Рефераты. Реформы Цинь Шихуана

p align="left"> По обнаруженным в склепах останкам можно судить о печальной участи погребенных. Возможно, они были принцами и принцессами, павшими жертвой политических дворцовых интриг в конце правления Цинь  Шихуана .
Центральным сооружением комплекса гробницы Цинь  Шихуана  является Подземный дворец, спрятанный под насыпным холмом и остающийся нераскопанным и по сей день.
Как упоминается в исторических анналах, Подземный дворец отличается грандиозными размерами. Потолок представляет собой астрономический атлас, инкрустированный драгоценными камнями. На полу изображена карта рек, озер и морей, имитируемых с помощью вечно движущейся ртути. В Подземном дворце есть макет географического рельефа Китая; зал императорских приемов высших военных и гражданских чинов; сокровища из дворцовой коллекции Циньской империи; "вечные" светильники, огонь в которых поддерживался за счет сжигания рыбьего жира; вход во дворец охраняли арбалеты-самострелы, призванные защищать "покой мертвых" от "нежданных визитов" живых.
В 80-е гг. ХХ в. ученые исследовали пробы почвы с участка холма прямо над Подземным дворцом. Анализ показал, что в центре холма, действительно, есть зона площадью примерно в 12 тыс. кв.м с необычно высоким содержанием ртути. Похоже, открытие ученых подтверждает правдивость исторических летописей о существовании "ртутной реки".
Многие ученые считают, что комплекс гробницы построен по типу города и олицетворяет концепцию продолжения жизни императора после смерти, что подземное царство есть повторение царства на земле.
Строительство комплекса гробницы Цинь  Шихуана  длилось с 246г. до н.э. до 208г. до н. э. Строительство началось, когда Цинь  Шихуану  исполнилось всего 13 лет, и он только что занял престол царства Цинь . Комплекс гробницы сооружали 39 лет трудом неимоверного числа людей. Известно, что на одном из этапов строительства число рабочих достигало 700 тыс. человек, и это во времена, когда общая численность населения царства Цинь Шихуана составляла всего 20 млн. человек! (фото)

Наибольшую известность комплекс гробницы Цинь Шихуана приобрел после раскопок терракотового войска и боевой конницы. Погребальные статуи воинов и коней, пролежавшие в земле более 2000 лет, были случайно обнаружены в марте 1974г. крестьянами во время рытья колодца. Статуи воинов и боевых коней погребены в трех колоссальных склепах, пронумерованных по порядку их обнаружения как в"-1, в"-2 и в"-3. Глубина каждого склепа - 5 м. Через каждые 3 м склеп разделяет несущая стена. Пол выложен черным кирпичом. К настоящему моменту удалось раскопать лишь часть погребенных здесь статуй воинов и коней.
Среди открытых трех склеп в"-1 - самый крупномасштабный: с востока на запад его длина составляет 230 м, с юга на север - 62 м, общая площадь - около 14 тыс. кв.м. К настоящему времени из склепа извлечено более 1000 терракотовых статуй воинов, коней и колесниц. По предположительным оценкам, с учетом плотности рядов уже обнаруженных фигур общее число статуй должно превысить 6000. Терракотовые воины застыли в боевом порядке прямоугольника, большинство фигур - пехотинцы. В руках терракотовых воинов головного отряда луки или арбалеты, на спине - колчан со стрелами. За головным отрядом следуют укрытые щитами пехотинцы и боевые колесницы. По правому и левому флангам заняли позиции боковые отряды. Замыкают строй терракотового войска три ряда арьергарда. Глядя на стройный боевой порядок статуй воинов, коней и колесниц, кажется, что они вот-вот ринутся в бой.
Склеп в"-2 был обнаружен в апреле 1976г. Его площадь насчитывает около 6000 кв.м. По завершении раскопок предполагается извлечь 470 терракотовых статуй боевых коней, более 900 терракотовых статуй воинов, 80 с лишним деревянных боевых колесниц и множество образцов металлического оружия. В склепе в"-2 захоронены фигуры воинов разных родов войск. Кроме статуй возничих и всадников здесь также есть фигуры арбалетчиков.
Склеп в"-3 был обнаружен в мае 1976г. Его площадь - 520 кв.м. В нем были найдены только одна боевая колесница и 64 статуи воинов. По мнению большинства археологов, построение рядов и их вооружение, а также расположение склепа относительно могилы Цинь Шихуана указывают, что это - имитация командного штаба терракотового войска.
По предварительным оценкам, по завершении раскопок всех трех склепов удастся извлечь более 7000 терракотовых статуй воинов, 600 с лишним терракотовых статуй коней, более ста боевых колесниц, несколько сотен тыс. образцов оружия. Статуи воинов и коней выполнены в полный рост, высота статуй воинов колеблется от 1,7 до 2 м, что в среднем составляет около 1,8 м. Каждая фигура уникальна. Воины отличаются друг от друга по внешности, позе, выражению лица, словно каждая статуя лепилась с натуры. Статуи воинов характеризуются тонкостью деталей. Всё от фигуры до прически, до последнего волоса, шнуровки одежды и даже стежка на подошве матерчатого тапка проработано со всей тщательностью. Высота статуй коней обычно достигает 1,5 м, длина туловища - 2 м.
Технология изготовления статуй воинов и коней в общих чертах такова: сначала из глины лепили болванку статуи, потом ее покрывали новым слоем глины, прорабатывали детали и наносили тонкую гравировку, затем высушенную на ветру статую обжигали в печи, после чего на обожженную глину наносили роспись. К сожалению, из-за пожаров, сырости и другого воздействия природы многие статуи воинов и коней оказались расколотыми на куски, облупилась и краска. Статуи воинов и боевых коней по мере их извлечения из склепа сразу поступают на реставрацию, после нее - в экспозицию музея.
В склепах, где были обнаружены статуи воинов и боевых коней, также было найдено около 10 тыс. образцов оружия, преимущественно, бронзового и оловянного. Пролежавшее тысячелетия в склепе оружие сверкало, как новое, не было даже следа ржавчины. Анализ показал, что поверхность оружия покрыта толстым слоем оксида хрома. Технология хромирования была запатентована Германией в 1937г., а США - в 1950г. К сожалению, какие-либо упоминания о технологии хромирования в период династии Цинь в исторических анналах отсутствуют, поэтому сегодня ничего утверждать нельзя.
Пока обнаружена лишь малая толика статуй воинов и боевых коней, составляющих часть комплекса гробницы Цинь Шихуана, но уже сейчас эту находку расценивают как чудо. Археологи говорят: комплекс гробницы Цинь Шихуана слишком грандиозен, чтоб раскрыть все его тайны. Если работать традиционным способом, то на раскопки всего комплекса потребуется, как минимум, 200 лет. Пока неизвестно, сколько еще чудес скрывает гробница Цинь Шихуана, и как долго останется непотревоженным сон загадочного Подземного дворца.
В 1987г. комплекс гробницы Цинь Шихуана был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Политическая и правовая мысль Древнего Китая.

Первые достоверные исторические сведения о Китае восходят ко II тысячелетию до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось крупное объединение племени. Правила династия Инь или Шан. В конце XII века до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правящая до середины III века до н.э. Но уже в конце IX века до н.э. государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра. Кризис побуждал к размышлению, поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI -V веках до н.э.

Политическая мысль в Китае не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет которым занимались мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания Китайских мыслителей не вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности.

Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Конфуций родился в 551 г до н.э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н.э. в возрасте 72 лет.

Его мысли изложены в сборнике “Луньюй” (“Беседы и высказывания”), составленные учениками философа в V в до н.э.

Конфуция не слишком занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной жизни. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства.

Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели - ДЭ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы - Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливости Дао.

Государство он уподобляет гигантской семье, царь - отец, старший в роде, а отношения правящих и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших.

Цель государства и царской власти - общее благо этой семьи, воспитание подданных.

Призвание царя - накормить и обогатить народ, обучить его, защитить его оружием. В свою очередь народ обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им подчиняться.

Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Предполагается типично патриархальная концепция власти.

Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Конфуций симпатизировал федерально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий . Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюонь - цзы, люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Принцип “исправления имен” предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться в соответствии с его качествами и поступками.

Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости, поэтому основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками традиций и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались “ЛИ”, своего рода естественное право, освященное многовековой традицией.

Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Следование ритуалу, обычно позволяло по его мнению, избежать насилия и конфликтов. Он отводил ритуалам роль нормативной системы общества.

Конфуцианство занимало господствующие положение при императоре У-ди (140 - 87 гг. до н.э.) и до 1949 года конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая.

Основателем легизма считают Шан Яна (390 - 338 гг до н.э.) правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате “Книга правителя области Шан“.

Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие и предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну. В результате государство клонится к упадку. Выход только один. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом - ФА, в отличие от обычных норм ритуала - ЛИ. Отсюда латинизированное название школы - “легизм”. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнеческих тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодавлеющий институт, в смысл и цель существования общества.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.