Рефераты. Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры

p align="left">В марте 1991 г. новым, уже четвертым с начала президентства Менема министром экономики стал 45-летний Доминго Кавальо, предпринявший энергичные меры по исправлению финансового и экономического положения. В апреле 1991 г. правительство резко снизило импортные пошлины, чтобы сбить цены на внутреннем рынке и стимулировать конкурентоспособность национального производства. Это привело к росту импорта потребительских товаров в 3 раза в первой половине 1992 г. по сравнению с аналогичным периодом 1991 г. Был упразднен государственный контроль над ценами и валютным рынком, отменены субсидии на товары первой необходимости, введена конвертируемость аргентинской валюты. С января 1992 г. восстанавливалась существовавшая до 1985 г. традиционная аргентинская денежная единица - песо. І песо заменил 10 тыс. аустралей и приравнивался к 1 доллару. Такой паритетный курс оставался стабильным на протяжении 1992 и 1993 гг. Это ударило по валютным спекулянтам. Власти усилили контроль над сбором налогов, пригрозив суровыми санкциями уклонявшимся от их выплаты. В результате приток поступлений в казну от налогов увеличился в полтора раза. Еще более возросли масштабы приватизации и соответственно выручка от продажи государственных компаний. Передача части государственной собственности в счет долговых обязательств страны помогла сократить внешнюю задолженность Аргентины, достигшую к 1990 г.64 млрд. долл.

Принятые меры дали плоды. Дефицит бюджета ликвидирован. Валютные резервы Центрального банка в 1992 г. достигли 11 млрд. долл. Инфляция упала с 4000% в 1989 г. до 170% в 1991 г. и 12% в 1993 г. После длительного застоя и спада производства ВВП Аргентины в 1991-1994 гг. ежегодно увеличивался на 5-8%. Стали возвращаться в страну вывезенные в предыдущие годы за рубеж национальные капиталы. Увеличился приток иностранных инвестиций и новых кредитов. В апреле 1993 г. Аргентине удалось, восстановив доверие кредиторов, добиться от коммерческих банков отсрочек и льгот в выплатах по внешней задолженности и сокращения ее на 11 млрд. долл. '

Однако достигнутые успехи имели свою оборотную сторону. Либерализация внешней торговли и резкое увеличение импорта привели не столько к росту конкурентоспособности местного производства, сколько к вытеснению на внутреннем потребительском рынке импортными товарами национальной продукции и разорению многих аргентинских предпринимателей. Другим следствием был рост внешнеторгового дефицита. Аргентинский экспорт сталкивался на мировом рынке с конкуренцией и оградительными протекционистскими заслонами со стороны ведущих стран Запада. Львиная доля доходов от приватизации шла на оплату внешней задолженности, которая, несмотря на это и на все скидки, не уменьшилась из-за непрерывно набегавших больших процентов и новых займов и кредитов. Сохранялась постоянная зависимость Аргентины от мировых финансовых центров, диктовавших стране-должнику свои условия и варианты экономической политики. К тому же приватизация не могла быть долгосрочным источником поступления средств в казну, ибо количество остававшихся государственных предприятий быстро уменьшалось. Кроме того, распродажа ключевых, стратегических звеньев национальной экономики вела к переходу контроля над ними к зарубежным транснациональным компаниям, что еще более усиливало зависимость страны от ведущих центров международного капитала, озабоченных в первую очередь собственными интересами. Это создавало потенциальную угрозу суверенитету республики.

Высокой оказалась социальная цена "шоковой терапии" по, монетаристским неоконсервативным рецептам, предпринятой правительством Менема. Сокращение государственных расходов привело к свертыванию социальных программ, снижению заработной платы работников бюджетной сферы, увольнениям в их среде. Ограничивались права профсоюзов. Численность ВКТ уменьшилась до 2 млн. человек. Усилились социальные контрасты. Сокращение реальной заработной платы продолжалось и при начавшемся с 1991 г. росте производства. Жизненный уровень большинства 33-миллионного населения Аргентины в 1992 г. оставался ниже середины 70-х годов. В условиях бедности проживало /! населения.45% аргентинцев не имели достаточных средств для приобретения элементарно необходимых продуктов, хотя магазины и рынки наполнились товарами. Учителя, государственные служащие, неквалифицированные рабочие получали зарплату, в 4 раза меньшую прожиточного семейного минимума.

Трудным было положение пенсионеров. Полная и частичная безработица в 1994 г. достигла 20% ЭАН. В столице от хронического недоедания в год умирало до 50 тыс. детей.

Продолжающееся ухудшение условий жизни большинства на фоне начавшегося роста экономики воспринималось особенно болезненно. "Кредит доверия" президенту-перонисту, готовность населения на жертвы ради выхода из экономических трудностей истощались. В декабре 1992 г.70% опрошенных аргентинцев не одобряли социально-экономическую политику Менема. В 1992 г. участились забастовки, манифестации протеста трудящихся ряда категорий, особенно преподавателей, работников госсектора, пенсионеров. Даже лояльная правительству перонистская ВКТ пригрозила всеобщей забастовкой. Впрочем, ее лидеры не решились на прямую конфронтацию с властями и "своим" президентом. В декабре 1991 г. ассамблея аргентинских епископов подвергла критике правительство и власть имущих за отсутствие сострадания к наиболее бедным гражданам, высказавшись за то, чтобы реформы имели гуманные, а не сугубо технократические цели.

Престиж Менема подрывали разоблачения в коррупции, принявшей широкие масштабы, особенно в процессе приватизации, причастности к наркобизнесу высших эшелонов власти, в том числе друзей и родственников президента, а также скандальный разъезд его с женой. В конце 1993 г. массовые народные волнения произошли в северных провинциях.

Тем не менее в целом правительству удалось удерживать ситуацию в стране под контролем.

Менем старался обеспечить лояльность правительству и конституционному режиму вооруженных сил, способствовать созданию в стране атмосферы "забвения прошлого" и консолидации национального единства. С этой целью 10 октября 1989 г. был издан декрет об амнистии основной части осужденных за репрессии военных, а также активистов левых вооруженных организаций, боровшихся против военного режима. Решение было примечательно тем, что Менем амнистировал тех, по чьему приказу сам в годы диктатуры просидел несколько лет в тюрьме. Декрет об амнистии военных вызвал протесты левых сил, радикалов, правозащитных организаций, но не избавил правительство от проявления недовольства в рядах армии падением ее престижа и роли в жизни страны. Утром 3 декабря 1990 г. группа военных подняла мятеж и захватила главный штаб армии и некоторые другие объекты в столице. Мятежники потребовали смены военного руководства, полной амнистии всех военных, усиления внимания властей к армии. Менем принял энергичные меры против мятежа, который к ночи был подавлен верными правительству частями. В бою погибло 19 и было ранено 200 человек, 300 мятежников сдались. Зачинщики были преданы суду военного трибунала. И все же в конце декабря Менем помиловал еще оставшихся в заключении бывших президентов генералов X. Виделу и Р. Виолу и других деятелей военного режима 1976-1983 гг.

В 1994 г. была реформирована конституция Аргентины. Срок полномочий президента сокращался с б до 4 лет, но с правом повторного переизбрания. Это право распространялось и на Менема. Расширялись полномочия Национального конгресса. Вводилась должность главы кабинета министров, назначаемого президентом, но ответственного и перед парламентом. Президентские выборы были назначены на май 1995 г.

В новых условиях признавалась нежизненность концепции Перона о "третьем пути", в том числе в международном плане. Основой внешней политики Менема стали прагматизм, приоритет экономических интересов, которые, по его мнению, требовали не "антиимпериализма", а поисков сотрудничества с высокоразвитыми державами и международными финансовыми организациями. В сентябре 1991 г. Аргентина вышла из Движения неприсоединения, стремясь отныне к максимальному сближению с США и странами Запада, чтобы со временем приобщиться к кругу "избранных".

В связи с этим определился новый подход к англо-аргентинскому конфликту из-за Фолклендских островов. Не отказываясь в принципе от прав на них Аргентины, Менем согласился отложить, решение этого вопроса на неопределенное будущее, сосредоточив внимание на восстановлении дипломатических и торгово-экономических отношений с Великобританией и нормализации обстановки вокруг островов при сохранении британского контроля Аргентина присоединилась к международной коалиции во главе с США, предпринявшей с санкции Совета Безопасности ООН в январе - 4) еврале 1991 г. боевые действия против Ирака с целью освобождения Кувейта. В сентябре 1990 г. Менем дал приказ об отправке в распоряжение коалиции в Персидский залив двух аргентинских военных кораблей, нескольких сухопутных подразделений и военнотранспортных самолетов, игнорируя протесты оппозиции, выступавшей против военных акций в отношении Ирака и тем более участия в них Аргентины. Аргентина оказалась единственной латиноамериканской страной, направившей свои воинские подразделения в район конфликта. Правда, непосредственно в боях они не участвовали, ограничившись вспомогательной ролью. Этой акцией Менем стремился продемонстрировать намерение Аргентины стать активным участником мировой политики совместно с США и их союзниками по международной коалиции. В дальнейшем Аргентина приняла участие в миротворческих акциях международных вооруженных сил под эгидой ООН в бывшей Югославии и в Сомали.

При Менеме был продолжен курс на интеграцию с Бразилией и Уругваем. 26 марта 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали в Асунсьоне соглашение о создании Общего рынка Юга Америки в составе 4 стран. Соглашение предполагало постепенную отмену к 1995 г. таможенных тарифов и введение свободной торговли между ними, осуществление согласованной экономической политики и совместных проектов развития. Для Менема МЕРКОСУР был трамплином к постепенному распространению интеграционных связей и свободной торговли на другие страны региона, вплоть до создания континентального интеграционного союза с участием США. В этом плане его интересовало расширение торгово-экономического сотрудничества с Чили и Мексикой и приобщение Аргентины к создаваемой США, Канадой и Мексикой Североамериканской зоне свободной торговли.

В начале 90-х годов резко сократились торгово-экономические отношения Аргентины с Россией из-за тяжелой кризисной ситуации на территории бывшего Советского Союза и ослабления интереса российских властей к сотрудничеству с латиноамериканскими странами. Правительство Менема солидаризировалось с Вашингтоном в осуждении режима Ф. Кастро в большей степени, чем другие правительства региона, призывая усилить давление на Кубу, чтобы ускорить политические перемены на острове. В то же время Аргентина высказывалась против прямого вмешательства во внутренние дела на Кубе и сохраняла торгово-экономические отношения с нею.

При Менеме Аргентина наконец ратифицировала Договор Тлателолько 1967 г. о превращении Латинской Америки в зону, свободную от ядерного оружия, отказавшись от стратегических ракетно-ядерных программ и согласившись на международный контроль над ядерной технологией. Прекратилась продажа Аргентиной ядерных реакторов и военной технологии Ираку и Ирану.

В Бразилии гражданскому правительству Жозе Сарнея предстояло завершить переход к конституционному режиму. Уйдя от власти, военные продолжали претендовать на роль охранителей политической стабильности. В правительстве консервативные элементы соседствовали с либеральными и левореформистскими политиками. Сам Ж. Сарней принадлежал к умеренному крылу и старался выступать в роли координатора правительственного блока.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.