Вкратце подводя итоги данной главы, необходимо сделать следующие выводы: пауперизм был для большой части нищих и бродяг не только образом жизни, но и источником доходов. По источнику дохода нищих можно было условно разделить на три основные категории. Первая - нетрудоспособные нищие, пожилые люди, малолетние дети - имела официально подтверждённое государством право на сбор милостыни, а также могла рассчитывать на общественную помощь и частную благотворительность. Вторая группа состояла из профессиональных нищих, смотревших на сбор подаяния не как на средство к существованию, а как на свою работу, причём работу весьма прибыльную. Зарабатывая таким образом, представители этой группы нередко проявляли большую изобретательность и хорошее знание человеческой психологии. Наконец, третья группа состояла из лиц с ярко выраженными криминальными наклонностями, которые в связи со своей специализацией делились на «профессии». Доход последних двух категорий часто не ограничивался социальным минимумом того времени и нередко превышал ту зарплату, которую паупер мог получить за честный труд. Таким образом, значительная часть пауперов, даже находясь вне рамок нормального общества, тем не менее, имели доступ к средствам существования, что позволяет говорить о пауперизме как об источнике дохода.
Основные выводы по данной работе можно сформулировать следующим образом. Вследствие социально-экономических изменений, произошедших в Англии XVI века, значительная часть населения Англии оказалась выброшенной из нормальной жизни общества, превратившись в маргиналов или пауперов. Основным контингентом, постоянно пополнявшим эту категорию, были разорявшиеся крестьяне, подвергались пауперизации и другие слои английского общества. Количество бродяг и нищих было настолько велико, что это вызывало беспокойство английских властей. Следствием этого стало издание многочисленных «законов о бедных», основной целью которых было заставить бродяг и нищих вернуться на прежнее место жительства и покончить с их социальным образом жизни. Однако все предпринимаемые меры английской монархии были либо малоэффективны, либо приносили мало результата.
Не вызывает сомнения, что наряду с объективными экономическими факторами социальной адаптации пауперов препятствовали и некоторые аспекты их собственной психологии. Первый из них - негативное отношение к физической работе, которое формировалось у людей под влиянием их образа жизни и теми условиями труда, которые им предлагало или, что было гораздо чаще, принуждало государство. Негативное отношение к пауперам со стороны государства порождали у этих людей чувство оторванности, протеста, противопоставления себя и общества, что также являлось дополнительным психологическим барьером для возвращения к нормальной жизни, а также способствовало самоидентификации бродяг и нищих, подсознательно принимавших общественный ярлык и выстраивая соответствующую модель поведения.
Количество бродяг было так велико, что они нередко образовывали своеобразные сообщества или коммуны, которые заменяли им нормальную общественную среду. Таким образом, происходила своего рода подмена - будучи выброшенным из одной социальной среды, паупер оказывался в другой, где он уже не чувствовал себя изгоем и даже мог повысить свой социальный статус. Иногда сообщества пауперов достигали такого уровня организации, что о ней смело можно было говорить как о «обществе внутри общества». В результате, пауперов, живших в Англии XVI века можно рассматривать не только как маргинализированные элементы, но и как отдельный слой общества, имеющий свои психологически особенности, свою субкультуру, традиции и даже фольклор.
Вместе с тем следует отметить, что природа пауперизма двояка. С одной сторон, нищие и бродяги относились к данной категории ввиду недостаточной материальной обеспеченности. С другой, как не парадоксально, именно та социальная роль, которую они были вынуждены занимать, обеспечивала им средства к существованию. Это была милостыня, частная благотворительность, помощь от государства. И большая часть пауперов, особенно трудоспособных, рассматривала подаяния не как помощь от общества, а как источник заработка, как на работу, причём работу довольно выгодную. Вследствие этого среди пауперов появляются «профессиональные нищие», отличительной чертой которых были тонкое знание человеческой психологии, коммуникативность и находчивость. Кроме того, в это период появляется целый ряд других нищенских профессий.
Основной итог можно сформулировать так - ввиду склада своих психологических особенностей и менталитета большая часть пауперизированного населения не желала возвращаться к нормальной жизни, даже если у них была такая возможность. Этот фактор, наряду с продолжавшимся разорением английского населения, стал одним из главных препятствий, мешавших английскому государству проводить активную политику в области социальной адаптации пауперов.
1. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии “негативной адаптации” // Социологические исследования. 1999. № 4
2. Бутовская М.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. Бредущие среди нас. Нищие в России и странах Европы, история и современность, М.: «Научный мир», 2007.
3. Винокурова В.П. Нищие в малых городах юго-западной Англии в 16 - 17ом веках»// сборник «Средние века», выпуск 59, с. 142 - 148
4. Геремек Б.О процессе становления светской системы благотворительности в странах Западной Европы в XVI-XVII вв.. М.: Просвещение 1990, с. 657
5. Голенкова З.Т., Ичитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации // Социологические исследования. 1998. №8.
6. Голосенко И.А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологии бедности) // Социологические исследования. 1996. № 7-8
7. Дмитриева О.В. «Социально - экономическое развитие Англии в XVI веке» М.: МГУ, 1990, с. 134
8. Марковкина С.Г. Особенности социально-психологической адаптации лиц пожилого и старшего возраста // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. № 3-4. с. 164-167
9. Маркс К. «Первоначальное накопление капитала»//«Капитал», книга 1. М: Издательство политической литературы, 1983, с. 905
10. Минаева Т.Г. «Суды справедливости в Англии в 14 - 16 веках»// Новая и новейшая история», №4, 2005 г.// с. 125 - 132
11. Митрофанов В.П. «Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого - середины 17-ого веков»// сборник «Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского». Нижний Новгород, 2007, с. 82 - 84
12. Митрофанов В.П. «Из истории социальной политики английской монархии второй половины16-ого - первой трети 17-ого веков»// сборник «В поисках нового: Европа и Россия в современной отечественной историографии». Арзамас, 2007, с. 68 - 79
13. Мор Т. «Утопия»// Издательство «Наука» М: 1947, с. 238
14. Мортон А.Л. «История Англии» М: Издательство иностранной литературы 1950, с. 364
15. Семенов В.Ф. «Раннее капиталистическое фермерство в Англии в первой половине 16 - первой половине 17-ого веков»// сборник «Генезис капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, М: 1965, с. 180 - 204
16. Семенов В.Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство
Тюдоров по вопросу о пауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, с. 210 - 224
17. Тревельян ДжМ. «Социальная история Англии». Издательство иностранной литературы, 1969, с. 408
18. Штокмар В.В. «Очерки по истории Англии». Издательство Ленинградского университета, Л. 1962, с. 160
19. Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки.- 2001.- №5, с. 150 - 158 эпоху расцвета». Издательство ленинградского университета, Л: 1962, с. 155
Страницы: 1, 2, 3, 4