Рефераты. Развитие Османской империи

p align="left">Османская экспансия на Балканах привела к включению в состав государства народов, которые резко отличались от самих завоевателей как по уровню социально-экономического и культурного развития, так и по этно-конфессиональной принадлежности. Отсутствие прочных экономических и социальных связей между подданными султана заставляло правящую верхушку уделять особое внимание не только военной силе, но и исламу как важнейшему фактору духовного единения. Поэтому первостепенное значение придавалось распространению мусульманской религии на вновь завоеванных территориях в Юго-Восточной Европе за счет насильственной исламизации населения, а также создания многочисленных религиозно-культурных центров на базе вакуфной собственности.

На раннем этапе османской истории носители светской и духовной власти - военный предводитель (бей) и шейх дервишского ордена -выступали как равные по возможностям и влиянию руководители турок-османцев на территории, захваченной у "неверных". Во второй половине XIV в. военные предводители превратились в султанов, место еретических дервишских шейхов заняли улемы - ученые богословы. Благодаря усилиям последних суннитский толк ислама приобрел господствующее влияние в османском обществе. С помощью улемов создавался аппарат государственной власти, из их среды вышли первые османские везиры. Привлечение основной массы улемов к административному управлению существенно укрепилоавторитет султанов и централизованный характер политического режима Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87

.

Большими новшествами отмечено время правления Баязида I. Он придавал особое значение укреплению государственной казны, введению новых налогов, основанных не на шариатских нормах, но на принципе урф (на основе традиции). При нем были проведены первые переписи податного населения, учреждены соответствующие писцовые книги - тахрир дефтерлери. Тогда же в широких масштабах начала развиваться система капыкулу ("государевых рабов") - использования лиц рабского статуса не только в войсках, но и на государственной службе. Более четкие формы обрело административное устройство страны. В 1393 г. было создано второе бейлербейство в Анатолии. Как и румелийское, оно делилось на менее крупные образования - санджаки. Само слово "санджак" (как и его арабский эквивалент "лива") означало "знамя", иными словами - определенный воинский контингент из числа сипахи, который может быть выставлен с данной территории. Соответственно управитель санджака - санджакбей, или мирлива, считался и командиром этого военного отряда. Со времен Баязида Йылды-рыма именно санджаки стали основной административной единицей в Османском султанате.

Рвение, с Которым Баязид занимался организацией государственного механизма и утверждением центральной власти, определялось широкими амбициозными планами султана. Достигнутые им военные успехи породили у него идею создания могущественной империи в Европе и Азии, от Средиземного до Красного морей. С этой целью он начал даже осаду Константинополя, но поражение в 1402 г. от Тимура под Анкарой перечеркнуло эти замыслы. Армия Баязида была разгромлена, а сам султан и два его сына попали в плен.

2.3 ПРЕВРАЩЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ

В первой половине XVI в. османские правители добились значительного расширения границ своей державы за счет новых территорий, завоеванных в Европе, Азии и Африке. Однако эти успехи дались им нелегко, они потребовали напряжения всех сил империи.

В самом начале XVI в. Османидам пришлось столкнуться с новым соперником на восточных границах. Им стало только что образовавшееся государство Сефевидов в Иране. Его основатель - шах Исмаил (1501-1524) первоначально опирался на военную поддержку тюркских племен, расселившихся преимущественно в Закавказье и в восточных районах Анатолии и находившихся под сильным влиянием таких край-них шиитских сект, как алй-иляхй (в переводе с персидского "обожествляющие Али"). Они получили в народе названий "кызылбашей", т.е. "красноголовых" за свои головные уборы с 12 красными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Для упрочения своих позиций Исмаил провозгласил шиизм государственным вероисповеданием во всей стране. Эта мера оправдалась, ибо к 1510 г. шах подчинил себе почти все земли, входившие ранее в состав государства Аккоюнлу. Укрепление власти Сефевидов в Иране не только ограничивало османскую экспансию на Среднем Востоке, но и представляло серьезную угрозу для внутреннего спокойствия Османской империи, где многие туркменские племена признали Исмаил а своим истинным правителем. С начала XVI в. в Анатолии усиливается волна народных выступлений, принимающих форму религиозных движений. В них ощущается влияние "еретических" идей кызылбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого имама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа. Стремясь ослабить своего грозного соседа, шах Исмаил активно поддерживал восстания в Анатолии, направляя туда своих многочисленных "халифе" (эмиссаров). Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г. Стр. 102

Чтобы ослабить влияние пропаганды в пользу Исмаила, османские власти уже в 1502 г. провели многочисленные аресты сторонников иранского шаха, часть кызылбашских племен переселили в Морею (Южная Греция), а другим запретили пересекать границу с Ираном. Но эти репрессии не имели заметного успеха. Одно из наиболее крупных восстаний кызылбашей произошло в 1511-1512гг. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-халифс, выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу ("рабшаха", т.е. Исмаила), но более известный у местных властей как Шай-танкулу ("раб дьявола"). Первоначально, в апреле 1511 г. у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших были освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Отряды Шахкулу взяли город Анталья и осадили провинциальный центр - Кютахью. Отдельные группы восставших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шахкулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в боеспособности правительственным войскам. Шахкулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана.

Сын Баязида II Селим I (1512-1520), сместивший с престола с помощью янычар своего отца, начал правление с массовых репрессий против шиитов. Они вызвали ответные гонения против суннитов во владениях Сефевидов и привели к резкому обострению отношений между двумя державами. Вскоре соперничество Стамбула и Тебриза вылилось в длительную войну.

В 1514 г. в битве на Чалдыранской равнине близ г. Маку султанские войска, используя свое превосходство в артиллерии и других видах огнестрельного оружия, нанесли сокрушительное поражение иранцам. Затем они овладели столицей Сефевидов Тебризом, крупным торговым и ремесленным центром, но не смогли закрепиться в Иране и отошли в Анатолию. Оставляя Тебриз, они увели с собой около тысячи семей лучших местных ремесленников, которые были переселены в Стамбул. Согласно перемирию 1515 г., к Турции были присоединены некоторые районы Восточной Анатолии с г. Эрзурумом и северная часть Ирака Арабского с г. Мосулом.

После поражения Сефевидов у османских правителей остался лишь один соперник на мусульманском Востоке - империя мамлюкских султанов, включавшая Египет, Сирию, Палестину, ряд территорий в Северной Африке, а также вассальные государства в Киликии, на Верхнем Евфрате и в Аравии. Ее глава - султан Кансух аль-Гури, претендовавший на роль лидера мусульманского мира, активно поддерживал антиосманскую деятельность шаха Исмаила.

Летом 1516г. армия Селима I вторглась в Северную Сирию. Уже первые столкновения показали военно-техническую и тактическую отсталость войска мамлюков, которые были полностью разбиты турками в сражении у Мардж Дабика под Халебом. За поражением у Халеба последовал быстрый крах мамлюкского режима в Сирии и Палестине. Города, находившиеся на пути движения османской армии, не оказали ей никакого сопротивления. При подходе войск султана к столице Сирии Дамаску в нем вспыхнуло восстание устного населения против мамлкжских властей.

В Египте мамлюки оказывали туркам довольно упорное, но безуспешное сопротивление. В начале 1517 г. армия Селима I вступила в Каир. Мамлюкское войско отступило в Верхний Египет. Через некоторое время мамлюки были окончательно разгромлены. Их предводитель Туман-бей, выданный Селиму, был повешен в Каире. После завоевания Египта власть османского султана распространилась и на Хиджаз (Западную Аравию). В Каире Селим I получил ключи от храма Каабы в Мекке, считавшегося главным мусульманским святилищем. Возвращаясь из Египта, султан увез в Стамбул последнего аббасидского халифа ал-Мутаваккиля, жившего при дворе мамлюкских правителей, и основные атрибуты его власти - плащ пророка, знамя и другие священные реликвии.

Впоследствии сложилась легенда о передаче ал-Мутаваккилем титула и прерогатив халифа всех мусульман турецкому султану. На самом деле Селим I лишь включил в свою титулатуру почетное звание "служитель обоих священных городов", т.е. Мекки и Медины. Этот титул, а также обладание священными реликвиями значительно усилили претензии османских султанов на политическое верховенство в мусульманском мире.

С установлением османского господства в Сирии и Египте не произошло существенных изменений в земельных отношениях и в общественном строе этих стран. Арабские феодалы, поддерживавшие мамлюков во время войны с турками, были лишены своих владений. Зато те, кто выступили против мамлюков на стороне Селима I, значительно усилились, расширив свои владения за счет земель, отобранных у приверженцев мамлюков. Тимарная система не получила здесь широкого распространения. Лишь в Халебском округе конфискованные земли раздавались в качестве тимаров и зеаметов. Этот округ был превращен в военный плацдарм с готовой вооруженной силой для подавления восстаний сирийского населения против османских властей. После победы над мамлюками Селим I, получивший прозвище "Явуз" (Грозный), задумал еще один поход против Исмаила, чтобы окончательно разделаться с шахом.

Однако известие о новом восстании в Анатолии вынудило его изменить свои планы.

Выступление началось в районе Токата и Амасьи в 1519 г. Во главе движения встал шейх Джеляли. Объявив себя Махди, он собрал около 20 тыс. сторонников и во главе их двинулся на Токат. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками, Джеляли попал в плен и был обезглавлен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах народные повстанцы стали называться "джеляли".

В годы правления Сулеймана I Великолепного (как называли его европейцы) (1520-1566) Османская империя достигла апогея своей военной мощи и славы. Вслед за завоеванием Египта турецкий флот захватил Родос (1522 г.), что позволило османским властям утвердить свое господство в восточном Средиземноморье. Развернув борьбу против крестовых походов испанцев и португальцев в Северной Африке и используя активность магрибинских корсаров во главе с братьями Барбаросса, османские султаны сумели распространит свою власть на все африканское побережье Средиземного моря вплоть до Марокко. В 1565 г. войска Сулеймана даже попытались захватить о. Мальту, однако эта экспедиция потерпела неудачу.

В Европе Сулейман вступил в ожесточенную борьбу с империей Габсбургов. Взятие Белграда и разгром венгерско-чешского войска под Мохачем (1526 г.) открыли туркам путь к завоеванию Венгрии. В 1529 г. османские войска были уже под стенами Вены и попытались овладеть австрийской столицей. Однако взять Вену им так и не удалось. По договору 1547 г. Венгрия оказалась разделенной между Габсбургской и Османской империями, в вассальную зависимость от султана попала Трансильвания, внутренняя автономия ранее подчиненных Молдавии и Валахии была значительно урезана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.