Рефераты. Преступление и наказание в "Псковской Судной грамоте"

p align="left">Из всего сказанного можно сделать вывод: вопросы о преступлении и наказании в русском праве одинаково глубоко интересовали и продолжают волновать как исследователей Х1Х века, так и наших современников.

Глава 3 «История телесных наказаний в России»

3.1 История телесных наказаний в России

Несомненно, что для современного читателя история телесных наказаний интересна и поучительна. Черты варварства, жестокости, душевной развращенности, присущие любой нации, в том числе и русскому народу, четко прослеживаются в телесных наказаниях - мерах устрашения и принуждения.

Возможность телесно наказывать превращалась на Руси нередко в настоящую страсть к истязанию, находящую себе полное объяснение лишь в планомерной истории развития телесных наказаний в России.

Телесные наказания появились на Руси в глубокой древности вместе с возвышением власти киевских князей. Правда, многие доказывают, что широкие карательные меры уголовного права заимствованы от татар и что до монгольского нашествия телесных наказаний на Руси не было. Например, Карамзин утверждает, что законодательный сборник Х11 - Х111 вв. - «Русская Правда» знает только кровную месть и денежную систему выкупа. Единственным наказанием, налагаемым князем вместо штрафа, было « поток или разграбление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. «Русская Правда» прямо запрещает телесные наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен.» Слова «поток или разграбление» означали не только изгнание и др., так назывались и телесные наказания, т. к. в некоторых списках «Русской Правды» « на поток» заменено словами «на бой».

С принятием христианства распространению телесных наказаний на Руси начало способствовать греческое духовенство. Самые тяжкие преступления были подсудны в древности церковным судам, как то: оскорбление делом женщины, поджег, кровосмешение с сестрой и др.

Телесные наказания в Киевской Руси были рабьими наказаниями. По «Русской Правде», холоп - вещь, полная собственность господина, который может делать с ним все, что хочет.

Начиная с Х111 в. все чаще назначается телесное наказание. В ПСГ указано: за татьбу (кражу) посадить виновного на дыбу и взять штраф.2

Самый распространенный вид наказания - битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение) выполняли функцию устрашения и выделения преступника из толпы.

Таким образом, проследив историю телесных наказаний в России, можно сказать о том, что с течением времени формы телесных наказаний ужесточались. Все телесные наказания служили методом выделения преступника из толпы и методом устрашения.

3.2 История пыток в России

Пытки как меры предшествующие наказанию, широко применялись во все времена. Впервые о пытках говорится в судебнике Ивана 111 (1497 г.): применить их можно было только по делам о татьбе с поличным, разбое, душегубстве, поджоге и др.

Пыткам подвергались «лихие люди» на « повальном обыске» (т. е. те лица, которых население города во время специального расследования признало опасными преступниками); крестьяне и холопы, обвиненные своими хозяевами в татьбе или разбое; лица, пойманные с поличным на месте преступления не в первый раз; бродяги, оговоренные в разбое и татьбе.

В 1556 году при Иване Грозном книга Разбойного приказа распространила применение пытки на всех людей, приведенных с поличным и «лихих людей».

В ХУ1 - ХУ11 вв. пытки производились палачами, под «пыточными башнями» и «в застенках», показания обвиняемых записывались дьяками. Тяжесть пыток зависела от тяжести обвинения, но в любом случае обвиняемый подвергался не более чем трем пыткам с недельными промежутками. От признания, данного на пытке, впоследствии можно было отказаться и добиться освобождения, если обвиняемый перенесет новые пытки. В ХУ111 в. такой отказ от признания уже не принимался во внимание.

Наиболее популярными были дыба и пытка огнем. Иногда применялась так называемая стряска: к ногам подвешенного на дыбу привязывали бревно, а потом несколько раз встряхивали. Пытка огнем состояла в жжении спины горящим веником.

Воинский артикул 1716 г. принятый при Петре 1, разрешал применять пытки только в очевидных преступлениях и в важных делах. За злоупотребление пыткой судья мог быть строго наказан и даже казнен. От пыток освобождались дворяне, лица старше 70 лет, недоросли, беременные женщины, «но это не распространялось на обвиненных в убийстве и государственном преступлении, тем более что и вообще запреты на пытки часто нарушались: например, Екатерина 11 выступали против пыток, однако, при подавлении пугачевского восстания 1773 - 1775 гг. пытки широко применялись.»

В Х1Х веке пытки применялись в провинции (особенно помещиками в отношении своих крестьян). А в 1847 г. в Костроме были подвергнуты жестоким истязаниям обвиняемые в поджоге ссыльные поляки.

В ХХ же веке пытки не исчезли, они видоизменились. В СССР после Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., когда военнопленные и увезенные фашистами на работы в Европу возвращались домой, создавались специальные лагеря, куда ссылались политические преступники и неугодные МВД СССР простые граждане. Все подобные лагеря носили общее название ГУЛАГ. Попадая туда, люди в большинстве своем гибли от невыносимых издевательств и пыток следователей. Семьи заключенных, часто ни в чем не повинных людей, тоже страдали. Все ужасы лагерей описаны в книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», проведшего там 11 лет.

Из этой книги мы узнаем, что перед допросом применялось психологическое давление (запугивание, унижение, ложь и т. д.), а во время допроса и после него людей заставляли стоять на коленях, не давали пить, мучили бессонницей по 3 -5 суток… Можно перечислять до бесконечности, но этот факт - драматическая страница истории нашей страны. Солженицын говорит о том, что обычные граждане не замечали исчезновения таких людей и не задумывались об их несчастных судьбах.

Таких, как Солженицын, было мало. Поэтому советские люди ничего не знали о существовании ГУЛАГа. Только начиная с 1990 -х гг. широкий круг читателей смог узнать всю правду о прошлом своей страны.

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что в России на протяжении столетий страсть к пыткам и к телесным наказаниям не угасла. Хотя общество стало более цивилизованным, но страх и тяга к «бою» остались в душах русских людей надолго.

Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

Главными в «Псковской Судной грамоте» являются такие юридические вопросы как преступление и наказание.

В современном юридическом учебнике эти определения звучат так:

в ст. 14 УК РФ преступление определяется как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

К преступлениям ПСГ относит причинение ущерба не только частным лицам, но и государству.

Виды преступлений по ПСГ:

1. преступление против государства (измена)

2. преступление против судебных органов (взятка судье)

3. посягательство на имущество (татьба)

4. преступление против личности (побои и «бой»)

В качестве наказаний в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь - высшая мера наказания.

4.1 Уголовные преступления

Тягчайшие преступления, которые знает ПСГ, указаны в ст. 7: «А кримскому татю и коневому, и переветнику и зажигалнику тем живота не дати».1 «Кримский тать» - это вор, совершивший кражу в Кремле, где хранилась казна, государственные акты и др. Это похититель, покушившийся на государственное достояние. Такой преступник приравнивается в грамоте к «переветнику» - перебежчику на сторону врага, государственному изменнику. Приравнивается к ним и «зажигалник» - человек, умышленно совершивший поджог в Пскове, вызвавший своим действием одно из самых страшных бедствий для средневекового города.

«Казна государственный архив - хранилище псковских «пошлин», исторические реликвии и гробницы псковских святых в Троицком соборе, наконец, имущество псковичей в клетях под защитой Святой Троицы - вот что оберегалось на Крому и вот почему кража здесь была святотатством и жестоко каралась.» Особое внимание в грамоте уделено «коневому татю» (конокраду) как наиболее опасному татю средневекового города.

Все они наказываются «потоком и разграблением» - лишением гражданских и политических прав: изгнанием, отдачей в рабство, выдачей народу.

Вторая часть ст. 1 ПСГ относит к суду княжему разбой, наход и грабеж. В ст. 1 разбой приравнивается к грабежу к бою и грабежу, т. е. К злостному избиению, но без убийства, сопровождаемому насильственным отнятием имущества. ПСГ назначает за разбой 70 гривен - компенсацию потерпевшему, не связанную с размером материального ущерба.

К тягчайшим преступлениям людей друг против друга относятся наряду с разбоем наход и грабеж. Наход - вооруженное нападение на чужую землю с целью её захвата (присвоения). Для того, чтобы появилась возможность такого преступления, необходимо прежде всего наличие достаточно развитой и ограниченной земельной собственности.

В отличие от находа бой - это преступление против личности «человека». Бой рассматривается и как отдельное преступление, и в сочетании с грабежом. Статья 20 ПСГ говорит о том, что процесс о бое или грабеже начинается с допроса послуха (свидетеля), которого выставляет истец, с целью установить степень осведомленности послуха о конкретных обстоятельствах разбираемого дела.2 Истец во время допроса должен ссылаться на тех людей, которым он сразу же сообщил о преступлении. После этого слово предоставляется послуху. Если он подтвердит версию истца, то обвиняемый может либо вступить в поединок с послухом, либо признать себя виновным: возвратить награбленное и выплатить штраф - продажу. Если послух « не станет на суд или, став на суде не договорит в ты ж речи, или переговорит» - истец проиграл процесс (ст. 22).

В поединке с послухом ответчик может не признать авторитета послуха, выставленного истцом - тогда вопрос о правомочности послуха решает суд (ст. 23). Таким образом, послух - решающая фигура уголовного процесса.

В случае публичного избиения без грабежа (ст. 27) не требуется послуха, достаточно, чтобы очевидцы заявили о происшедшем. Виновник выдается «битому человеку» и платит князю продажу. Качество этого преступления и наказание за него не зависят от степени тяжести причиненных телесных повреждений.

В деле о тягчайшем оскорблении действием - повреждении бороды ( ст. 117) бой послуха с обидчиком решает судьбу иск: «послух изнеможет - ино за бороду присудить два рубля, и за бои». Этот штраф - самое высокое денежное взыскание. Это свидетельствует о том, что во времена ПФР сохранилось высокое представление о чести человека. Еще примечательно то, что наказание за оскорбление в ПСГ не зависит от социального положения оскорбленного.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.