Рефераты. Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.

Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Кафедра Отечественной истории

Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.

Дипломная работа

Выполнила студентка

______________________

Научный руководитель

_______________________

Барнаул 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Повесть временных лет - основной источник изучения истории Древнерусского государства.

ГЛАВА II. Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика.

2.1. Славянские племена до образования государства.

2.2. Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.

2.3 . Трактовка понятия «Русь»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории любого государства начинается со времени его возникновения, описания первых правителей, их деятельности, основных занятий населения и т.д. В отечественной науке уже самый начальный период истории государства является спорным и проблемным вопросом. Заключается он в том, что неизвестны точные причины возникновения государства и его названия, территориальные и временные рамки; спорят также о личностях первых правителей и условиях их появления. Сложность этого вопроса усугубляется крайне ограниченным кругом источников, рассматривающих возникновение государства, и полным отсутствием письменных источников, относящихся к тому времени, когда государство возникло.

Первых авторов истории государства Российского от времени его возникновения отделяло не менее полутора столетий, поэтому их с объективность подвергается большому сомнению. Однако русские летописцы X I - XII веков разработали первую концепцию возникновения древнерусской народности и государственности, заключалась она в двух основных положениях, которые не утратили своего значения и до наших дней. Первое - о родстве и единстве всего славянского мира, второе - об исходной миграции с запада славянских племён, составивших активное ядро Древнерусского государства. С XI - XII веков эти положения много раз обсуждались, изучались, вызывали сомнения.

Особенно активно этот вопрос рассматривался в Отечественной науке со 2-й четверти XVIII, после открытия Петром I Академии наук в Петербурге в 1725 году. Среди учёных Академии встречается много иностранных имён, чаще всего немецких. Прежде всего, нужно упомянуть имя Готлиба Зигфрида Байера, который был приглашен в Академию наук в 1730 году. Ему принадлежит создание исторического трактата о древнейшем периоде древнерусской истории. Своё внимание учёный сосредоточил на одном факте - легенде о призвании князей из варягов. Байер так начал свой рассказ: «Исстари руссами владели варяги; потом их прогнали. Гостомысл начал править государством. Но вследствие неурядиц он дал совет призвать тех же варягов, и был призван Рюрик с братьями» Историография, С.119.

По мнению Байера, варяги были из Скандинавии и Дании, и представляли собой наёмную гвардию. Выводы Байера легли в основу так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Труды Байера нашли как сторонников, так и оппонентов.

К числу сторонников относились, прежде всего, коллеги Байера по Академии наук немцы Герард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер. Положения трудов Миллера в области возникновения древнерусской государственности сводились к отождествлению варягов со скандинавами и утверждению, что скандинавы дали Руси государей там же, с.120. Шлёцер же, исследуя общественный строй славян в IX - X вв., доказывал примитивность их политического строя и отсутствие государственности там же, с.128. Такие выводы не соответствовали национальной патриотической идее о самостоятельности развития славянства, и более всего «обижали» историков-патриотов.

Главным оппонентом всех приверженцев норманнской теории стал М.В.Ломоносов, не соглашавшийся с тем, что начало Руси, сводится к влиянию извне там же, с.123. Шлёцера даже обвинили в немецком национализме, стремлении доказать, что именно немцы принесли в Россию и культуру, и государственный строй, а внешняя политика России, начиная со времён образования московского государства, носила исключительно завоевательных характер.

В 1749 году на торжественном заседании в Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллер выступил с речью на тему «Происхождение народа и имени российского». Присутствовавший там Ломоносов открыто осудил Миллера за то, что в своей речи он больше всего говорил о бесславии российского народа: как многократно разбивали русских в сражениях, как грабежом, огнём и мечом пустошили Русскую землю и у царей русских отнимали их сокровища. Особенно возмутило Ломоносова заявление Миллера о том, что «скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». По настоянию Ломоносова речь Миллера, уже напечатанная, была уничтожена. Она увидела свет только в 1768 году после смерти Ломоносова Заичкин, Почкаев/ Русская история. Популярный очерк IX- серединаXVII вв. М:Мысль, 1992.- С.21.

Этот спор имеет большое историографическое значение, поскольку он начинает борьбу антинорманистов с норманистами, которая не прекращается ни в XIX, ни в XX веке. Например, точку зрения норманистов отказывался принимать В.О.Ключевский, а такие учёные, как Карамзин, Соловьёв, Погодин её разделяли. Вообще, в течение этого длительного периода делались неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов и другие показания о варягах в Восточной Европе для утверждения о неспособности славян самостоятельно создать государство и о решающей роли пришлых германцев в деле создания русской культуры, и наоборот - чтобы такую способность доказать.

Не меньшее количество споров вызывает и вопрос о происхождении самого термина «Русь». Существует, по меньшей мере, три версии об истоках этого слова. Первая версия вытекает из норманнской теории образования Русского государства. Она утверждает, что варяг Рюрик сам был их племени Русь и поэтому государство, возникшее у славян якобы с приходом князя и его дружины, тоже получило название «Русь» там же, с.22. Две последующие появились позже в среде учёных - антинорманистов. Они говорят о происхождении этого слова либо от праславянского «руса», что означает «река», либо от имени древнего племени «русь» или «рось», находившемся где-то в Среднем Приднепровье в середине VI века там же, с.23.

В связи с вышеперечисленным обзор русской дореволюционной историографии о призвании варягов является, безусловно, актуальным.

Объектом исследования данной работы является процесс становления отечественной историографии образования Древнерусского государства.

Предметом исследования является проблема призвания варягов в историографии XIX века.

Цель нашего исследования заключается в наиболее полной характеристике отечественной историографии призвания варягов. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть и проанализировать летописные источники призвания варягов;

- выделить внутренние и внешние факторы образования Древнерусского государства в трудах дореволюционных исследователей;

- охарактеризовать расселение и этническую принадлежность славян и варягов накануне образования Древнерусского государства, опираясь на труды дореволюционных исследователей;

- выделить наиболее характерные типы трактовки термина «Русь»

Хронологические рамки исследования ограничиваются серединой XVIII - началом XX вв. Подобный выбор хронологии исследования неслучаен, поскольку именно с середины XVIII века в науке начался спор между норманистами и антинорманистами, который был уже упомянут выше. Верхняя хронологическая граница связана с изменением методологической базы отечественной исторической науки, произошедшим в результате революции 1917 года. В то же время эту границу нельзя обозначить конкретным годом, поскольку в первые годы советской власти историки старой школы играли значительную роль в отечественной науке.

Источниковой базой работы стали труды виднейших представителей русской исторической науки, посвящённые призванию варягов, прежде всего Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М.Соловьёва. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что научная литература по теме обширна, нам не известны специальные монографические исследования, посвящённые данной теме. Большинство историков, рассматривая в той или иной степени проблему призвания варягов, не делают её темой самостоятельного исследования.

Конечно, трудно найти новизну в исследовании данного периода, данной темы, поскольку она довольно хорошо изучена, но интересным может являться сопоставление взглядов различных историков на проблему роли варягов в образовании Древнерусского государства.

Возможность использования результатов данной работы не подлежит

сомнению. В первую очередь, работа может быть привлечена в качестве учебного материала при кружковой и исследовательской работе учащихся старших классов. Кроме того, данные исследования могут быть полезными при подготовке уроков по тематике, связанной с изучаемым периодом.

Для выполнения данной работы автор обращался к следующим общенаучным методам и методам исторического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, описание, объяснение, а также историко-генетический, историко-системный, историко-типологический, историко-сравнительный. Последний метод являлся основным в работе. Он рассматривает и сравнивает явления, общее и различия в их сущности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава рассматривает основной источник Древнерусской истории: «Повесть Временных лет», а именно те аспекты его содержания, которые положили начало полемике о роли варягов в образовании и становлении Древнерусского государства. Вторая глава рассматривает непосредственно точки зрения отечественных историков, занимавшихся рассмотрением варяжской проблемы. Отдельные параграфы посвящены описанию славянских и варяжских племён до призвания Рюрика, этнической принадлежности варягов, трактовке понятия «Русь». Заключение подводит итоги работы.

ГЛАВА I. Повесть временных лет - основной источник изучения истории Древнерусского государства.

Начало летописания на Руси относится к очень древнему времени. Но до нас не дошли древнейшие летописные своды, возникшие, по всей вероятности, ещё в первой половине XI века. Наиболее ранним из дошедших до нас сводов является Повесть Временных Лет (ПВЛ), относящийся к началу XII века, и доводящий изложение событий до 10-х годов этого века. Этот свод известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 года и Ипатьевский 20-х годов XV века Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе. - М:Просвещение,1973, с.4.

Поскольку летопись вобрала в большом количестве материал сказаний, повестей и легенд, она представляет огромный интерес для историка. В ней нашли отражение устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях там же, с.4.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.