Рефераты. Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли

p align="left">Всех ярмарок по переписи 1894 г. 16604 в 6830 пунктах (в Европейской России - 14048, Привислянском крае - 1877, на Кавказе - 143, Сибири - 447, в среднеазиатских владениях - 89). Крупная торговля происходит лишь на 22 ярмарках, тогда как на 6045 обороты не превышают 1 тыс. руб. и на 5601 - 5 тыс. руб. В общем итоге 70 % всех ярмарок в России производят торговлю на сумму не свыше 5 тыс. руб.

Для облегчения отношений торговцев и посредников между собою в крупных торговых центрах учреждаются биржи для покупки и продажи товаров или фондов. Первая попытки учреждения в России биржи по немецкому образцу принадлежит Петру I, но она не имела успеха, и русские купцы долго не могли привыкнуть к биржевым операциям. Медленное развитие биржевой торговли в России находится в непосредственной связи с ярмарочным торгом -- с одной стороны, и с распределением народонаселения -- с другой. Крупных населенных пунктов, ведущих торговлю внешнюю или внутреннюю в больших размерам, весьма немного; большинство из них к тому времени уже имеют биржи европейского образца.

Колебание товарных цен имеет весьма большое значение в экономической жизни страны. Оно вызывается не только местными условиями, но при тесном общении в области товарообмена России с другими государствами -- и общим состоянием всемирного рынка. По сведениям департамента торговли и мануфактур, цены на 58 наиболее ходовых товаров, обращающихся во внутренней и внешней торговле за текущее десятилетие (1891--1898), по сравнению со средними ценами 1890г., принятыми за единицу, поднялись в общем на Ѕ %. Наибольшее вздорожание -- на 9 % -- замечается на масличных продуктам, преимущественно на конопляном и льняном семенах, а также маслах из них: вздорожание замечается, хотя и в меньшей мере, также и на животных продуктах в общем на 6 %; в наиболее интенсивной форме оно проявилось в 1893 г., но затем до 1897 г. следовало понижение, а в 1898 г. вновь произошло повышение. В хлебных ценах, несмотря на необычайное поднятие их в 1891 и 1892 гг., в общем не произошло заметного изменения вследствие падении их в 1895 и 1896 гг. Наиболее значительным колебаниям подверглись цены на рожь, которые в 1891 г. поднялись на 60 % против цен предшествующего года. Понижение замечается в ценах на просо, ячмень, кукурузу и горох. Цены на прядильные материалы в общем также мало изменились: лен и пенька значительно возросли в цене в 1894 г., но затем вновь пошли на убыль, хотя и не одинаково: на лен в 1898 г. они на 5 % ниже цен 1890 г., а на пеньку -- на 15 % выше цен 1890 г. Цена на хлопок в общем показывает стремление к понижению, цены на шерсть и шелк -- также. Группа ископаемых продуктов в колебаниях цен показывает стремление к понижению, особенно каменный уголь и чугун -- почти на 10 %; сильное вздорожание замечается относительно сырой нефти, но на готовых продуктах, например, на керосине, оно отразилось слабо. Москательные товары в общем подешевели на 3 %, а группа колониальных осталась без изменения; по отдельным товарам понижение цен замечается для сахара, риса, пряностей и фруктов; чай поднялся в цене на 3 %.

Для пшеницы и ржи, как главных предметов торговли, можно привести сведение за более продолжительное время: с 1843 по 1899 г. в Одессе на пшеницу и рожь и в Риге -- только на рожь. В начале указанного периода пшеница в Одессе стоила 48 коп. пуд; в первом же десятилетии она поднялась до 54,8 коп., а в последнем десятилетии дошла до 85,4 коп., т.е. поднялась на 56 %; там же цена на рожь поднялась с 35,8 коп. пуд в первом десятилетии до 65,1 коп. в последнем (1889 -- 1899), т.е. на 80 %; в Риге цена на рожь в те же периоды поднялась с 54,7 коп. до 75,5 коп., т.е. на 38 %. Без сомнения, в данном случае большое влияние имело колебание курса серебряного рубля, но если и это принять во внимание, то все-таки в результате окажется стремление к повышению, а не к понижению, между тем как в других странах замечается обратное явление: в первом н последнем десятилетии полувекового периода 1849 -- 1898г. в Англии цена на пшеницу понизилась с 150 коп. зол. до 69 коп. за пуд, а в Кенигсберге -- с 104 до 75 коп. зол. за пуд.

Для обмена произведениями добывающей и обрабатывающей промышленности до начала второй половины 19 в. Россия пользовалась исключительно водяными путями и грунтовыми и шоссейными дорогами. Какое место занимают в нашей торговле те или другие товары, можно судить из данных о движении грузов; так, прежде главными предметами перевозки служили хлеб, каменный уголь, лесные материалы, в впоследствии к ним присоединились еще продукты; в настоящее время в совокупности они составляют около половины всей перевозки железных дорог (в 1890 г. -- 58 %, в 1897 -- 54,8). Соотношение между перевозками хлебов, лесных материалов и пр., а также каменного угля и нефти, особенно характерно выражается в период времени с 1890 по 1897 г.: в начале периода перевозка хлебов (пшеницы, ржи, ячмени и овса) составляла 16,7 %, а в конце 14,1 %; лесные материалы и дрова в начале составляли 14,9 %, а в конце -- 12,4%; участие каменного угля в процентном отношении не изменилось -- 16,5%, участие же нефти и керосина возросло с 5,9% в 1890 до 7,6% в 1897 г. Если из нефтяных продуктов выделить керосин и смазочные масла, то почти все остальные продукты идут на отопление, и перевозка их в 1897 г. составила 4,1 % всей перевозки, тогда как перевозка дров составила тогда же 5,2 % против 7,3 % в 1890 г. Из четырех главнейших хлебов первое место занимает пшеница (60 млн. пд. в 1880 г., 164 пд. в 1897 г.); наоборот, перевозка ржи по железной дороге в общем мало изменилась (в 1880 г. 61,8 млн., к 1888 г. она возросла до 91,8 млн., а потом опять понизилась и в 1897 г. составила 60 млн.). Перевозка овса возросла за то же время с 57 млн. до 88 млн. пд., перевозка ячменя -- с 14 млн. до 37 млн. пд. Перевозка водою имеет меньше значения: четырех главных хлебов перевезено 172 млн. пд., в том числе пшеницы 80 млн., ржи -- 47 млн. пд., что в общем итоге составляет около 11 % всей перевозки по водяным сообщениям. Перевозка хлебных грузов приняла в России четыре главных направления: Беломорское, Балтийское, Западно-сухопутное и Черноморско-Азовс кое. Первое из них имеет значение лишь относительно отпуска овса, второе направление имело преобладающее значение для пшеницы до развития рельсовой сети благодаря связи СПб. порта с хлебородным бассейном Волги. Сооружение железных дорог, примыкающих к другим балтийским портам, а также к западно-сухопутной границе, в значительной мере отвлекло хлебные грузы от Санкт-Петербурга в пользу упомянутого направления. Дальнейшее развитие сети и приспособление Новороссийского порта к экспорту хлебов оживило и четвертое направление их, к югу. Отпуск хлебов за границу в 1897 г., в количестве 489 млн. пд., шел из России главным образом через следующие пункты: С.-Петербург -- 49 млн., или 10 %-Ревель -- 17,5 млн., Рига -- 12,6, Либава -- 24 млн., Граево -- 12млн., Млава -- 6 млн., Александровск -- 7млн., Сосновицы -- 5,8 млн., Одесса -- 98 млн., Николаев -- 70 млн., Феодосия -- 12 млн., Геническ--9 млн., Бердянск -- 10 млн., Мариуполь -- 12 млн., Таганрог -- 16,8 млн., Ростов -- 41 млн., Новороссийск -- 13 млн. пд. Таким образом, новое направление хлебного отпуска через азовско черноморские порты занимает господствующее положение, давая выход почти 40 % вывоза. Для упорядочения хлебной торговли принимается ряд мер относительно очистки и сортировки зерна, а также и других сторон этого сложного дела. В этом отношении особенного внимания заслуживает распространение в России элеваторов и зернохранилищ при них, а также выдача ссуд под хлеб, поступивший в зернохранилища. Элеваторы, сослужившие американцам хорошую службу в борьбе их на всемирном хлебном рынке с другими поставщиками, берут на себя перевозку и хранение зерна и, ведя дело в больших размерах, значительно сокращают накладные расходы при переходе товара из рук в руки или с одного пути на другой, они ставят производителя хлеба в непосредственные сношения с потребительными рынками, что при расширении района сбыта позволяет больше выручать за товар и в то же время избавиться от массы посредников по продаже и покупке хлеба. Почин в этом деле принадлежит земству, первый элеватор с зерноподъемными механизмами, связанный с зернохранилищем вместимостью в 400 тыс. пд., был построен в Ельце в конце 1887 г. на средства местного уездного земства, Положение 30 марта 1888 г. о товарных складах и закон 14 июня того же года, устанавливающий основания для учреждения и эксплуатации элеваторов и зернохранилищ, содействовали улучшению условий хлебной торговли. Государственному банку было предоставлено производить временно, при посредстве железных дорог, выдачу ссуд под залог хлебных грузов: затем и железным дорогам было предоставлено выдавать такие же ссуды из своих эксплуатационных средств или при помощи частных банков. На этом основании многие железные дороги получили право производить как складочные, так и ссудные и комиссионные операции. К 1 января 1898 г. всех элеваторов с механическими двигателями насчитывалось в России 79, вместимостью в 20 млн. пд.; кроме того имелись еще 223 зернохранилища без механических двигателей, вместимостью в 15 милл. пд. Наиболее значительный элеватор, на 3 млн. пд., принадлежит Владикавказской железной дороге и находится в Новороссийске, где кроме того имеется еще зернохранилище на 7 млн. пд.

Лесные строительные материалы и дрова составляют предмет обширной внутренней торговли. Собираются они преимущественно в восточных, северных и западных районах и распределяются по обширному пространству, так как лесопроизводительных мест гораздо меньше, чем лесопотребительных. Дрова и лесной материал широко пользуются услугами водяного и железнодорожного сообщения. В движении дров не видно особенного оживления, так как они потеряли обширный рынок -- пароходство Волжского и Каспийского бассейнов, которое перешли на нефтяное топливо. Что же касается перевозки лесных строительных материалов, то она постоянно и сильно возрастает. Дров перевезено в 1891 г. водою -- 230 млн., 1892 --204 млн., 1893 -- 202 млн., 1894 -- 237 млн., 1895 234 млн., 1896 -- 238 млн. В перевозке лесных материалов также не замечается оживления, в последние годы она определяется приблизительно в полмиллиарда пудов.

Яичная торговля в России в последнее время принимает весьма большие размеры благодаря быстро увеличивающемуся спросу из-за границы на русские яйца. Товар этот собирается в самых отдаленных районах среди крестьянского населения путем обмена у разносчиков на разный мелочной товар. Деревенские разносчики сбывают свой товар скупщикам, имеющим определенное местопребывание в крупных населенных пунктах, получивших название «пристаней». Здесь происходит первая грубая сортировка, и отсюда яйца направляются либо в главные экспортные пункты, либо на большие внутренние рынки, где и происходит окончательная сортировка. Лучшие яйца -- так называемый «хлебный» товар собираются весною. По железным дорогам в 1890 г. перевезено яиц 3859 тыс. пд., 1894 г. -- 4580 тыс. пд., в 1897г. -- 8042 тыс. пд.

Поваренная соль хотя имеет весьма широкое распространение, но расходится мелкими партиями. На железнодорожную сеть она попадает в количестве 65 -- 70 млн. пд. (в 1897 г. -- 69031 тыс. пд.), а на систему внутренних водяных сообщений -- около половины этого количества. Наиболее отдаленную перевозку совершает донецкая соль (в 1897 г. 19321 тыс. пд. сделала 15 миллиардов пудоверст); крымская в количестве 13392 тыс. пд. сделала 6 миллиардов пудоверст, тогда как астраханских -- 16395 тыс. пд. -- дала их менее 2 миллиардов. Депо в том, что последняя пробегает короткое расстояние Баскунчакской дороги и затем идет водою.

Кожи невыделанные дают железным дорогам около 4 Ѕ млн. пд. груза (в 1897 г. -- 4654 тыс. пд.), причем главнейшими пунктами отправления служат несколько портов, в том числе иностранный -- Данциг, 232 тыс. пд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.