Рефераты. Присоединение Украины к России

p align="left">Гетман Хмельницкий обратился опять к царю Алексею Михайловичу, умолял принять его с казаками под свою руку. Царь на этот раз, отвечал, что примет на себя посредничество примирить польского короля с Хмельницким. 20 июля явился в Польшу царский посланник боярин Репнин-Оболенский с товарищами, припомнил прежнее требование о наказании лиц, делавших ошибки в царском титуле, и объявил, что царь простит виновных в этом, если поляки со своей стороны помирятся с Хмельницким на основании Зборовского договора и уничтожат унию.

Паны на это отвечали, что уничтожить унию невозможно, что это требование равняется тому, если бы поляки потребовали уничтожить в московском государстве греческую веру, что греческая вера никогда не была гонима в Польше, а с Хмельницким они не станут мириться не только по Зборовскому, но даже и по Белоцерковному договору, а приведут казаков к тому положению, в каком они находились до начала междоусобия.

Тогда московский посол сказал, что если так, то царь не будет более посылать в Польшу послов, а велит писать о неправдах польских и о нарушении поляками мирного договора во все окрестные государства и будет стоять за православную веру, за святые Божья церкви, и за свою честь, как ему Бог поможет! Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. М: ОЛМА ПРЕСС 1994

Поляки, считая, что Хмельницкий пойдет на помощь к сыну, который находился в стесненном положении в Молдавии, двинулись с войском во главе короля на Подоль к Каменцу, надеясь перерезать путь. Хмельницкий отправляясь в поход на выручку сына, известил царя Алексея Михайловича, что поляки идут на поругание веры и святых церквей, и прибавил: "турецкий царь прислал к ним в обоз в Борки своего посланца и приглашает к себе в подданство. Если, ваше царское величество, не сжалишься над православными христианами и не примешь нас под свою высокую руку, то иноверцы подобьют нас и мы будем чинить их волю. А с польским королем у нас мира не будет ни за что".

Тесть Тимофея, Лупула, ушел из Молдавии, а Тимофей с тещею и казаками заперся в Сочавском замке. Огромное войско венгерцев и поляков осадило Сочаву. Осажденные храбро отбивались, ожидая выручки от Хмельницкого. Но после ранения в ногу Тимофей умер. Казацкий полковник Федоренко продолжал несколько времени отбиваться, но голод принудил его сдать крепость, 9-го октября казаки вышли из сочавской крепости, выговорив себе свободный проход в Украину с телом Тимофея Хмельницкого. Богдан Хмельницкий встретил на дороге тело сына, приказал вести его на погребение в Чигирин, а сам пошел на поляков. К нему пристал тогда крымский хан Поляки, считая себя победителями татар под Берестечком, перестали ему платить сумму, постановленную под Збором. Хану захотелось возвратить себе этот доход..

Враги встретились на берегу Днестра под Жванцем, когда была уже поздняя осень. Положение поляков было печальное. Войско их, составленное из непривычных к ратному делу воинов, разбегалось. Но хан наблюдал только одну свою выгоду и предложил полякам мир, с условием, если ему заплатят единовременно сто тысяч червонных, а потом станут платить ежегодно на основании Зборовского договора, и в добавок, дадут татарам право на возвратном пути брать сколько угодно пленников в польских областях. Как ни диким казалось последнее требование, но поляки согласились на него, выговоривши себе только то условие, чтобы татары брали в плен в продолжение сорока дней одних русских и не трогали поляков. Ханский визирь договорился с поляками и о том, что с этих пор хан отступит от казаков, и будет помогать полякам укротить казаков.

Хмельницкий узнал об этом тайном условии, но ему невозможно было отважиться в данную минуту на борьбу разом и с поляками и с татарами. Одна надежда у него осталась тогда на царя московского. 1

6 декабря ушел король Ян-Казимир; за ним разошлось польское войско. Вслед за тем татары, по условию, страшно опустошили Южную Русь до самого Люблина. Однако, и поляки не остались без наказания за постыдный договор с ханом: татары, не разбирая своих жертв, сжигали шляхетские дома и увели в плен множество шляхты обоего пола.

Между тем, после решительного ответа, данного панами московскому послу боярину князю Репнину-Оболенскому, московское правительство приступило, наконец, к решительному шагу. Оставаться зрителями того, что делалось по соседству, далее было невозможно; предстояла опасность, что казаки отдадутся Турции, и вместе с крымскими татарами начнут делать опустошения в пределах московского государства. Дело было первой важности и царь Алексей Михайлович 1 октября 1653 года созвал земский собор всех чинов московского государства.

Думный дьяк изложил о том, как гетман Богдан Хмельницкий много лет просил государя принять его под державную руку, о том, как царь предлагал полякам прощение виновных в оскорблении царской чести, с тем, чтоб поляки уничтожили унию и перестали преследовать православную веру, и как поляки отвергли это предложение. Извещалось, наконец, что турецкий царь зовет казаков под свою власть. Потом отбирался ответ на вопрос: принимать ли гетмана Богдана Хмельницкого со всем войском запорожским под царскую руку?

Бояре дали такое мнение: Ян-Казимир при избрании на королевство присягал остерегать и защищать всех христиан, исповедание которых отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру и другим не дозволять, а если своей присяги не сдержит, то в таком случае подданные его освобождаются от верности ему и послушания. Король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, и обратил в унитские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги - вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском Запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку.

После такого земского приговора, царь послал на Украину посольство во главе с боярином Бутурлиным, чтобы принять Украину под высокую руку государя. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года.

1 января прибыл в Переяславль гетман. 8 января Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада, с речью: «Господа полковники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский; четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь бусурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже бусурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленные и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно: сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царскою милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога». Раздались восклицания: «Волим под царя восточного! Лучше нам умереть в вашей '' "Боже утверди, Боже укрепи, чтоб мы навеки были едино!» Бойко И. Переяславская Рада и ее историческое значение. М.: Воениздат. 1954

Прочитаны были условия нового договора. Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля (приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии, полтавскую, киевскую, черниговскую, большую часть волынской и подольской) присоединялась под именем Малой России к московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков. Число реестровых увеличивалось до 60 тысяч, но дозволялось иметь и более охочих казаков.

Стоит отметить, малороссийское духовенство неохотно соглашалось поступать под власть московского государя. Духовенство не только не присягнуло, но и не согласилось посылать к присяге монастырских слуг и вообще людей из всех имений, принадлежавших церквам и монастырям. Духовенство смотрело на московских русских, как на народ грубый, и даже насчет тождества веры с московской происходило у них сомнение. Некоторым даже приходила мысль, что москали велят перекрещиваться. Народ присягал без сопротивления, однако, и не без недоверия: малоруссы боялись, что москали станут принуждать их к усвоению московских обычаев. Что касается казаков и приставших к ним русских шляхтичей, то они вообще, только по крайней нужде отдавались под власть московского государя; в их голове составился идеал независимого государства из Малороссии. Хмельницкий отправил своих послов, которые были приняты с большим почетом. Царь утвердил Переяславский договор и, на основании его, выдали жалованную грамоту Зиновий-Богдан был сын казацкого сотника Михаила Хмельницкого. В юности он учился в Ярославле (галицком) у иезуитов и получил по своему времени хорошее образование. Отец его был убит в Цоцорской битве несчастной для поляков, где пал их гетман Жолкевский. Зиновий, участвовавший в битве вместе с отцом, был взят турками в плен; он пробыл два года в Константинополе, научился там турецкому языку и восточным обычаям, что ему впоследствии пригодилось. После примирения Польши с Турцией, Зиновий возвратился в отечество, служил в казацкой службе и получил чин сотника..

Московское правительство формально объявило Польше войну. Она вспыхнула разом и в Украине и в Литве.

IV. Результаты войны

Так закончилась освободительная война 1648-1654 гг. - произошел исторический акт воссоединения двух братских народов. С тех пор эти события неоднократно были объектом всякого рода спекуляций, неумеренного славословия или наоборот сплошного очернительства. Для того чтобы дать объективную оценку этим событиям, надо посмотреть, что же произошло дальше. Прежде всего отметим, что в состав России вошла лишь Левобережная Украина - земли Киевская, Черниговская и Брацлавская. Правобережная Украина, оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши в конце XVIII в. В ходе освободительной войны на территории Левобережной Украины возникло достаточно для того времени своеобразное государство - Гетманство, впитавшее в себя лучшие традиции казацкой демократии, восходившей в свою очередь ко временам еще Древней Руси.

Половодьем народной войны польское шляхетское землевладение было смыто и развитие крупного землевладения начинается как бы заново, с нуля. Большое распространение получает свободная заимка земли, благоприятная ситуация складывается для жизнедеятельности сельской и городской общины. Администрация гетманства, генетически восходя к казацкой, основным своим звеном имела народное собрание - казацкий круг, который избирал старшину и контролировал ее деятельность. Будучи включенным в состав России, где централизаторские, монархические тенденции все более усиливались, Гетманство оказалось в достаточно сложном положении.

Отношения с Россией оформлялись в виде так называемых "статей" (Мартовские 1654 г., Переяславские1659, Московские 1665 г., Глуховские 1669 г.) и с каждым новым договором политические права Гетманства ущемлялись, самоуправление на Украине ограничивалось. В следующем столетии украинское крестьянство попало под закрепостительный пресс русского царизма и в 1783 г. государыня Екатерина одним росчерком пера закрепостила остававшееся до той поры еще свободным украинское крестьянство. Но уже в начале XVIII в. русские вельможи получили на территории Левобережной Украины огромные латифундии (от них, впрочем, не отставали и быстро растущие местные землевладельцы). См: Россия - Украина: история взаимоотношений. Институт славяноведения и балканистики РАН. Отв. ред А.И. Миллер и др. - М. Языки русской культуры 1997

Без учета всех этих моментов трудно было бы понять так называемую "Руину", - деятельность гетманской верхушки после смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого Не задолго до смерти, Б. Хмельницкий послу Беневскому, посланному польским королем Ян-Казимиром, с предложением примириться казакам с Польшей и сбросить московскую протекцию, сказал: «Я одной ногой стою в могиле, и на закате дней не прогневаю Бога нарушением обета царю московскому. Раз я поклялся ему в верности, сохраню ее до последней минуты».. Обычно пропольскую ориентацию Ивана Выговского (следующего после Богдана гетмана, заключившего с поляками Гадячский договор, который фактически отменял постановление Переяславской рады) и польские симпатии Юрия Хмельницкого (ставшего гетманом после Выговского) объясняют существованием магнатско-шляхетского своеволия, что открывало широкий простор для гетманского произвола и обогащения. Но не учитывать и достаточно жесткой политики России было бы совершенно неправомерно.

 Итак, получается следующая картина. Для Левобережной Украины в сложившейся ситуации не было иного выхода, как присоединиться к России. Это имело положительное значение для населения Левобережной Украины: было уничтожено чужеземное порабощение, украинцы объединились с близким по культуре, вере, поистине братским народом. Но оказавшись с этим братским народом в одной государственной и политической системе, население Левобережной Украины вынесло на своих плечах все те тяготы, что и русский народ - от ликвидации демократических традиций в конце XVII - начале XVIII в до насильственной "коллективизации" в XX столетии.

Новые военные столкновения между Речью Посполитой и Россией начались в 1654 г. Вначале война протекала успешно для России: в первую кампанию был взят Смоленск и еще 33 города в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др.). В 1655 году, московские русские получили чрезвычайный успех в Литве. Они взяли Минск, Ковно, наконец Вильно, Алексей Михайлович въехал в столицу Ягеллонов и повелел именовать себя великим князем литовским. Города сдавались за городами, большей частью без всякого сопротивления. Мещане и шляхтичи, сохранившие православие, а еще более угнетенные владычеством панов поселяне, принимали московских людей как освободителей. Разгромом Речи Посполитой воспользовалась Швеция, стремившаяся оттеснить ее от побережья Балтийского моря и стать самым полновластным хозяином прибрежных территорий на юге Балтики.

Летом 1655 г. Карл X с севера вторгся в пределы Польши и без труда овладел большей частью ее территории, в том числе и Варшавой. Успехи Швеции обострили и без того напряженные отношения ее с Россией.

17 мая 1656 г. Россия начала военные действия против шведов, закончившиеся заключением 20 декабря 1658 г. в Валиесаре перемирием с Швецией на три года, по которому Россия вынуждена была возвратить все свои приобретения в Ливонии, и оказаться отрезанной от морских берегов.

Война с Польшей, в ходе которой враждующие стороны имели переменный успех, была длительной и закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия на 13,5 лет, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Условия Анрусовского перемирия в 1686 г. закрепил Вечный мир, согласно которому Киев на вечные времена оставался за Россией.

Хотя Анрусовское перемирие, а затем и Вечный мир не решили вопроса воссоединения с Россией всей Украины и тем более Белоруссии, они знаменовали крупнейший внешнеполитический успех русского правительства: воссоединение Левобережной Украины с Россией цементировало дружбу двух братских народов и открывало перспективу вхождения всей Украины и Белоруссии в состав России История России от древнейших времен до 1861г. /Под ред Н. И. Павленко. М. Высш. Шк. 2001с.221.

Заключение

По условиям Люблинской унии 1569 года украинские земли были присоединены непосредственно к Польше - Речи Посполитой. На плодородные земли Украины хлынули польские феодалы. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства, постепенно приобретавший на территории Украины, особенно жестокие формы. Поляки совершали ужаснейшие варварства сами, а также, ленясь управлять имениями, отдавали их в аренды иудеям с полным правом панского господства над хлопами: ничто так не тяготило и не оскорбляло русского народа, как власть иудеев.

Положение крестьянства отягощалось и религиозным гнетом. После унии 1569 г. усилился натиск католической церкви, получившей большие земельные владения на Украине: появляются представители ордена иезуитов, способствовавшие распространению католичества.

В весьма тяжелом положении оказались и жители городов - мещане и православное духовенство. Православные священники изгонялись из храмов, им запрещалось вести службу на родном языке. Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу, восстания следовали за восстаниями, и главной движущей силой в них были казаки - запорожцы.

Именно казачество и вело своего рода военную подготовку освободительной войны середины XVII в. Конец XVI - начало XVII столетий ознаменовались многочисленными казацкими восстаниями. В ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе. 

Но в 1638 г. поляки с присущей им жестокостью подавили последнее народное восстание, и наступило "золотое десятилетие". В 1648 г. началось восстание, со временем переросшее в освободительную войну. Его возглавил Богдан Хмельницкий. В ходе освободительной войны на территории Левобережной Украины возникло достаточно для того времени своеобразное государство - Гетманство, впитавшее в себя лучшие традиции казацкой демократии, восходившей в свою очередь ко временам еще Древней Руси.

Освободительная война с переменным успехом для враждующих сторон продолжалась до 8 января 1654 года, когда в Переяславле произошел исторический акт, был подписан договор о присоединении Левобережной Украины - земли Киевской, Черниговской и Брацлавской к России. Это имело положительное значение для населения Левобережной Украины: было уничтожено чужеземное порабощение, украинцы объединились с близким по культуре, вере, поистине братским народом. После чего Московское правительство объявило Польше войну.

Эта война, в ходе которой враждующие стороны имели переменный успех, была длительной и закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Условия Анрусовского перемирия в 1686 г. закрепил Вечный мир, согласно которому Киев на вечные времена оставался за Россией.

Но, оказавшись с братским русским народом в одной государственной и политической системе, население Левобережной Украины вынесло на своих плечах все те тяготы, что и русский народ - от ликвидации демократических традиций в конце XVII - начале XVIII в до насильственной "коллективизации" в XX столетии. Этим в частности объясняется, постоянное стремление Украины к независимости от государства Российского, которое все-таки свершилось после распада СССР.

Что касается Б.Хмельницкого, то он, несмотря на важные промахи и ошибки, заслужено принадлежит к самым крупным двигателям русской истории. В многовековой борьбе Руси с Польшей он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Польши сокрушительный удар: под его старанием западная и южная Русь были уже фактически под единою властью с восточной Русью.

Список литературы

1) Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. М: ОЛМА ПРЕСС 1994

2) Бойко И. Переяславская Рада и ее историческое значение. М.: Воениздат. 1954.

3) Замлинский В.А. Богдан Хмельницкий. М: Молодая Гвардия. 1983

4) История России от древнейших времен до начала XX в. /Под. ред. И.Я.Фроянова. М. Мысль. 1996

5) История России от древнейших времен до 1861г. /Под ред Н. И. Павленко. М. Высш. Шк. 2004

6) Каргалов В.В. На степной границе обороны / Русское государство в первой половине XVI в. М. Наука. 1974

7) Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Мысль. 1997

8) Россия - Украина: история взаимоотношений. Институт славяноведения и балканистики РАН. Отв. ред А.И. Миллер и др. - М. Языки русской культуры 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.