Рефераты. Развитие пожарного дела в России

p align="left">

Государственными структурами были приняты меры организационного порядка для поддержания и укрепления пожарной охраны в годы тяжелого экономического положения страны.

В 1921 г. было введено страхование имущества от пожаров частных хозяйств, а позже государственных и кооперативных организаций. В этом же году СНК принимает Декрет «Об обязательном отчислении от прибылей страховых учреждений РСФСР на содержание местных пожарных организаций». Размер отчислений был установлен в 20% от чистой прибыли операций по страхованию от огня.

Первые усилия пожарной охраны были направлены на сбор, ремонт, пополнение и перераспределение пожарного инвентаря, на организацию и укрепление пожарных команд, постов и дружин. Не хватало лошадей, фуража и многие команды стремились перейти на автомобильную тягу. Чаще всего командам удавалось получить испорченные машины военных ведомств или их приходилось изыскивать во всевозможных комитетах и органах снабжения. Пожарные научились делать из иностранных машин разных марок пожарные автоходы. Переход на автотягу, естественно, направил мысль на использование автомобильных моторов для подачи воды, и тут пожарные проявили большую изобретательность: моторы к автомобилям приспосабливали не только к центробежным и коловратным насосам, но и к ручным трубам.

Для усиления мобильности пожарных команд правительство принимает решение провести срочную мобилизацию 3 тыс. лошадей, годных для службы в пожарных командах. Эта мобилизация осуществлялась во всех гражданских и военных учреждениях. На рабоче-крестьянскую инспекцию возлагается контроль за срочным исполнением этого решения.

Этим не ограничиваются меры, принятые государственными структурами РСФСР по восстановления и планомерному развитию пожарной охраны, повышению ее боеспособности. Для быстрой переброски пожарных команд при стихийных бедствиях на железнодорожной сети республики были сформированы семь пожарных поездов, укомплектованные специально подготовленным личным составом. Пожарные поезда, оборудованные насосами, а также снабженные соответствующим запасом воды, самостоятельно решали сложные тактические задачи. Им было дано разрешение на беспрепятственное передвижение по железной дороге. Личный состав поездов успешно тушил пожары в пристанционных складах, а также в прилегающих к железной дороге городских строениях. Особенно отличались команды Самарского, Московского и Смоленского пожарных поездов.

Постановлением СНК от 7 июня 1921 г. «Об учете пожарного имущества в Республике» средства пожаротушения и спасания людей, перечень которых был опубликован в Постановлении, подлежали перераспределению. Это позволило не только сохранить имущество команд, но и на государственном уровне укомплектовать их за счет других ведомств. Правительство Советской республики изыскало возможность в тяжелое для экономики время выделить более 50 тыс. руб. золотом для закупки за границей самого совершенного пожарного оборудования и в первую очередь автонасосов. Они поступили в пожарные команды крупных городов (Москвы, Ленинграда и др.).

В 1922 - 1923 гг. введен учет государственных и частных промышленных предприятий, изготавливающих различную пожарную технику, приняты меры по созданию более совершенной техники и способов борьбы с пожарами. На повестку дня встал вопрос об использовании авиации в борьбе с лесными пожарами. К концу 1925 г. пожарные части получают пожарные машины отечественного производства. Ленинградский гидромеханический завод выпустил серию первых пожарных машин (30 шт.) на восстановленных шасси старых грузовиков. Позднее этот завод специализируется на изготовлении пожарных мотопомп и коловратных насосов.

В Москве на заводе Автопромторга (Миусский) в июне 1925 г. был выпущен первый пожарный автомобиль. В дальнейшем этот завод выпускал 10 автомобилей в месяц, что для того времени было большим достижением. Для этих автомобилей использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 т и 2-3 тонные шасси «Паккард» после восстановительного их ремонта. В июле 1926 г. Ленинградский завод «Промет» объединения «Тремасс» (трест заводов массового производства) выпустил первый автомобиль на отечественном шасси АМО-ф-15 с насосом производительностью 1200 л/мин. С 1927 г. стали использовать шасси только отечественного производства (АМО-4 грузоподъемностью 1,5 тс и ЯЗ грузоподъемностью 3 тс).

Во второй половине 1920-х гг. в стране происходил бурный рост промышленности, что позволило провести перевооружение профессиональной пожарной охраны. Взамен конных обозов в части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы, пеногоны, мотопомпы отечественного производства.

Вместе с тем, развитие таких отраслей промышленности, как металлургическая, оборонная, повлекло за собой появление большого количества пожароопасных предприятий, на которых часто, особенно в период отработки технологических процессов и пуска цехов, происходили аварии, сопровождавшиеся крупными пожарами. И вновь бойцы пожарных частей проявляли мужество и стойкость при защите этих объектов от огненной стихии. При этом пожарные не всегда имели в своем распоряжении технику и вооружение, достаточные для тушения в масштабах крупных промышленных объектов. С течением времени объектовые команды стали получать его, причем производимого при опоре на производственные мощности вновь созданных индустриальных гигантов, построенных в годы первых пятилеток.

В 1938 г. в Наркомате машиностроения, где было сосредоточено производство противопожарного оборудования, создается специальный главк (ГлавУППО). План этого главка по согласования с ГУПО предусматривал замену устаревших изделий новыми типами пожарных автомобилей, насосов, инвентаря.

К концу 1930-х гг. ушли в прошлое конные пожарные обозы с ручными насосами. Перевооружение советских пожарных команд на основе автомобильной тяги, применение пеногенераторных установок, автоцистерн и мотопомп значительно повысили возможности огнеборцев в борьбе с пожарами, в том числе возникавшими по причине нарушений технологических условий, правил техники безопасности и других аварий техногенного характера. Старая российская пожарная каланча утратила свое предназначение. На смену ей пришли: электрическая сигнализация, телефон, телеграф.

В деле технического и материального оснащения советской пожарной охраны был получен серьезный положительный результат. Пожарные команды получили на вооружение автотранспорт, электросигнализацию, телефон, различные технические средства тушения и эвакуации. Все это позволило перейти к наступательной тактике в борьбе с огненной стихией и обеспечить снижение опасности возникновения пожаров в стране, несмотря на стремительный рост количества и масштабов промышленных предприятий.

4. Развитие пожарной охраны в 1930-х гг. Проблема централизации управления пожарной охраной

В начале 1931 г. НКВД РСФСР постановлением ЦИК и СНК упраздняется, и пожарная охрана вновь, как и в первые годы становления Советской власти, будет переходить из ведомства в ведомство. Пожарной безопасностью в 1931 г. на территории РСФСР занималось 18 различных ведомств. Журнал «Власть Советов» (№ 16) писал: «едва ли найдется еще одна отрасль советского строительства, которая была бы так раздроблена между отдельными ведомствами. В Ленинграде имеется 293 пожарных команды, которые находятся в подчинении 11 ведомств».

4 марта 1931 г. СНК РСФСР издал документ о централизации пожарной охраны республики, которая переходит в ведение ОГПУ. Ведомственная осталась лишь в НКПС, на Военно-морском Флоте и НК водного транспорта. Охрану лесов от пожаров СНК СССР постановлением от 14 мая 1931 г. возложил на ВСНХ.

Несмотря на проведение очередной реорганизации, пожарные самоотверженно защищают народное добро от пожаров и в новых условиях. В газете «Известия» от 10 апреля 1931 г. опубликовано постановление Президиума ЦИК СССР о награждении участников борьбы с огненной стихией на Майкопских нефтепромыслах. В числе удостоенных высокой награды Родины -- ордена Ленина, были и пожарные: И. Котов, Ф. Банников, В. Пилигин, Г. Мамиконянц. Это первые работники пожарной охраны, удостоенные высшей правительственной награды СССР.

20 июля 1931 г. постановлением ВЦИК и СНК Главное Управление Коммунального хозяйства при СНК РСФСР (куда оно было передано после ликвидации НКВД РСФСР в январе 1931 г.) преобразовывают в Народный комиссариат коммунального хозяйства (НККХ), в ведение которого было передано пожарное дело, для руководства которым создается Центральное Управление пожарной охраны (ЦУПО НККХ РСФСР). В сферу его деятельности вошло руководство пожарной охраной городов и сельской местности.

В конце 1931 г., оценивая работу пожарной охраны НККХ, экономический Совет РСФСР в своем постановлении отметил недостаточность темпов внедрения огнестойкого строительства, производства противопожарного оборудования, текучесть кадров. Пожарная охрана оборонных и особо важных промышленных центров и объектов остается в ведении ОГПУ и военизируется. С 1934 г. советская пожарная команда стала называться ВПО - военизированная пожарная охрана.

Однако главным продолжал оставаться вопрос предупреждения пожаров самим населением. Разовые кампании заменяются массовыми профилактическими мероприятиями. Все вновь поступающие на работу на фабрики и заводы в обязательном порядке стали, проходить пожарно-технический минимум. Заботу о соблюдении противопожарного режима перенесли непосредственно на цеха, участки, где создавались ячейки пожарных добровольцев. Их организация осуществлялась по профсоюзной линии, а практические занятия проводил начсостав пожарных команд предприятий.

Мера эта была во многом вынужденной, поскольку в СССР в годы первой пятилетки было сооружено более 5 тыс. промышленных предприятий, персонал которых постоянно менялся. Текучесть кадров, низкий уровень технических знаний и трудовой дисциплины создавали огромную опасность аварий на производстве, в том числе и крупных пожаров. Например, такое событие произошло в одном из цехов строящегося тогда гиганта советской индустрии - Уралмаша - Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ).

19 декабря 1933 г. там произошел крупный пожар. Покрытие нового кузнечно-прессового цеха площадью более 100 тыс. кв. м было выполнено из деревянных конструкций. Кроме того, в цехе была возведена временная деревянная стена. Здесь же находились баллоны с кислородом, временные электролинии. Внезапно стена запылала, пламя перебросилось на деревянное покрытие и, превратившись в лавину огня, двинулось вглубь цеха. В цехе находились трубопроводы с генераторным газом, что способствовало быстрому распространению пожара. Прибывшие пожарные приняли смелое решение: проникнуть внутрь цеха, чтобы не допустить гибели уникальных прессов стоимостью несколько миллионов рублей, от которых зависела работа всего завода. Рискуя жизнью, в тяжелых условиях (высокая температура, сильное задымление, постоянное падение горящих деревянных конструкций) ствольщики вошли в горящий цех и образовали вокруг прессов водяную завесу. Стена воды и пара как бы отсекла прессы от горящего помещения. Цех сгорел, но прессы удалось отстоять.

В 1937 г. произошла авария и крупный пожар на Воронежском заводе синтетического каучука. В горящем цехе находились рабочие, которым угрожала неминуемая гибель. Бойцы военизированной пожарной команды по. охране завода под прикрытием водяных струй проникли в горящее здание и спасли остававшихся там рабочих. Благодаря исключительному мужеству и стойкости бойцов, пожар удалось локализовать в пределах одного цеха. Завод был спасен, и уже через несколько дней работал на полную мощность, давая стране дефицитный каучук. Семеро пожарных: A.M. Казин, И.Д. Жестовский, Т.К. Рябузов, А.И. Колесников, И.Г. Золотарев, Е.А. Сысоев и Л.А. Гостев, выполняя свой долг, погибли.

17 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован Народный Комиссариат Внутренних Дел СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО). На это Управление и его органы, на местах был возложен государственный пожарный надзор на всей территории страны, пожарная охрана объектов, имеющих особо важное государственное значение. Централизация управления пожарной охраны была вызвана рядом причин.

Основные из них:

· необходимость обеспечения надежной защиты от огня народного достояния;

· настоятельная потребность в специализированных кадрах;

· отставание в разработке и снабжении пожарных команд техникой;

· отсутствие централизованного руководства при возникновении крупных; пожаров и аварий.

Важным шагом в развитии пожарной профилактики явилось принятие ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре». Этот документ стал основополагающим в работе по предупреждению пожаров в стране, и действовал до 1977 г.

6 мая 1938 г. постановлением СНК СССР было утверждено Положение о ДПД, а ведомственная пожарная охрана восьми городов, в том числе Москвы, Ленинграда и Свердловска, была передана в ведение ГУПО.

26 февраля 1938 г. СНК СССР издал постановление «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства». Во исполнение постановления Комитет по делам строительства при СНК СССР в ноябре 1938 г. разработал новые общесоюзные противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий, с введением которых устанавливается классификация материалов, конструктивных элементов зданий и целых производств по степени их огнестойкости и пожарной опасности, устраняются противоречия и неточности в этих вопросах. Таким образом, закреплялся практический опыт, достигнутый в годы, первой и второй пятилеток ценой гибели людей и ценного промышленного оборудования и сырья.

В 1939 г. в Европе началась Вторая Мировая война. Советская пожарная охрана усиленно стала готовиться к действиям в боевых условиях, с учетом того, что авиация и артиллерия фашистской Германии в массовом порядке применяли бомбардировку и обстрелы не только прифронтовой полосы, но и мирных городов с гражданским населением. Эта задача была облегчена тем, что еще в 1934 г. пожарные команды вновь стали милитаризованными. Приказом НКВД СССР в 1940 г. был введен в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы в пожарной охране» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. Принятие новых руководящих документов фактически переводило пожарную охрану в СССР на военное положение.

Изучая опыт военных действий в Европе и особенно массовые авиационные налеты на Лондон, и другие города Англии, руководство пожарной охраны приняло решение в конце 1940 г. о массовом обучении населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными средствами. С этой целью ГУПО совместно с ЦНИИПО провели изучение тактических приемов тушения массового сброса зажигательных бомб. Эксперименты были проведены в районе Рыбинского водохранилища, где авиационные объединения Красной Армии сбрасывали бомбы на заброшенный поселок.

Предвоенный период характеризовался значительной организаторской работой ГУПО, в составе которого трудились патриоты пожарного дела Д.М. Корельский, МИ. Земский, Н.А. Тарасов-Агалаков, А.И. Королев, С.Г. Соловьев и другие.

Развитие пожарной охраны в 1930-х гг. прошло периоды взлетов и падений. Дезорганизация экономики в начале 1930-х гг. болезненно отразилась на уровне пожарной безопасности в стране, существенно подорвала боеспособность пожарных команд. Вместе с тем, возврат к систем единоначалия, милитаризация пожарной охраны и обеспечение ее квалифицированными инженерными и командными кадрами позволили не только восстановить утерянные позиции, но серьезно укрепить состояние дел по предотвращению пожаров и их тушению накануне начала Второй Мировой войны. Данные обстоятельства имели существенное значение в деле повышения обороноспособности СССР накануне великих испытаний. Советскую пожарную охрану ждал суровый экзамен на прочность в грядущем столкновении с блоком фашистских государств и в состоянии фактической международной изоляции.

Заключение

Советская пожарная охрана за первые два десятилетия своего развития сделала огромный шаг вперед, по сравнению с предыдущим периодом истории пожарного дела в Российской империи. Принципиальным отличием советской пожарной охраны стало создание системы централизованного управления, охват всего населения мерами по поддержанию правил пожарной безопасности, создание системы учебных заведений и развитие научных обществ. Это стало возможным потому, что новая власть «повернулась лицом» к решению проблемы пожарной безопасности и при этом сумела мобилизовать все имеющиеся ресурсы в заданном направлении. Ничего подобного в дореволюционной пожарной охране достигнуто не было. Таким образом, в пожарном деле России после 1917 г. наметился революционный прорыв.

Литература

1. Г.А. Скипский Курс лекций «История пожарной охраны».

2. М.П. Трачук Из истории развития пожарной охраны в России.

3. Н.Н. Щаблов Пылающая Русь. Страницы из истории пожарного дела государства Российского.

4. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева История России

5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев История России.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.