Рефераты. Раскол Русской Православной Церкви: на перекрестке мнений

b>

4. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ О РАСКОЛЕ

Социально-политические позиции в оценке раскола были не чужды и революционерам-демократам, но они в большей мере интересовались им как возможным союзником в борьбе против самодержавия и даже передовом отряде этой борьбы, "На окраинах двух социальных миров - писал А.И. Герцен, - крестьян и дворян-крепостников, развились раскольники и декабристы, а потом все западники,.., все они были вместе протестом и надеждой; ими Россия усиливалась отделиться от петровского периода или переработать его в свое настоящее тело, в свою здоровую плоть". ж. Колокол, 1860, № 86, стр. 690. А.И. Герцен далее призывал идти к социализму через раскольничью общину. А.И.Герцен. "Русский народ и социализм. Избр. философские произведения, т. 2, М., 1949, стр. 149. (!). М.А. Бакунин считал раскол проявлением свободы духа русского народа, доказательством его умения постоять за свои убеждения, "... народ унес свою душу, свою заветную жизнь, свою социальную веру в раскол... В расколе продолжалась и сохранялась для народа прерванная Петром история народа России". М.А.Бакунин. "Русским польским и всем славянским друзьям". ж. Колокол, 1862, №№ 122-123, стр. 1022.

Началась активная "борьба за старообрядца", которая выражалась в организации журнала "общее вече" (Главным редактором был Н.Огарев, с 1862 по 1864 вышли 29 номеров) попытке привлечь на свою сторону старообрядческого епископа Пафнутия, который, вернувшись из Лондона в Россию, запретил староверам всякие сношения "с этими безбожниками" (Герценом и К°), подготовке агитаторов.*. Раскольники были единственной народной организацией, на которую собирались опереться Герцен и Огарев (Общее Вече, № I, 15.VI, 1862, Лондон; обращение "К народу" - читай "К старообрядцам"). И вообще декабристов, петрашевцев и старообрядцев они ставили в один ряд, как борцов за свободу и пострадавших за народ. И.С. Миллер. Вокруг "Великорусса". Сб-к "Революционная ситуация в России, 1859-1861 гг.", М., 1965, стр. 113-114. "Борьба за старообрядца" закончилась полным провалом; старообрядец стоял за веру и в революцию не пошел! Поистине, раскольники боролись не против царя и церкви, за Правду, за Веру, за "Святую Русь". Живя "за государственной и церковной оградой", они мечтали об уничтожении "этой ограды", о возврате государства и церкви к "древлему благочестию". Вообще, старообрядцы были "вне политики", однако, в ходе революции 1905-1907 гг. поддержали октябристско-кадетское крыло; старообрядческий съезд (XII -1905 г.) приветствовал Манифест 17/X 1905 г. и выступил за единство России, сохранение царской власти с Государственной думой, за всеобщее избирательное право, введение демократических свобод, демократизацию местного самоуправления, передачу земля крестьянам за выкуп за счет государства и справедливую разработку фабричного вопроса. Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России в 19 в. М., 1919, стр. 26-30. Итак, надежды революционеров на раскольников как на опору в революционной борьбе против самодержавия не оправдались. И, тем не менее, революционеры-демократы безошибочно угадали в старообрядчестве родственное начало. Как писал Г,П. Федотов, "народник -это воскресший Аввакум, который расшатывает империю Петра". Г.П. Федотов. "Трагедия интеллигенции". В сб. О России и русской философской культуре (Философы послеоктябрьского зарубежья). М., 1990, стр. 432. "Народничество 1870-80 гг. и живет в круге старообрядческих идей, преломленных в современности". Там же.

Таким образом "роль идеалов раскола (личностей-борцов - Аввакума, Морозовой) в культуре революционно-демократического направления значительна и ... даже более органично присуща системе его политических учений и мировоззренческих установок, чем поиск в старообрядчестве активной революционной силы". В.В. Молзинский. Указ. соч., стр. 182.

Основоположников подходов к расколу в рамках марксистской школы был Г.В.Плеханов, считавший раскол "движением позитивно-противогосударственного протеста, которому религия мешала перерасти в классовый" Г.В. Плеханов. История русской общественной мысли. М.-Л., 1925, стр. 362-363. (теоретической основой юного подхода было известное марксистское положение о неразвитости форм классового сознания в эпоху феодализма, реализуемых в религиозной оболочке (Ф.Энгельс "Крестьянская война в Германии". К.Маркс и Ф.Энгельс, собр. соч., т. 7, 1956, стр.360).

5. СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ О РАСКОЛЕ

В советское время в связи с известными обстоятельствами российской истории тема раскола не вызывала такого бурного интереса как во второй половине 19 в. и особенно на рубеже веков. Советская историческая наука, зажатая строгим "канонами классового подхода, лишь вскользь упоминала раскол, как явление второго плана, как продукт "невежества" масс. В 60-70-е годы, когда выбор тем научного исследования стал более свободным, появилось несколько диссертационных работ и монографий по расколу, естественно трактовавших его как форму "классовой борьбы под религиозными лозунгами" (канон!). В результате такого подхода "необозримо многоплановый пласт проблем старообрядчества в советское время был сведен к антифеодальным противогосударственным выступлениям". В.В. Молзинский. Указ. соч., стр. 19.

В целом, на раскол смотрели "сквозь пальцы", как на досадное ретроградное явление русской истории, не вписывавшееся в теорию освободительного движения. (Ни в одном старообрядческом источнике нет призыва к свержению самодержавия и крепостного права!). Историков-марксистов это удручало. Почему в Советское время расколом, точнее его текстами, идеологами и идеалами в большей мере занимались литературоведы - В.И. Малышев, А.Н. Робинсон, А.М. Ланченко Д.С. Лихачев, Н.С. Демкова, Н.Л. Гудзия, И.В. Понырко, В.Е. Гусев, М.Б. Плюханова и др. Из историков и философов расколом занимались Бубнов И.Ю. (Старообрядческая книга в России во второй половине 17 в. - в сб. Источники: типы и эволюция: СПб; БАН, 1995), Б.П. Кутузов (Церковная реформа 17 в, её истинные причины и цели: Рига, чч. 1,2, 1992), Н.И.Покровский (Христианство и церковь в России феодального периода: Новосибирск, 1989; Источники по истории общественного сознания и культуры периода феодолизма: Новосибирск, Наука, 1991), А.Л. Клибанов (Духовная культура средневековой Руси, М.,1966), Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. и другие.

Однако, как указывает В.В.Молзинский, "всем недостает объективной непредвзятости для постижения глубинного смысла и всего многопланового спектра, заложенных в расколе "социально- политических, богослужебно-исторических и религиозно-нравственных идей".

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, я пришел к выводу, что раскол XVII в. явился величайшим событием в истории России. Он стоит рядом с такими событиями, как смутное время, революция 1917 г. Значение его велико. Потому что, по словам Бердяева, "религиозный раскол не был вызван исключительно обрядоверием русского народа". В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство исконноправославное. В народе проснулось подозрение, что Москва-Третий Рим-столица Православного Царства повредилась, произошла измена истинной вере. Государством и Церковью овладел антихрист. Народное Православие разрывает с иерархией и церковью. Истинная Православная церковь уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет град Китеж. По словам Георгия Флоровского "совсем не "обряд", но "антихрист" есть тема русского раскола".

ЛИТЕРАТУРА

1. И.С.Аксаков, Краткая записка о странниках или бегунах, 1851. Русский архив, 1866, № 1-12.

2. В.В.Андреев. "Раскол и его значение в народной русской истории". Ист. очерк. СПб., 1870.

3. М.А.Бакунин. "Русским польским и всем славянским друзьям". ж. Колокол, 1862, №№ 122-123.

4. В.В.Белоликов. "Историко-критический обзор существующих мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола старообрядчества". Киев, 19l3.

5. Н.А.Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19-н. 20 в, - В сб. "О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья)". М., 1990.

6. А.И.Герцен. "Русский народ и социализм. Избр. философские произведения, т. 2, М., 1949.

7. И.М.Громогласов "Русский раскол и вселенское православие". Богословский вестник, 1898.

8. Ф.М.Достоевский. "Два лагеря теоретиков". П.С.С., 1980.

9. Митрополит Иоанн. "Самодержавие духа". СПб, 1994.

10. К.Д. Кавелин "Мысли и замечания о русской истории" в сб. К.Д. Кавелин "Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989.

11. В.О.Ключевский. Западное влияние в России XVII в. ж. Вопросы философии и психологии. 1897.

12. ж. Колокол, 1860, № 86.

13. Н.И.Костомаров. "История раскола у раскольников", в сб. Н.И. Костомаров "Раскол". Смядынь, 1994.

14. Н.И. Костомаров. Монографии и исследования, т. XII.

15. В.О. Ключевский. Курс русской истории.

16. "Массовые предчувствия… выражают... настроенность народа на трагедию". См. Кризисный социум. Наше общество в 3-х измерениях ". М., 1994, институт философии РАН.

17. С.П.Мельгунов. Из истории религиозно-общественных движений в России в 19 в. М., 1919.

18. С.П.Мельгунов. "Старообрядцы и свобода совести". Исторический очерк. М., 1918.

19. С.П.Мельгунов. Старообрядчество и освободительное движение. В защиту старой веры. Старообрядческий вопрос в освещении периодической печати. 1905-1910 г.г. П-г, 1915.

20. И.С.Миллер. Вокруг "Великорусса". Сб-к "Революционная ситуация в России, 1859-1861 гг.", М., 1965.

21. П.Н.Милюков. Очерки истории русской культуры. М.,1994.

22. В.В. Молзинский. "Старообрядческое движение второй половины 17 в. в русской научно-исторической литературе". П-г, Ак. культуры, 1997.

23. Г.В.Плеханов. История русской общественной мысли. М.-Л., 1925.

24. А.С.Пругавин. "Значение сектантства в русской народной жизни". Русская мысль, 1881.

25. В.С.Соловьев О русском народном расколе, соч. в 2 т., М.,1989.

26. A.П.Щапов. 'Земство и раскол", СПб, 1862.

27. А.П.Щапов, "Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренние состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII в", А.П.Щапов, п.с.с. т. 1, 1906.

28. В.Ф-ов, Взаимоотношения раскола и православия (Идеалы раскола и задачи православной миссии). В защиту старой веры. П-г, 1915.

29. Г.Флоровский, "Встреча с Западом". В сб-ке "Из истории русской культуры 17 - н. 18 вв". М., 1996.

30. Г.П.Федотов. "Трагедия интеллигенции". В сб. О России и русской философской культуре (Философы послеоктябрьского зарубежья). М., 1990.

31. Б.Н. Чичерин. "Опыты по истории русского права". М., 1858.

32. И.И.Юзов (Каблиц). Русские диссиденты-староведы и духовные христиане. СПб, 1881.

33. И.И.Юзов. Политические воззрения староведия. ж. Русская мысль, 1882.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.