Рефераты. Предмет и основные функции истории

p align="left">Ответ требует постоянной внимательной работы с картой, владения конкретными цифрами, именами.

Попытки продолжения реформ

После войны авторитет Александра I - "освободителя Европы" оказался очень высок. Это позволило ему вернуться к реформаторским замыслам.

В 1816-1819 гг. были освобождены крестьяне Остзейских губерний (Эстляндии, Курляндии и Лифляндии). Они стали лично свободными, но земли не получили, превратившись в арендаторов. Отмена крепостного права в Прибалтике была облегчена стремлением местных помещиков увеличить доходность своих хозяйств, тесно связанных с рынком. Низкая производительность крепостного труда препятствовала этому. Поэтому эстляндские помещики сами ходатайствовали об отмене крепостного права.

В глубокой тайне разрабатывался и проект освобождения российских крестьян, над которым работал А. А. Аракчеев. По замыслу Аракчеева государство должно было выкупать крестьян при переходе имений из рук в руки. По расчетам, сделанным историками на основании предложенных Аракчеевым ассигнований на выкуп крестьян, этот процесс должен был бы растянуться почти на 200 лет.

Возродились и конституционные проекты. В 1815 г. царь объявил о даровании конституции Польше. В 1818 г. Александр произнес речь на открытии польского сейма, в которой заявил, что надеется распространить вводимые в Польше "законно-свободные учреждения" на всю империю.

Будущую российскую конституцию - т. н. "Уставную грамоту Российской империи" - разрабатывал по поручению царя Н. Н. Новосильцев. По его проекту в России создавался двухпалатный сейм, наделенный законодательными правами. Законы подлежали утверждению императором. Исполнительную власть осуществляли Государственный совет и министры. Судебная власть становилась независимой.

Однако Александр так и не рискнул ввести в действие "Уставную грамоту" и начать освобождение крестьян. Конституционные замыслы были вновь отложены на неопределенное время. К 1820 г. стало окончательно ясно, что реформ не будет.

Александра вновь испугало ясно обозначившееся недовольство дворянства. "Некем взять!", - говорил он, считая, что при проведении реформ ему не на кого будет опереться.

От реформ к реакции

Единственным воплотившимся в жизнь проектом Александра I стало создание военных поселений. Часть государственных крестьян переводилась на положение военных поселян. Поселяне сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой. Предполагалось с течением времени перевести всю армию на поселенное положение. Создание поселений преследовало несколько целей. Во-первых, армия переводилась на самоокупаемость и бюджет получал значительное облегчение. Во-вторых, прекращались ежегодные рекрутские наборы, сопровождавшиеся волнениями крестьян. В-третьих, избавление основной массы государственных крестьян от рекрутчины превращало их, по существу в свободных людей. Это должно было, по замыслу Александра I, стать еще одним шагом к ликвидации крепостного права.

Однако из этих замыслов ничего не вышло. Жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации, превратилась в настоящую каторгу. Поселения и ведавший их устройством А. А. Аракчеев вызывали всеобщую ненависть. Поселяне неоднократно бунтовали. Самым крупным их выступлением явилось восстание Чугуевского и Таганрогского поселенных полков в 1819 г. Отношение общества к поселениям явилось еще одним большим разочарованием для Александра I.

С начала 1820-х гг. царя все больше охватывали мистические настроения, он стал общаться с религиозными фанатиками типа архимандрита Фотия и обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына. Созданное при покровительстве царя Библейское общество стремилось использовать религию в борьбе с распространением революционных взглядов. Было создано единое министерство Духовных дел и народного просвещения, задачей которого являлось преобразование системы образования на религиозных началах. Это привело к изгнанию из университетов профессоров, не желавших преподавать свои предметы в точном соответствии с Библией. Значительно усилилась цензура.

Анализируя причины духовного и идеологического перелома, постигшего Александра I, многие историки обращают внимание на то, что царь ощущал неудачу реформ как провал главного дела своей жизни и искал утешения в религии и мистике.

Основные политические принципы николаевского царствования

Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как "николаевская эпоха" или даже "эпоха николаевской реакции". Важнейшим лозунгом Николая I, пробывшего на российском престоле 30 лет, стало: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни". Николай I, хотя и отличался, также как его отец и старший брат, преувеличенной любовью к парадам и военной муштре, был способным и энергичным человеком, понимавшим необходимость реформирования России. Однако страх перед революцией, вызванный восстанием декабристов и ростом революционного движения в Европе, заставил его уклоняться от глубоких реформ и вести охранительную политику, завершившуюся крахом в годы Крымской войны.

Кодификация законов

В первые годы царствования Николая I была организована работа по кодификации российских законов. Единый свод законов последний раз принимался в России в 1649 г. С тех пор накопились тысячи законодательных актов, нередко противоречивших друг другу. Работа по составлению свода законов была поручена группе юристов под руководством М. М. Сперанского. Все российские законы, изданные после 1649 г. , были собраны и расположены в хронологическом порядке. Они составили 47 томов Полного собрания законов Российской империи. В 1832 г. был издан 15-титомный Свод законов Российской империи, в который вошли все действующие законы. Издание Свода позволило упорядочить деятельность государственного аппарата.

Политический сыск и цензура

Стремясь исключить распространение в России революционных идей и организаций, Николай I прежде всего значительно усилил репрессивные органы. Был создан особый корпус жандармов во главе с А. Х. Бенкендорфом, а позднее - А. Ф. Орловым. Вся страна была разделена на жандармские округа во главе с генералами жандармерии, которые должны были выявлять и пресекать крамолу.

Деятельность жандармов направлялась специальным III Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии. III Отделение сначала возглавлял тот же Бенкендорф, а затем - Л. В. Дубельт. III Отделение было немногочисленным, но имело широкую агентурную сеть, с помощью которой ведало сбором информации о настроениях в обществе, следило за подозрительными людьми, занималось перлюстрацией писем, руководило цензурой.

Цензурные уставы в царствование Николая I неоднократно менялись, то ужесточаясь, то несколько смягчаясь, но в целом цензурная политика была направлена на удушение свободной мысли и любого инакомыслия.

Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественнонаучные и философские книги, противоречившие православному вероучению. На жестокость цензуры жаловался даже такой верноподданный литератор, как Фаддей Булгарин, говоривший, что "вместо того, чтобы запретить писать противу правительства, цензура запрещает писать о правительстве и в пользу оного". Доходило до курьезов, как в случае, когда цензор запретил восклицание "Это, кажется, столпы могущества России!", обращенное к колоннам Исаакиевского собора. Замечание цензора гласило: "Столпы России суть министры".

Польский вопрос и внутренняя политика

Стремление Николая I жестко контролировать идейную жизнь общества еще больше усилилось после того, как в 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание, вызванное нарушением конституции, дарованной Александром I. Восстание было жестоко подавлено, польская конституция отменена. С этого времени началась не прекращавшаяся до самого конца самодержавия в России дискриминация поляков. Влияние польского восстания на внутриполитическую ситуацию в России было связано с усилившимся страхом Николая I перед революцией.

Система образования

Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданнических взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Люди "низших званий" должны были получать образование преимущественно в одноклассных церковно-приходских школах, где обучали элементарным навыкам чтения, счета, письма и закону Божьему. Для горожан существовали трехклассные училища и лишь для дворян - семиклассные гимназии. Только программа гимназии, включавшая словесность, древние языки, историю, а также математику и физику, позволяла поступить в университет. Правда, существовал порядок сдачи экзаменов экстерном, что открывало дорогу в университеты людям, не окончившим гимназии. Права университетов с введением нового университетского устава 1835 г. были урезаны.

В 30-х гг. программы учебных заведений были пересмотрены. Преподавание естественных и математических наук сократилось в пользу древних языков (латыни и церковнославянского). Современная история и литература не преподавались вовсе во избежание возбуждения "вредных мыслей".

Государство стремилось унифицировать систему учебных заведений, выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.

Идеология. Теория официальной народности

Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России стала т. н. "теория официальной народности". Ее творцом стал министр просвещения граф С. С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

В "теории официальной народности" ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

"Теория официальной народности" была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С. П. Шевырев и М. П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с "теорией официальной народности" должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: "Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение".

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П. Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале "Телескоп" смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.

В конце 40-х гг. , когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

Финансовая реформа Канкрина. Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839-1843 гг. Е. Ф. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Канкрин добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства - основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.