Рефераты. Превращение Китая в полуколонию

ажную роль в распространении буржуазной культуры в Китае сыграло реформаторское движение. Его вожди Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. были видными деятелями китайской культуры -- учеными, писателями, публицистами. Реформаторы стремились сочетать взгляды древних китайских мыслителей с современными западными идеями. В их газетах публиковались многочисленные материалы об идейной и культурной жизни иностранных государств. Много внимания уделялось проблемам образования.

В конце XIX в. появилась острая потребность в реформе литературного языка. Был сделан шаг вперед в распространении байхуа, основанного на нормах разговорной речи, понятного широким массам. "Новый литературный стиль" активно пропагандировал Лян Цичао. Его статья "О молодом Китае" стала образцом литературного стиля, сближавшегося с разговорным языком. На байхуа появились прозаические произведения, завоевавшие популярность у читателей. Разрабатывались проекты создания фонетического алфавита взамен иероглифического письма.

Новые явления в культурной жизни страны отразились на литературе. Были созданы произведения, проникнутые патриотическими и демократическими идеями. Эти идеи ярко проявились в творчестве связанного с реформаторами крупнейшего поэта того времени Хуан Цзунсяня (1848--1905). Его стихотворения, собранные в двух книгах, "Заметки в стихах из хижины в мире людей" и "Стихи о японских событиях", призывали к борьбе за спасение от иноземного порабощения. Он призывал идти "с отвагой на смертный бой". Ряд стихотворений Хуан Цзунсяня посвящен событиям японо-китайской войны ("Горе тебе, Люйшунь", "Оплакиваю Вэйхайвэй"), потере Тайваня. Возмущаясь сдачей бездарными генералами городов и крепостей, он прославляет мужество китайских солдат-патриотов, которые "бились, даже искалеченные, сражались, раненные". Хуан Цзунсянь стремился приблизить язык поэзии к языку разговорной речи. Он призывал "писать так, как говорят уста".

В конце XIX и особенно в первые годы XX в. широкое распространение получили "обличительные романы", авторы которых подвергали резкой критике различные стороны феодальных порядков. Они развивали традиции сатирического романа XVIII в., и в частности "Неофициальной истории конфуцианцев".

Большой популярностью пользовались романы Ли Баоцзя (1867--1906). В его лучшем романе "Наше чиновничество" ост-росатирически изображено разложение государственного аппарата тогдашнего Китая. "Все продается, и все покупается, а в промежутках этих торгов рушатся человеческие судьбы, угнетается народ", -- писал Ли Баоцзя. Его роман "События 1900 года" характерен своей антиимпериалистической направленностью.

С романом "Наше чиновничество" перекликается роман У Вояо (1866--1910) "За двадцать лет". Большой популярностью пользовался роман Лю Э (1857--1909) "Путешествие Лао Ца-ня". В 1905 г. вышел роман Цзэн Пу (1871--1935) "Цветы в море зла", первое произведение китайской литературы, в котором сочувственно показывались революционеры.

Большинство авторов обличительных романов не занимали последовательно прогрессивных позиций в основных вопросах общественной жизни страны. В творчестве У Вояо, например, постепенно начинают преобладать сентиментальные и эротические мотивы, у Лю Э обличение чиновников и сочувствие угнетенному народу сочетаются с реформистскими иллюзиями и прямой враждебностью к революционерам. Однако обличение этими авторами правящей верхушки имело огромное общественное значение. Их романы привлекли внимание прогрессивной общественности, способствовали росту национального самосознания и подъему революционного движения.

Прогрессивные стороны творчества этих писателей подготовили почву для художественной и публицистической деятельности великого китайского писателя-демократа Лу Синя (1881-- 1936)--основоположника реализма в современной китайской литературе и искусстве. В начале XX в. Лу Синь выступал главным образом как публицист и переводчик. Он пропагандировал русскую литературу, в 1909 г. совместно с братом издал два сборника "Зарубежных рассказов", включавших переведенные Лу Синем произведения В. Г аршина и Л. Андреева.

Новые явления в общественной жизни оказали влияние на китайский театр. Продолжалось развитие завоевавшей большую популярность еще с начала XIX в. столичной, или пекинской, музыкальной драмы. Прогрессивные деятели театра высказываются за приближение театрального искусства к современности. В 1907 г. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, создали театральное общество "Весенняя ива", поставившее "Даму с камелиями" А. Дюма-сына и "Хижину дяди Тома" Г. Бичер-Стоу.

В изобразительном искусстве наметилось движение к совершенствованию национальных форм. Новое направление в китайской живописи создал крупный художник Жэнь Бонянь (1840--1896), обогативший традиционную китайскую живопись "гохуа" (картины на шелковых или бумажных свитках, которые пишутся тушью или краской, разведенной на воде). Его традиции продолжил замечательный художник Ци Байши (1861--1957). Народный лубок и гравюра откликались на крупнейшие политические события. Популярностью пользовался цикл гравюр, посвященный франко-китайской войне 1884-- 1885 гг. В начале XX в. впервые появилась политическая карикатура.

Некоторые успехи были достигнуты и в архитектуре. Национальные традиции нашли воплощение в построенном в конце XIX в. в Пекине императорском летнем дворце "Ихэюань" ("Парк безмятежного отдыха"). Замечательные образцы парковой архитектуры были созданы в других городах. Дальнейшее развитие получили также художественные ремесла (керамика, вышивание и т. п.).

Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и деревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс.

Если в начальный период агрессии капиталистических держав колониальная эксплуатация затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894--1895 гг., она распространилась и на население Северногоi Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский империализм. Строительство иностранцами желёзнйх дорог, открытие ими пароходных линий вдоль китайского побережья обрекли ка безработицу и голод сотни тысяч кули и моряков, обслуживавших Великий канал, соединявший Северный Китай с Янцзы. Контрибуция Японии, новые кабальные займы привели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали арендную плату.

Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугублялось стихийными бедствиями. В 1885 г. река Хуанхэ сменила русло и потекла через провинцию Шаньдун. Разрушительные наводнения повторялись из года в год.

Ненависть населения вызывала усилившаяся деятельность иностранных миссионеров.

Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влиянием пользовались тайные общества, в частности "Ихэтуань" (сОтряды мира и справедливости"), или, как его иногда называют, "Ихэцюань" ("Кулак во имя мира и справедливости"). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэныни. Организации общества "Ихэтуань" начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных колонизаторов.

Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: "Поддержим Цинов, смерть иностранцам!" Члены общества поставили своей целью изгнать "заморских дьяволов" из Китая. Их призывы находили всеобщую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропаганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун.

Вступавшие в отряды ихэтуаней давали обещание: "Не быть жадным, не развратничать, не нарушать приказаний родителей, не нарушать существующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников. В городах быть скромными и не глазеть по сторонам. При встрече с единомышленниками приветствовать их". Они верили, что выполнение соответствующих обрядов и заклинания сделают их неуязвимыми для вражеских пуль и снарядов. В число обязательных обрядов последователей общества "Ихэтуань" входили особые приемы кулачного боя (поэтому в западной литературе ихэтуаней стали называть "боксерами"), которым тоже придавался мистический смысл. Они говорили: "Мы изучаем священные приемы ихэцю-аней, чтобы защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и таким образом избавить соотечественников от страданий".

В отрядах повстанцев было много молодежи, в том числе 12--13-летние подростки. В отдельные специальные отряды объединялись девушки, замужние женщины, вдовы.

Ненависть к "заморским дьяволам" проявлялась в разгроме христианских церквей, выступлениях не только против иностранных миссионеров, но и против китайцев, принявших христианство. В одной из песен повстанцев говорилось: "Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы". Ихэтуани осуждали движение за реформы.

Среди высших чиновников провинции Шаньдун, да и при дворе в Пекине не было единой позиции по отношению к ихэ-туаням. Маньчжурская знать и китайские феодалы боялись расширявшегося стихийного выступления масс. Но та часть маньчжурской знати и китайских феодалов, которая выступала против всего иностранного с консервативных, феодальных позиций, надеялась использовать ихэтуаней в своих интересах, обуздать и приручить их вождей. Губернатор Шаньдуна Юй Сянь вступил с ними в переговоры и согласился включить ихэтуаней в сельское ополчение.

4. Вмешательство иностранных колонизаторов

Вожди ихэтуаней проводили в тот период по отношению к иностранцам тактику "устрашения", требовали их ухода из Китая, угрожая в случае невыполнения этого требования свирепой расправой, однако воздерживались от открытых нападений. Несмотря на это, дипломаты империалистических держав обвиняли повстанцев в бесчинствах и зверствах и требовали от китайского правительства "принятия решительных мер".

В конце 1899 г. по требованию американского посланника Юй Сянь был смещен с поста губернатора. Новый губернатор, Юань Шикай, двинул против ихэтуаней войска, которые вместе с находившимися в Цзяочжоу немецкими солдатами усмиряли население.

В декабре 1899 г. на совещании посланников иностранных государств было выработано совместное требование китайскому правительству жестоко расправиться с участниками движения ихэтуаней. В марте 1900 г. империалистические державы потребовали от китайского правительства усиления репрессий, открыто угрожая военным вмешательством. В апреле в Дагу прибыли военные корабли Англии, США и других: империалистических держав.

Действия Юань Шикая и открытое вмешательство колонизаторов вызвали новый подъем народного движения. Весной 1900 г. антиимпериалистическое восстание вслед за провинцией Шань-дун охватило столичную провинцию Чжили. Отряды ихэтуаней направились к столице. К маю движение охватило не только сельские местности, но и города. Десятки тысяч крестьян и ремесленников, среди которых преобладала молодежь и были женщины, с красными или желтыми повязками на головах, вооруженные большими мечами и длинными пиками, неся огромные знамена с надписью: "Следуйте по правильному пути Неба, да здравствуют Цины, смерть иностранцам!", приближались к Пекину.

Тысячи солдат правительственных войск переходили на сторону повстанцев. Вооруженные выступления ихэтуаней охватили Маньчжурию. Их прокламации распространялись в Центральном и Южном Китае.

Положение цинского правительства стало угрожающим. Его армии были бессильны преградить повстанцам путь на Пекин. В правящем лагере не было единства. Цыси колебалась. Многие представители правящей верхушки опасались, что продолжение открытой борьбы с ихэтуанями приведет к быстрому перерастанию антииностранного движения в антифеодальное, направленное против правящей цинской династии. "Войско богдыхана, -- говорил один из вождей ихэтуаней, -- будет драться заодно с нами, но если цинская династия не станет помогать нам и не будет на нашей стороне, то знайте, что тогда мы низвергнем династию, но спасем китайский народ от заморских дьяволов".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.