Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Реконструкция картины мира человека сталинской эпохи
емалое число людей было захвачено пафосом обновления и готово было отдать все силы, чтобы быстрее сделать страну могучей и богатой. Широкое развитие получило в промышленности "социальное соревнование", "ударничество". У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду. Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой шаг определённым революционным поступком... Всячески поощряя стахановцев, власти стремились расширить социальную опору режима, создать строй привилегированных рабочих. За Стахановым стоял Сталин.Психология "натиска" формулировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по-коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие правительству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным выполнением команд, идущих от столь же "компетентного "верхнего эшелона власти"Расправлялись и с носителями знаний и культуры -интеллигенцией. Ещё в 1928 г. был сфабрикован первый судебный процесс над группой видных специалистов угольной промышленности Донбасса, ложно обвинённых в шпионаже и вредительстве (знаменитое "Шахтинское дело"). После этого повсеместно разворачиваются преследования "спецов", инженерно-технических работников, всех образованных людей. Суровые приговоры создавали обстановку страха, недоверия, шпиономании. Советские люди приучены были постоянными "нахождениями, открытиями" партией новых врагов к тому, что любой из общности "мы" может быть засланным от "они", двурушником, шпионом. На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г. Сталин заявил, что в СССР нет не одного учреждения, где бы не было врагов народа, ставивших своей целью реставрацию капитализма. Возвращение заводов и фабрик бывшим хозяевам, а земли -помещикам.Все заседания творились от имени народа. Газеты пестрели призывами: "Расстрелять взбесившихся собак! " ; "Ни одного врага народа не оставим на Советской земле!" и т .д.Киностудии спешно снимали многочисленные фильмы о бдительных колхозниках и пионерах, разоблачивших шпионов, диверсантов и троцкистов. На собраниях рабочие и служащие требовали жестокой расправы над врагами народа. Доносительство получило столь широкое распространение, что превратилось в банальное бытовое явление. Тысячи добровольных осведомителей писали доносы на своих знакомых, друзей, родственников. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80% репрессированных в 30-е годы погибли по доносам соседей и коллег по службе. Советскому обществу насаждалась подозрительность, враждебность, шпиономания, осознание того, что каждый член "мы" может оказаться двурушником из стана "они".Между позициями «МЫ» - «ОНИ» можно условно выделить промежуточную группу колеблющихся, сомневающихся, неуверенных в правильности проводимой политики, но не сопротивляющиеся общему течению, а идущие за ним.
4. ЛИЧНОСТЬ
Личность - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате освоения общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.Понимание себя как личности у многих было обманчивым, т. к. соизмерялось степенью собственной причастности к аппарату управления (даже в самом низу иерархической лестницы) и к общему делу строительства социализма. Каждый человек старался занять определённую нишу, играть социальную роль в обществе. "Социальная роль - безличностная социальная функция или норма, выполнение которой обязательно для каждого, кто занимает данную позицию" . Эти нормы формировались, закладывались с раннего детства, когда человек наиболее сильно внушаем, подвержен чужому влиянию.Психологи выделяют 4 основных метола психологического воздействия. Основа любого воздействия - речь. Речевое воздействие имеет цель изменить установки или сформировать их, ввести новую информацию, изменить отношение человека. Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия были использованы: заражение, внушение, убеждение или подражание.ЗАРАЖЕНИЕПсихическое заражение - самый древний метод воздействия эмоциями, настроениями на подсознание. Присущие ему факторы таковы: толпа, униформа,ритм (действует на подсознание мгновенно), световые блики/ цветовое воздействие.Все эти факторы присутствовали на многочисленных парадах. Какие же установки "вводились" при таком психологическом заражении:1) "Чувство единения", человек - только часть толпы, а не самоценная индивидуальность.2) Советский народ - счастливый народ, ПРАЗДНУЮЩИЙ народ.3) Чувство защищенности, безмятежности "под крылом" мудрого правительства ("Почему мы сейчас идём, ликуем, потому что у нас есть Ленин и Сталин - вот их портреты") Благодарность правительству.4) Осознание военной мощи государства (военный парад)5) Патриотизм ("Мы празднуем, потому что именно СССР - первая из всех стран мира "идёт по счастливой стезе построения социализма-коммунизма") Любовь к Родине - Социализму - Руководству -Сталину.ВНУШЕНИЕВнушение - это обращение к подсознанию вербальными средствами. Эффективность зависит от:авторитетности источника интонации (90% эффективности) степени внушаемости объекта.Все вербальные средства (прежде всего лозунги) были выразителями официальной доктрины, насаждавшейся в обществе. В полном доверии к ним состояла суть такого внушения. Об авторитетности личности Сталина (следовательно, всей партии, всего руководства) свидетельствуют многие документы, свидетельства современников.Что касается интонации, то трансляции советской эпохи нетрудно узнать именно по утрированно-бравурной, энергичной интонации, которой внушались "уникальные достижения и непревзойдённые результаты" в любой сфере деятельности. Печатные строки также проникнуты этой интонацией. УБЕЖДЕНИЕУбеждение - это обращение к логике, разуму человека при помощи аргументов и фактов. Оно предполагает достаточно высокий уровень различия логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности. Убеждение как метод психологического воздействия в сталинском обществе практически не использовался, т. к. никакой принципиально новой информации не преподносилось, всё было жестко канонизировано, идеологизировано.Сталинский режим опирался на людей с закрытым, догматичным (застывшим, неизменным), авторитарным сознанием. Человек с открытым, гибким, творческим типом мышления либо вынужден был приспосабливаться, либо пытался сопротивляться системе и был репрессирован. Большинство заглушало в себе голос разума, чтобы выжить. Власть не убеждала, не уговаривала, не доказывала правильность своих действий. Всё строилось по принципу "не согласен - враг".ПОДРАЖАНИЕПодражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить . Условия подражания:наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объектуменьшая опытность, по сравнению с объектом подражанияясность, выразительность и привлекательность образцадоступность образца, хотя бы в некоторых качествахсознательное желание быть похожим Кому подражали советские люди? Конечно, в первую очередь В.И.Ленину и "Ленину сегодня" - Сталину.Кроме подражания конкретным личностям, человек следовал определённому образу "достойного строителя коммунизма", выраженному в соответственном моральном кодексе (из Программы коммунистической партии Советского Союза). Даже самые умные, развитые, интеллигентные люди поддавались этому влиянию.Система уничтожала то, что входит в понятие "свободная личность": критическое восприятие действительности, самостоятельность и независимость суждений, индивидуальность, оригинальность, инициативность, активность, творческое мышление. Власть выдвигала какую-то личность, если это соотносимо её интересам, если она подходила в качестве примера должного поведения для остальных. Например, А.Стаханов стал примером бескорыстного ударного труда, П.Морозов - пренебрежения родственными узами ради победы коммунизма, З..Космодемьянская, А. Матросов, Л.Чайкина, Ю.Смирнов - подвига, смерти без страха за Родину и Сталина и т.д.
5. ВЛАСТЬ
Можно выделить
следующие
основные концепции отношения к
власти
в советском
обществе:
1.
Уверенность в правильности проводимой политики, искренняя вера в вождя, партию и социалистический строй в целом (характерно для «МЫ»).Все подвиги героев пропагандировались исключительно через призму мудрого руководства. Рекорды, изобретения, достижения увязывались с культом вождя и создавали ему устойчивую популярность. Для большинства людей любовь к Родине становилась синонимом любви к социализму, руководству, Сталину. Они искренне и сознательно верили в светлое будущее своей страны. Но надо помнить, что слепая вера рождает культ. В обществе с низким уровнем образования, общей, правовой, профессиональной, политической культуры тем более имелась почва для появления культа. Более того, она не просто имелась, ее искали, на нее опиралась система».Тридцать лет подряд вся страна постоянно слышала восхваления действий партии и лично тов. Сталина. Сталин был особым авторитетом. Взаимодействие аппарата и масс осуществлялось через иерархическую систему связей «приказ - исполнение». В самом обществе отсутствовал механизм обратной связи, через который контролировался бы государственный и партийный аппарат снизу2. Промежуточная группа колеблющихся, сомневающихся, неуверенных в правильности проводимой политики, но сопротивляющихся общему течению. Идущих за ним.Ю.В.Иванчев: «Никакого плюрализма, разброса мнений как сейчас, не было и в помине Смешно и страшно подумать, что кто-то мог сказать о Сталине что-нибудь такое, что сейчас говорят о Путине... Нет, болтать было никак нельзя!... Что касается «Правды», то мы ее читали, не то, чтобы особо верили в то, что там написано, просто знали, что ЭТО ТАК».Человеческое сознание устроено так, что чаще всего избирается путь «наименьшего сопротивления». Для многих было проще поверить в такую правду партии и Вождя, чем пытаться протестовать, рискуя благополучием своей семьи, да и собственной жизнью.3. Группа людей, выражавших недоверие, отчужденность, враждебность, сопротивление режиму личной власти Сталина.Сопротивление режиму наблюдалось во всех слоях общества : среди государственных и общественных деятелей, партийцев, военных, ученых, деятелей искусства, рабочих, колхозников и т .д.Не все безоговорочно верили в Великого Вождя и Учителя, но наряду с методами идеологической пропаганды тоталитарный режим имел другую надежную опору - систему карательных органов для преследования инакомыслящих. Каждому региону устанавливался строгий план. Мы уже говорили о том, что невыполнение какого-либо плана рассматривалась как вредительская деятельность и жестоко каралась. Всякая способность людей к самостоятельному осмыслению событий, к инакомыслию и сопротивлению сталинской тирании была парализована страхом. Страх долгое время оставался важной опорой режима. Но одним страхом 'власть удерживать нельзя. Она удерживалась ложью, без которой не выросли бы поколения, принявшие мираж сталинских лозунгов и пропагандистских идей за реальность.
6.
ЦЕННОСТИ
В результате активного вмешательства властных структур в жизнь каждой ячейки советского общества, любой семьи и любого индивидуума, неизбежным стало противостояние «наших» («МЫ») и «не наших» («ОНИ»). В повседневной борьбе за выживание произошел отход от общечеловеческих ценностей. Человеческая жизнь обесценилась... Милосердие, сострадание, человечность, оказались в категориях «чуждой морали», исповедуемой презираемыми интеллигентами, церковью и т. д. Стремление к нравственному идеалу подменялось стереотипом государственного регулируемого поведения.
Страницы:
1
, 2,
3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.