Рефераты. Реформаторская деятельность Петра Великого

p align="left">Петр I использовал эту передышку для восстановления военной мощи России. На этот раз опять потребовались люди и деньги. Для пополнения армии людьми были приняты те же меры, что и перед началом войны. Поскольку дальнейший план войны предусматривал наступательный характер со стороны России, первым делом в короткий срок было сформировано 10 драгунских полков, то есть теперь военная реформа вплотную коснулась кавалерии. С восстановлением артиллерии и изысканием средств на содержание армии все обстояло несколько сложнее. Финансовый вопрос Петр Первый решил путем денежной эмиссии и выпуска монет меньшего веса (порчи). Эти меры привели к падению курса российского рубля и снижению его покупательной способности, отчего пострадали в первую очередь те, основным источником дохода которых было жалованье. Однако государство получило от этой акции немалый доход. Поэтому можно считать, что финансовая реформа своей цели достигла. В 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод, который дал стране дополнительные финансовые ресурсы. Артиллерия была восстановлена посредством напряженной работы по форсированию развития промышленности: увеличение добычи железа на уральских заводах и интенсивного литья пушек из этого железа и колокольной меди.

Поскольку военные силы восстанавливались постепенно, на данном этапе указанных преобразований вполне хватило для определенных успехов вплоть до взятия в 1704 г. той самой Нарвы, которая не покорилась российским войскам в 1700 г., и овладения выходом к Балтийскому морю. Успехи, как и поражения, потребовали дополнительных ресурсов, поскольку завоеванное необходимо было удержать. Комплектование армии солдатами, благодаря рекрутской системе, теперь осуществлялось в достаточной мере. Указ от 20 февраля 1705 г. установил новую норму рекрутского набора - 1 человек с 20 дворов раз в 5 лет или 1 человек со 100 дворов ежегодно, что окончательно утвердило рекрутскую систему комплектования армии. Комплектование армии офицерскими кадрами потребовало создания целой системы образования: 14 января 1700 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, а затем артиллерийская и инженерная школы. Социальная политика Петра в отношении дворянства также была направлена для пользы армии: Петр обязал дворян учиться грамоте и наукам и служить в армии или на государственной службе.

Закрепление военных достижений задумано было Петром Первым в качестве строительства новых крепостей в устье Невы - Кроншлота (позднее, Кронштадта) и Санкт-Петербурга в 1703 г. Одновременно со строительством Санкт-Петербурга была заложена верфь, названная Адмиралтейской, для создания российского морского флота на Балтийском море. Проекты эти потребовали привлечения значительных ресурсов, в том числе большого количества рабочей силы, которая традиционно была доставлена к строительству в принудительном порядке. Для нового строительства и укомплектования гарнизонов, вновь приобретенных крепостей опять потребовались деньги. Для увеличения эффективности пополнения казны и для активизации товарного оборота в 1704 году проведена новая денежная реформа, сделавшая базовой денежной единицей копейку, которая была приравнена к 2 деньгам. Был также отменен неразменный рубль, который использовался как эталон при денежном обмене.

Изученный фактический материал - суть, методы и цели преобразований - наталкивает нас на мысль, что первой и главной заботой Петра Первого в эти годы были армия и флот, обеспечивавшие России выживание и успех в войнах. Учитывая, что российская армия к 1709 г. одержала ряд ключевых побед, мы можем констатировать успешность петровской политики этапа царствования с 1699 по 1709 гг. Преобразования в эти годы характеризуются только одной целью - все для победы, и не отличаются ни продуманностью, ни систематичностью. Успех этих мер предопределен энергией молодого царя, его личным участием и его волей.

Глава 2. Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительстве при Петре Первом

Армия, получившая боевой опыт сражений со шведскими войсками в Прибалтике, показала свою истинную силу в битвах при деревне Лесной в 1708 г. и при Полтаве в 1709 г. В результате последней была уничтожена сухопутная армия шведского короля Карла XII, и Россия впервые за годы Северной войны смогла спокойно вздохнуть. После этих побед Петр Первый взял курс на всемерное закрепление достигнутого. Взор Петра с внешнеполитических проблем плавно перешел на внутриполитические. Благодаря полученной передышке, а затем и окончанию Северной войны в 1721 г., государственное строительство Петра приобретало более осмысленный, гармоничный и глубокий характер. Реформы этой части царствования Петра не были идеальными и не всегда преобразования достигали цели, но под неутомимым оком царя они эволюционировали и приобретали все более определенные формы.

Первое, на что пал взгляд царя, как и в прежние времена - пополнение казны, которая традиционно испытывала острый дефицит. На этот раз решение проблемы власть видела в эффективности сбора податей. Именно на это и была рассчитана областная реформа, начавшаяся в 1708 году созданием 8 губерний с губернаторами во главе. Низовым делением губерний на первом этапе стали уезды. Укрепление вертикали власти преследовало и другие цели: губернаторам придавались воинские подразделения, с помощью которых губернаторы обеспечивали спокойствие в губернии - подавляли бунты недовольных поборами и рекрутской повинностью. Слабость и неэффективность прежней администрации - городских воевод - показали восстания на юге: «стрелецкое» в Астрахани и под руководством Кондратия Булавина на Дону. Дальнейшее развитие областной реформы выразилось сначала в увеличении числа губерний до 10, затем введением новой административной единицы - доли. Завершилась реформа упразднением «долей» и образованием провинций, которые делились в свою очередь на дистрикты. В руках губернского правления к 1710 г. сосредоточилась административная и судебная власть. Надо упомянуть, что начиная с 1699 года Петр Первый предпринял попытку отделить судебную власть от административной путем создания вертикали независимых от администрации судов. Но поскольку избежать влияния администрации на суды не удалось, а также оттого, что население не оценило пользы новшества и по привычке обращалось за судебным разбирательством к административным властям, судебная власть вернулась к губернскому правлению. Однако и здесь судебная власть не осталась надолго. С образованием провинций, которыми руководили воеводы, назначаемые Сенатом и подчинявшиеся коллегиям, судебная и административная власть перешла к ним. Губернаторам воеводы подчинялись только в военном плане (в том числе, сбор рекрутов).

Преодоление дефицита казны на областной реформе не закончилось. Следующей мерой в изыскании финансов для государства стали меры по учету податного населения - перепись населения 1710 г. Сама перепись населения - не есть реформа, но результаты её показали, что подворная подать неэффективна. Ради сокращения налогового бремени, крестьяне шли на хитрость: обносили нескольких дворов одним плетнем (забором) с одними воротами, что считалось одним двором. Количество дворов, естественно, сокращалось. А казне от этого был прямой убыток. Решено было заменить подворную подать подушной. Однако фактическое завершение реформа получила только в 1718-1723 гг., когда была проведена дополнительная перепись, а затем ревизия переписи. На 1722 г. в России проживало лиц податного состояния мужского пола 5 967 313 человек. Размер основной подати был рассчитан арифметически: расходы на содержание армии и флота были разделены на количество душ. Помещичьи крестьяне обязаны были платить 74 копейки, так как ещё платили оброк помещику, государственные крестьяне платили 1 рубль 14 копеек, городское население 1 рубль 20 копеек. Доход государственной казны после этих мер существенно возрос.

Финансовой реформе сопутствовали социальные преобразования в сфере податного населения и усиление администрации, так как одних финансовых мер для пополнения казны оказалось недостаточно. Перепись, а затем введение новой податной системы, обозначили и закрепили социальные группы внутри податного населения. Государственные крестьяне - лично свободные, не крепостные по тогдашним меркам, но прикрепленные к земле. Государственные крестьяне могли быть переведены в крепостные путем пожалования царем кому-то из дворян. Крепостные крестьяне в свою очередь делились на помещичьих крестьян, которыми помещик мог распоряжаться по своему усмотрению, и приписных (приписанных к промышленным предприятиям), которых продавать можно было только вместе с предприятием. Городское податное население - лично свободное, находящееся в ведении городских властей.

Дополнительно к подушной подати были приняты очень жесткие меры по борьбе с бегством крестьян, так как крестьяне повально бежали от новых тяжких повинностей. Параллельно с последней ревизией вводилась паспортная система. Теперь крестьянин, находившийся более чем за 30 верст от места жительства без паспорта или отпускного свидетельства от помещика, считался беглым.

На пути получения государственной казной «объективного» дохода стояло не только нежелание податного населения платить, но и нечистоплотность властей на местах, которые часто прибегали к казнокрадству и взяточничеству ради личной выгоды. Для борьбы с этими недостатками государственной системы Петр Первый создает службу негласного контроля за работой административных органов - институт фискалов во главе с обер-фискалом в 1711 г. Суть контроля состояла в выявлении злоупотреблений властей на местах и тайное донесение об этих нарушениях царю. Со временем выяснилось, что один только тайный контроль влечет за собой больше недостатков, нежели пользы, так как бесконтрольные фискалы, получавшие по закону часть имущества уличенного в должностном преступлении, шли на серьезные злоупотребления ради опять же собственной выгоды. В порядке совершенствования контроля работы администрации деятельность фискалов была ограничена, а затем служба фискалов была дополнена гласной системой контроля - Генерал-прокурора и прокурорами на местах с 1722 г. Обязанности гласного контроля касались уже не столько выявления свершившихся злоупотреблений, сколько профилактики (предупреждения) нарушений законности в работе административного аппарата.

Третья мера для благополучия государства, в том числе и для сбора средств в казну, явилась реформа государственного управления. Зачатки этой реформы, как мы уже упомянули, имелись уже в начале правления Петра в лице Ближней канцелярии. Однако устаревшая система государственных органов нуждалась в более глубоких переменах. Поводом для создания главного органа государственного управления - правительствующего Сената - стал отъезд Петра Первого в Прутский поход, и желание оставить вместо себя у «государственного руля» компетентных людей. Сенат был создан указом от 22 февраля 1711 г. Этим же указом был определен его первоначальный состав - 8 человек из числа приближенных к царю. Несмотря на то, что Сенат был «правительствующим», в его основные обязанности входило не только административное руководство страной, но и судебные и законосовещательные функции. Функции и компетенция Сената менялись со временем и были закреплены указом от 27 апреля 1722 г. Реформа государственного управления продолжилась заменой аппарата исполнительной власти.

Указами от 11 и 15 декабря 1717 г. были учреждены 9 коллегий, призванные заменить устаревшие приказы, которыми на первых порах своего существования вынужден был пользоваться Сенат. К 1721 году коллегий стало 12: коллегия Чужестранных (иностранных) дел, Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Вотчинная коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Юстиц-коллегия, Духовная коллегия (позже Святейший Правительствующий синод). Реформа государственного управления завершилась созданием относительно стройной бюрократической системы, которая по задумке царя, должна была работать четко, как часы. Завершающий этап административной реформы, а именно создание провинций под руководством воевод, а также создание аппарата некоторых коллегий на местах, а затем введение 28 февраля 1720 г. Генерального регламента - единой системы делопроизводства в стране - явились звеньями одной преобразовательной цепи, которая привела к созданию мощной бюрократической системы управления. Следует отметить, что чуда, которого ждал Петр от этой системы, не произошло. Западная идея, упав в российскую «почву», привела к тому, что недостатки бюрократии стали довлеть над её достоинствами. Бюрократы, следуя Генеральному регламенту, больше внимания уделяли процессуальной и бумажной стороне вопросов, нежели решению дел по существу. Кроме того, традиционные казнокрадство и взяточничество нашли в этой бюрократической системе свои пути.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.