Рефераты. Преобразование и реформы Петра Великого: их причины, сущность и значение

p align="left"> Реформа сословного устройства русского общества

Как и во времена предшественников, социальная политика в эпоху Петра Первого была направлена, главным образом, на усиление роли, места и значения дворянства в стране. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии». Указ слил два феодальных сословия в единый класс - дворянство. Указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну, остальные дворяне должны были нести обязательную государственную службу. В 1722г. Появился знаменитый «Табель о рангах», разделивший гражданскую, военную и придворную службы. Гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов или ступеней, которые нельзя было перескакивать. В 1718-1724 гг. в России была проведена подушная перепись населения. Для этого была введена новая форма учета - ревизия. Ревизии стали основным видом учета в России до 60-х гг. 19 века.

В ревизские списки вносилось только мужское население - от грудных младенцев до дряхлых стариков. Оно было обязано платить ежегодный денежный налог - подушную подать, от которой были освобождены только дворяне и духовенство. Усиления налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр был вынужден издать указ, запретивший уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Тем самым было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники должны были жить в городах и записываться в цехи. Городское население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными («подлыми») гражданами стали те, кто не имел собственности.

Итак, Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого надо было распространить среди них знания, повысить их культуру, т.к. дворянство в большинстве своем не было готово к пониманию и осуществлению целей Петра. В первую очередь Петр решил распространить среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок. По которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только «худородные», но и даже люди «подлого» происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. При выборе ближайшего окружения Петр руководствовался исключительно практическим соображением - деловыми качествами и благонадежностью. Никогда бывший пироженщик А. Меншиков не вознесся бы на вершину власти, если бы не встреча с Петром. А, например, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга был юнгой на португальском корабле.

Генерал-прокурор Сената пас свиней, а вице-губернатор Архангельской губернии был из крепостных Шереметьева, который подал в 1699 г. Петру проект о введении изобретенной им гербовой бумаги, получил вольную и был принят на военную службу. Таким образом, ясно видно, что Петр больше не руководствовался прежними установками о знатности происхождения и родовитости при подборе важных людей для руководства государством.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.

Реформы в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезных изменений в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Нововведения в области в области культуры, как и остальные реформы, подвергались явному и скрытому неприятию, многие элементы культурной жизни доводилось насаждать довольно резкими методами. После возвращения из-за границы с Великим посольством Петр произвел войну с бородами.

Принимая бояр, молодой царь взял ножницы и стал резать им бороды, что вызвало шок даже у сторонников Петра. Так, в обычной для себя деспотичной и грубой манере, Петр решительно рвал со стариной в быту. Он не считался с недовольством бояр и духовенства и в специальном указе приказал, чтобы бороды брили все.

Те же, кто не хотел подчиняться царскому указу, должны были платить налог: богатые купцы - по 100 руб. (по тем временам огромные деньги), дворяне и чиновники - по 60 руб., горожане - по 30 руб., крестьяне - по копейке при въезде и выезде из города. В покое оставили только духовенство. После борьбы с бородами указом от 4 января 1700 г. Петр повелел российским дворянам, посадским людям и боярским холопам носить венгерские кафтаны. Это не было новшеством, еще при дворе царя Фёдора в моду вошли польские и венгерские кунтуши.

Не менее важным стало и введение Петром нового летоисчисления. 19 декабря 1699 г. Царский указ известил, что отныне в России, как и в других европейских державах, летоисчисление будет вестись не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. На следующий день указ повелел начинать год не с 1 сентября, а с 1 января. С того же времени Петр разрешил подданным свободный выезд за границу для получения образования. Указом от 10 марта 1699 г. Царь учредил первый русский орден - Святого апостола Андрея Первозванного.

Подавляющая безграмотность была в прежние времена одной из отличительных черт русского человека. В посадах грамоте обучали священники, дьяконы, дьячки и подьячие. Сам царь Петр с трех лет обучался грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования так и не получил. Даже в зрелом возрасте царь писал с грамматическими ошибками, мать его царевна Софья была едва ли не единственным примером образованной женщины из высшего сословия, потому что обучали грамоте только мужчин и только Петр 1 учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин. Что означало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественного французского языка. К моменту наступления Петровских реформ грамотность пытались повысить, был даже выпущен букварь по доступной для простого люда цене - одна копейка. Издавалось много книг светского содержания: разные сборники по истории, литературе, географии, астрономии, медицине и т.д. Несмотря на это, грамотность в русском обществе внедрялась очень медленно. Связано это было не только с извечным нежеланием и ленью русского человека, но и с отсутствием системы учебных заведений. Обучение шло через домашних учителей.

Но к концу века обучение на дому перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о создании школ.

Несмотря на вполне подготовленную почву, Петру пришлось силой сеять и взращивать семена знаний. В течение первой четверти 18 века по царскому указу была создана целая сеть школ ( прежде всего цифирных, т.е. математических) для начального образования. В них учились мальчики от 10 до 15 лет из дворян, приказных и подьячих. Особое значение приобретали специальные школы, которые давали молодым людям промышленные профессии. Была открыта горная школа, школа для будущих канцелярских служащих, приуральских заводах основали школа для мастеровых и подьячих, была открыта школа переводчиков. Но более важными в свете Петровских реформ оставались специальные технические учебные заведения. Самой известной стала Московская Навигацкая школа, Морская академия, Инженерная школа, первое в России Медицинское училище.

Петр в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, вместо кирилловскому полууставу. Были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли. А также созданием и развитием библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости». Она была обращена к народу, в ней печатался новый алфавит. Новости культуры.

При Петре Первом проводилась большая работа по созданию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике и т.д. в связи с этим было организовано много экспедиций. Была организована астрономическая обсерватория. Создавались труды по русской истории, для целей которых был издан специальный указ о собирании по монастырям древних летописей, летописцев, хронографов. А созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей. Это было началом музейного дела в России. В живописи тоже произошли изменения в направлении: на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти 18 века относят и попытки создания русского театра, в это же время написаны первые драматические произведения.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти 18 века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять дворцы, особняки и дома правительственных учреждений и аристократии. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18 века, имели большое прогрессивное значение. Но они ещё больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, которое стало презрительно относится к русскому языку и русской культуре.

2.РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Противоречия в реформаторской деятельности Петра

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.