и впрямь часто ходил в гимнастерке с портупеей и ремнем. Но без погон. Иногда надевал плащ, шляпу или "почтальонскую фуражку" и довольно куций костюмчик. Фюрер не брал в рот спиртного, не курил, был вегетарианцем. Не был женат, не имел детей. Со своей любовницей Евой Браун не показывался на людях. Если Ева Браун случайно попадала в кадр, снимок и негатив уничтожались. О ее существовании никто не знал. Зато если бы любого немца спросили: как звали любимых овчарок Гитлера? -- они не задумываясь, сказали бы: "Блонди" и "Бела". Биографы не нашли в его биографии ни одного друга, а он как-никак прожил на свете 56 лет. Были "партайгеноссен" (товарищи по партии), соратники, министры, военные, несколько подпевал от искусства, свита -- адъютанты, секретари, порученцы, шоферы, врачи. Иногда Гитлер появлялся в обществе красивых женщин. Часто его снимали с детьми. Но все это было, как сейчас говорят, чистая показуха. Гитлера мало интересовали умилительно-невинные малыши. Не интересовали его и "простые люди", люди "из народа", с которыми он также снимался. По-видимому, все человеческие чувства Гитлера, если говорить языком Фрейда "сублимировались", то есть были переключены на жажду власти, на неуемное честолюбие. Единственного человека, с которым он был на "ты" и которому был многим обязан, -- Эрнста Рема -- он собственноручно вытащил из кровати, засадил в тюрьму и велел убить без суда и следствия. Аскетизм Гитлера был всего-навсего атрибутом "имиджа". Как только партия НСДАП начала субсидироваться дамами из общества и их богатыми мужьями, Гитлер купил себе роскошную машину, завел шофера, снял девятикомнатную квартиру в центре Мюнхена и загородный дом в Берхтесгадене, курортном местечке Баварских Альпах. Тем не менее, в сознании немцев успешно внедрялся образ фюрера-бессеребренника, "простого человека", доступного всем истинным арийцам, отзывчивого к чужой беде, доброго, чуткого.
1.5 Женщины Гитлера
Далее хотелось бы проследить роль женщин в жизни Гитлера, их влияние на имидж Гитлера, его становление в качестве вождя немецкого народа. Гитлер любил красивых женщин. И многие платили взаимностью. Одни давали энергию для насилия и преступлений, другие строили его имидж, третьи просто создавали усладу для глаз и рук. И он, быть может, был не тем, кем был, если бы не их симпатии, восхищение, тщеславие и извращенная любовь. Женское влияние испорченную натуру превращает в монстра.
В отличие от многих теоретиков Гитлер признавал такое понятие, как душа народа. По его разумению она отличалась во многих отношениях женственными чертами. А это означало, что доводы рассудка действуют на нее меньше, чем доводы чувств. Народные чувства в женском воплощении, считал он, просты и однообразны. Народ говорит "да" или "нет", он любит или ненавидит, считает прав или неправ. Выступая на митингах и празднествах, Гитлер делал ставку на женственную душу толпы. И женщины, составлявшие половину и более любых его аудиторий, отвечали ему взаимностью. Обезумевшие глаза, руки, тянущиеся к нему, и как высшая точка - вопль: "Я хочу от тебя ребенка!" -- демонстрировали готовность лечь под господина. Большая часть женской половины Германии была заражена этими чувствами. И, конечно, это определило долю женских голосов, отданных за НСДАП в июле и ноябре 1932 года. Она составляла соответственно 45,5 и 44,8 процента. Есть все основания считать, что тенденции среди женщин-избирательниц сыграли определенную роль в сдвиге вправо, который привел в быстрому росту влияния НСДАП. Большая часть женской Германии боготворила Гитлера. По мнению почитаемого миром большого немецкого писателя Генриха Белля: "А уж немецкие матери - это высокочтимая категория "немецкой женственности", -- сколько из них не только без сопротивления, бывало, и без особой нужды, а то и даже с воодушевлением позволили своим четырнадцати-семнадцатилетним сыновьям ринуться навстречу смерти, принесли их в "жертву фюреру". В течение более чем пятнадцати лет длился роман немецких женщин с Гитлером. Но помимо массы у него были женщины, которые ему нравились, а для некоторых он был любимым.
Впервые Гитлер влюбился в 16 лет. Он жил тогда в Линце. Ее звали Штефания. Хорошенькая, светловолосая, восемнадцатилетняя девушка, дочь рано умершего высокого правительственного чиновника, часто прогуливалась с матерью по главной улице города. Там-то ее впервые заприметил будущий фюрер. Он не пытался с ней сблизиться, боготворил на расстоянии и отвергал все попытки друзей узнать, кто она, и способствовать встрече. Юный Гитлер создан из нее обожаемый идеал, своего рода символ немецкой женщины, который полюбил пылко и страстно. Сотворенный идеал остался недосягаем. Так и уехал он в Вену учиться на художника, наказав друзьям сообщать в письмах к нему все о ней под именем одного из школьных знакомых. Спустя годы один историк разыскал Штефанию в Вене, уже зрелую красивую женщину, вдову полковника. Рассказал ей о любви немецкого фюрера. И тогда она вспомнила, что однажды получила анонимное письмо, автор которого клялся в любви и верности и обещал жениться, как только найдет себе место в мире живописи. Вдова была растрогана.
Время и жизнь изменили взгляды Гитлера на женщин. Его принцип в 36 лет, после того как он вкусил окопной солдатской жизни, революционную смуту, прибился к нацистам и стал их лидером, -- лучше не жениться, разумнее иметь возлюбленную. Никаких тягот, и все воспринимается как подарок. Разумеется, это относится только к великим людям. "Ум женщины не имеет значения. Какие прелестные бывают женщины!" -- восклицал он.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9