Рефераты. Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе

p align="left">Для обсуждения на семинаре выдвигаются следующие вопросы:

1. Александр Николаевич - реформатор от Бога?

2. Крестьянская реформа - историческая неизбежность?

3. Отмена крепостного права: свобода или новое закабаление?

Перед тем как преступить к изучению данной темы учитель отмечает, что отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства и страшила дворянство. Многие правители видели вред крепостничества для страны (Екатерина II, Николай I), но не решились отменить его, опасаясь недовольства дворян. Решился отменить крепостное право только Александр II. Почему? Может быть, он был принципиальным противником крепостнических порядков с момента вступления на престол?

После вводной беседы учитель преступает к изучению первого вопроса семинарского занятия. Как вариант работы по данному вопросу может прозвучать доклад ученика, но заранее докладчика не назначают. Каждый учащийся заранее готовит небольшое сообщение (5-7 мин.) посвященный данному вопросу. Это обеспечивает готовность всех учащихся к работе на семинаре. Список литературы, посвященной правлению Александра II, также не прилагается. Школьники должны самостоятельно подобрать необходимый материал, что соответствует включению элементов исследовательского метода, прививает учащимся элементарные навыки самостоятельных поисков новых знаний. На семинаре учитель сам назначает выступающего. Для того, что бы удержать внимание школьников на выступлении докладчика им может быть предложено следующее задание: после сообщения дать краткую рецензию на выступление одноклассника и дать его оценку. Предполагается, что подобные задания учащиеся выполняли ранее и с планом рецензии, который включает в себя оценку достижения цели, поставленной докладчиком, оценку структуры и логичности отобранного материала, его значимости, они знакомы.

Работа по второму пункта плана имеет важное значение, так как дает возможность выяснить основные предпосылки отмены крепостного права. При изучении этого пункта плана перед учащимися можно поставить следующий вопрос: Корнилов А.А. в курсе истории России XIX век пишет «По отношению к крестьянскому делу цесаревич Александр Николаевич был даже правее Николая и во всех комитетах по крестьянскому делу, в которых ему пришлось участвовать, он неизменно поддерживал помещичьи права и интересы. Поэтому когда он вступил на престол, то люди, близко стоявшие ко двору, думали, что теперь-то наступит настоящая дворянская эра. Противники крепостного права выражали сожаление, что теперь пропадет всякая надежда … наоборот, крепостники готовы были торжествовать». Да и сам император в разговоре с московским губернским представителем дворянства Шербатовым сказал: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это не справедливо… Вы можете это сказать всем направо и налево». А в день подписания манифеста, по словам историка и государственного деятеля М.П. Погодина, император заявил: «Сегодня - лучший день моей жизни!». Он плакал, и смеялся, и деточек целовал, и близких обнимал, спрашивал, рассказывал. Окружающие диву давались, глядя на него. Что заставило императора изменить свои первоначальные взгляды? Почему император подписал манифест об освобождении крестьян, хотя еще несколько лет до этого он зарекомендовал себя сторонником крепостничества? После этого учитель выслушивает ответы учеников и записывает вместе с ними (под их диктовку) основные причины отмены крепостного права на доске, и делает вывод о назревшей необходимости проведения крестьянской реформы.

Другим способом изучения второго вопроса может быть следующие задание: учащимся задается вопрос «согласны ли вы с мнением некоторых историков (например, С.В. Мироненко) о том, что крепостное право могло бы просуществовать еще несколько десятилетий?» и предлагается ответить на него письменно на уроке в течении нескольких минут. Данное задание позволить проверить знания всех учеников класса, кроме того, оно способствует развитию письменной речи учащихся.

После выяснения предпосылок отмены крепостного права учащимся для анализа может предлагается документ «Из записки, составленной департаментом полиции исполнительной, о волнениях крестьян в 1859г.» и дается задание описать документ несколькими словами, выяснить кем, где и когда был написан документ. Выяснить, с какой точки зрения он описывает события, можно ли доверять данной информации. В чем значение документа. Данный документ дает возможность учащимся познакомиться с районами, где случаи неповиновения крестьян были наиболее распространены, выяснить причины неповиновения и его формы. Учащимся отводится 5 минут на ознакомление с документом, после чего выслушиваются ответы учащихся. Для привлечения к обсуждению большего числа учащихся и для экономии времени лучше провести фронтальный опрос. Данное задание развивает умение самостоятельно читать документ, содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи.

Заключительная часть урока посвящена изучению последнего вопроса плана - отмена крепостного права: свобода или новое закабаление? Обсуждение этого вопроса можно провести в виде дискуссии. Для этого учащимся необходимо заранее объявить, что при подготовке ответа по данному вопросу необходимо на основе изученной литературы и текста манифеста 19 февраля 1861года составить таблицу, в которой отразить положительные и отрицательные результаты, проведенной реформы. В эту же таблицу можно включить материал по подготовки реформы, а на занятии класс условно разделить на две группы: сторонников и противников реформы от каждой из которой выступает один учащийся. Выслушав аргументы оппонентов можно перейти к «прению сторон». Участники группы «сторонников реформы» задают вопросы «противникам реформы» и наоборот. После дискуссии можно попросить самих учащихся сделать вывод о значении реформы 1861 года и ее последствиях, что позволит учащимся самостоятельно проанализировать имеющуюся информацию.

Такая форма работы позволяет учащимся приобрести навыки публичного выступления, умение четко, логично, доказательно излагать свои мысли, правильно формулировать вопросы.

Альтернативным вариантам изучения данного вопроса может быть выступление учащихся от имени крестьянина и помещика. Учащиеся при подготовке к семинару составляют ответ на вопрос: мое отношение к крестьянской реформе от имени крестьянина и от имени помещика. В классе учитель выбирает выступающих и заслушивает их ответы. После выступления учитель совместно с классом делает вывод о результатах отмены крепостного права.

Для оценки работы учащихся на уроке лучше использовать «лицевой счет участника», т.е. обязательно фиксировать все выступления дополнения, вопросы и другие формы участия. И в конце занятия учитывать их при выставлении оценки за урок. Для обеспечения этой функции можно назначить ученика, не имеющего проблем с обучением, но что бы не исключать его из учебного процесса именно ему можно поручить сделать обобщающий вывод по теме. Это позволит закрепить изученный материал. Для того чтобы оценить особенности применения некоторых форм, методов и приемов обучения истории 60-70-х гг. ХХ века сегодня был проведен сравнительный анализ данного семинара и семинара, проводившегося учителем школы №444 Москвы Г.В. Клюковой в 1964 г. (См. Приложение). Отечественная педагогика традиционна и в большой степени она использует имеющиеся форм, методы и приемы, чем не разрабатывает что-то новое. Тем не менее, учителя не слепо копируют опыт предшествующих педагогов, так как главным условием эффективного использования традиций преподавания истории является адаптация их к современным рекомендациям по организации учебного процесса. Данное исследование показало, что традиции преподавания истории сохранились и методы, формы и приемы, использовавшиеся в 60-70-е гг. активно используются и сегодня. Например, как и много десятилетий назад сегодня педагоги используют такую форму проведения занятий как семинар, но с течением времени ее содержание в связи с потерей интереса школьников к традиционной форме семинара несколько изменилось. Изменились формулировки вопросов. Сегодня вопрос, стоящий перед учащимся должен быть дискуссионным, его содержание должно побудить школьника к поиску на него ответа. В 60-70-е гг. таких требований не было. Из формулировки вопроса следует и содержание ответа учащихся. Так как вопросы, предлагаемые для изучения в советский период, носят в большей степени репродуктивный характер, то значительная часть семинара посвящена выслушиванию докладов учащихся. При этом большая часть школьников не включена в активную деятельность, а просто воспринимает предложенные им готовые знания, в результате удержать внимание школьников на ответе докладчика достаточно сложно. Не смотря на то, что в разработке современного семинара первый пункт плана так же предлагает выступление докладчика, остальные учащиеся не занимают пассивную позицию, так как данное им задание (рецензия ответа докладчика) обеспечивает их включенность учебный процесс. Еще одним отличием можно считать то, что при подготовке докладчика к выступлению в 60-70-е гг. он опирался на материал, предложенный ему учителем. Указывались даже страницы, на которых необходимо брать изучаемый материал, что не совсем соответствует исследовательскому методу, который предполагает самостоятельную работу учащихся над поставленной задачей.

Использование документального материала так же практикуется довольно давно, отличие в его использовании состоит в том, что в 60-70-е гг. вопросы, которые ставились к документу, предполагали нахождение прямого ответа на них после его прочтения. Сегодня такие вопросы сочетаются с вопросами на размышление, например, выяснить, с какой точки зрения документ описывает события, можно ли доверять данному документу. Кроме того, сегодня одной из задач работы с документальным материалом является задача научить школьников методам работы с документом, что так же предполагает умение выявлять авторскую позицию.

При работе на семинаре сегодня предпочтение отдается проблемным заданиям, содержащим противоречия, требующим не только вспоминания готовых знаний, но и размышления над поставленным вопросом. В то время как в разработке семинара 60-х годов перед учащимися ставятся так называемые логические задания: вспомнить особенности реформы 1861 г. и особенности развития капитализма в России.

Но, не смотря на эти различия основные формы, методы и приемы преподавания истории, применявшиеся в 60-70-е гг. используются и сегодня. Например, проведение дискуссий как тогда, так и сегодня остается важным способом активизации учащихся на уроке. По прежнему используются элементы проблемного изложения и исследовательского метода. Таким образом, работа показала, что традиционные методы преподавания истории не потеряли своей значимости и сегодня, но время внесло свои коррективы в их содержание. Меняется общество - меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом смысле наиболее подвержена изменениям. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события и сегодня учителя и методисты ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Основной целью преподавания истории становиться саморазвитие школьника. Исходя из этого, несколько изменяются формы, методы и приемы преподавания истории, педагоги адаптируют их к новым требованиям общества, привнося в учебный процесс большую самостоятельность и активность учащихся, но в целом содержание их остается прежним.

Заключение

Все данное исследование было посвящено определению особенностей применения в современной школе некоторых форм, методов и приемов обучения истории, использовавшихся в 60-70-е гг. ХХ в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.