Федеральное агентство по образовании
ГОУВ ПО
Тверской государственный технический университет
(филиал г.Конаково)
Кафедра Социологии и социальных технологий
Реферат
по дисциплине: История отечества
на тему: "Религиозный фактор в становлении древнерусского государства"
Выполнил: Иванов Г.П.
студент 1-ого курса
группы ЭС
Конаково
2010
Содержание
Введение
1. Русь до принятия христианства
2. Христианизация Руси
Выводы
Литература
Конец ХХ - начало XXI века ознаменовалось в истории России отходом от идеологии коммунизма и поиском новых ценностных приоритетов. Отход от идеологии коммунизма в сознании многих ныне живущих россиян связан с очень крупным историческим событием - разрушением СССР как советской империи и началом построения нового Российского государства, своими корнями уходящего в тысячелетнюю историю России.
Разрушение коммунистической системы ценностей поставило перед нынешним поколением проблему поиски новой системы ценностей, отвечающей запросам сегодняшнего дня и дающей перспективу на день завтрашний. И не случайно взор многих обратился к религии. Именно в религии многие видят залог успеха построения нового сильного Российского государства, способного стать преемником славной тысячелетней истории русского государства.
Почему же именно в религии часть нашего общества видит залог успешного государственного строительства?
По мнению Макса Вебера религия придает смысл социальному действию и тем самым вносит "рациональность" в объяснение мира и повседневную этику. Религия концентрирует смыслы, в своей основе не требующих дальнейшего объяснения и предложенных в качестве готовых истин. На этой основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором фактам и событиям придается определенный смысл.
Религия, также, это особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше человека и подчиняют его себе. В таком понимании она представляет из себя систему идей, при помощи которых человек представляет себе общество, членом которого он является и с которым связан темными, слабоосознанными, но интимными связями. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической, образной форме и на своем языке, более понятном человеку, чем язык науки, пытается объяснить существо социальных отношений. В обществе религия выполняет ряд функций, главной из которых является создание и укрепление общественной солидарности. Посредством прежде всего культа религия конституирует общество как целое: подготовляет человека к социальной жизни, воспитывает в нем послушание (дисциплинарная функция), укрепляет социальное единство через понимание единоверцы - иноверцы (сплачивающая функция), воспитывает понимание святости (ценностная функция), поддерживает традиции (воспроизводящая и транслирующая функции), развивает чувство прекрасного (эстетическая функция) и учит уважительному отношению к единоверцам (этическая функция). "Неверно, - писал Дюркгейм, - что наука с одной стороны, и мораль и религия - с другой, представляют собой виды… антиномий, поскольку эти две формы человеческой активности в действительности происходят из одного и того же источника". Через почтение к Богу религия стремиться научить человека поучению обществу и гармоничной жизни в нем. Общество одевается в наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования значимыми для ее членов. Религия, таким образом, становится душой общества, его необходимым структурным элементом. Она абсолютизирует общественные требования через их сакрализацию.
Конечно, в такой функции религию вполне может заменить идеология, которая также, как и религия отчасти предлагает ответы на онтологически значимые вопросы в виде готовых истин. Но на сегодняшний день российское общество еще не готово выработать такую идеологию, которая смогла бы лечь в основу Российского мироосознания. Образовался как бы период безвременья, период "разорванности времен". Отказавшись от недавнего прошлого, многие обращаются к прошлому досоветского периода истории и в нем ищут основы своего мироосознания, миропонимания и мироощущения. Но прошлое России теснейшим образом связано с религией. Это видно с первых же дней существования Русского и Российского государства: попытка князя Владимира Святославовича создать пантеон славянских богов, христианизация Руси при Княгине Ольге и Князе Владимире Святославовиче, перенос митрополичий кафедры из Владимира в Москву при митрополите святителе Петре, венчание русских царей на царство, упразднение патриаршества в абсолютистском государстве Петра I - это только не многие факты из тысячелетней истории России. Без ложного преувеличения можно сказать что история России теснейшим образом связано с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, воодушевляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.
Не избежала своей сакрализации и советская власть. Она создала своей культ святых с их религиозным почитанием, свои священные тексты, обряды, идеологию, ценности и миропонимание. И когда советская религия перестала консолидировать вокруг себя общество, когда созданное ей государство кануло в историю, когда люди остались один на один с важными для них вопросами, не имеющими ответов, тогда и обратились они к традиционным религиозным формам.
Тема "Религиозный фактор в становлении российской государственности" очень актуальна в современной науке. К ней обращаются историки, философы, политики, социологи, религиоведы. И понятна причина обращения к данной теме: почему князь Владимир Святославович провел две религиозных реформы - языческую и христианскую? Что перестало срабатывать в механизме функционирования славянского язычества, что пришлось от него отказаться и принять Византийское христианство?
Исходя из заданной темы и для решения поставленной задачи в настоящей работе мы будем придерживаться следующего плана изложения материала: в первой главе работы рассмотрим состояние Руси в IX-X веках, то есть в период образования и становления государства. Для этого мы рассмотрим общую историю IX-X веков, политический строй раннего Древнерусского государства и религиозные воззрения славян - язычников. Целью данной главы будет понимание тех процессов, которые могли привести к отказу от язычества.
Во второй главе настоящего изложения мы постараемся рассмотреть проблему принятия христианства и последствия этого шага для истории раннего Древнерусского государства. Целью второй главы станет понимание того, как христианство удовлетворит социальные запросы складывающегося русского государства.
В заключительной части работы мы постараемся подвести итоги и ответить на главный вопрос предложенный во введении.
В настоящей работе происходит сознательное ограничение темы только рамками IX-X веков, которые рассматриваются как поворотные во всей истории России. Конечно, всю историю России можно рассматривать как процесс становления российской государственности, который теснейшим образом связана с религией. Но именно события перехода от языческого сознания к сознанию христианскому представляются наиболее интересными и актуальными в настоящее время, когда современная жизнь общества в общих чертах напоминает ситуацию тысячелетней давности.
Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора Летописца к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный, в котором главенствовали славяне, с центром в Новгороде и Южный, в котором главенствовали поляне, с центром в Киеве. В этих суперсоюзах сложились свои княжеские династии.
Начало единого Древнерусского государства принято относить к 882 году, когда северный, новгородский князь Олег захватил Киев и сделал этот город центром единого государства. Перенос столицы из Новгорода в Киев - факт сам по себе и по своим результатам чрезвычайно важный. Киев, безусловно, имел ряд преимуществ перед Новгородом. Он занимал центральное положение среди русских земель: он был ближе к Византии и к другим государствам, находившимся в ареале Черного и Азовского морей. В Киеве шла более интенсивная, чем в Новгороде торговля и из него легче было оказывать влияние на соседей.
Укрепившись в Киеве, Олег начал покорение и включение в состав крепнущего государства соседних земель: древлян, северян, радимичей. Началась борьба с хазарами за Волжский торговый путь и выходы с Каспийское море. В зону агрессивной политики Олега попала не только Византия, самое сильное и богатое государство IX века, но и государства за Каспием. По свидетельству Абу - Фараджи в составе "руссов", бороздивших вдоль и поперек на своих судах Каспий были русские - славяне, и "вои" из финских племен Поволжья, аланы (осетины) и лезги (лезгины). Княжение Олега, таким образом, входит в историю как время быстрого роста древнерусского государства, аналогичного другим европейским раннефеодальным государствам. Древняя Русь в начале Х века охватывала значительную территорию, население которой обязывалось платить дань Киеву и доставлять киевскому князю военную силу. В руках князя и его приближенных - дружины сосредотачивались значительные материальные ресурсы, часть которых шла на личное обогащение князя и дружинников, а другая часть - на нужды государства.
Однако такое объединение было непрочным и целиком держалось на авторитете и силе князя - завоевателя. Едва только Олег скончался, как древляне, покоренные Олегом, подняли мятеж и попытались отделиться от Киева. В состав Древнерусского государства их вернул преемник Олега Игорь. Игорь продолжил политику Олега: при нем были окончательно покорены тиверцы, которые при Олеге ходили вместе с ним в поход на Византию как независимые союзники Олега; продолжились нападения на Византию и прикаспийские государства. По договору с Византией от 944 года Русь выступает в качестве союзника Византии: Русь брала на себя обязательство не беспокоить византийские владения в Крыму и защищать их от болгар, а Византия признавала за Русью земли близ Керченского пролива и на Таманском полуострове, а также брала на себя обязательство предоставлять греческое войско в распоряжение киевского князя. Такие обязательства свидетельствуют о том, что Русь выступала во внешнеполитических планах Византии в качестве сильного стратегического партнера. "Договор 944 года, - пишет Г.Г. Литаврин, - представляет собой развитие и уточнение положений договора 907/911 годов, а не их отмену или пересмотр. В договоре отражены и новые политические реалии и учтен накопленный за 30 лет общения взаимный опыт".
Закончилось правление Игоря трагично: он погиб в борьбе в древлянами. По видимому после первого покорения древлян у них оставались какие-то остатки автономии, которые Игорь и стремился уничтожить, что выразилось в лаконичных словах летописца о том, что Игорь захотел еще большей дани.
Вслед за смертью Игоря в 945 году его вдова Ольга, уроженка Пскова, совершила новый поход на древлян. Княжеская дружина огнем и мечем прошлась древлянскую землю и истребила лучших мужей во главе с князем Малом. Были разрушены древлянское города, в том числе и столица древлянской земли город Искоростень. Ольга окончательно подчинила себе древлянскую землю, установила в ней "уставы и уроки", основала "становища и логовища". Столь упорная борьба с древлянами становится понятной, если учесть географическое положение земли: она граничила со стремительно росшим Польским государством. В борьбе с Польшей Ольга прибегла даже к помощи Византии. Однако Византия одинаково боялась как чрезмерного усиления Польши, в которой у Византии могли возникнуть церковные проблемы с Римом, так и языческой Руси. Явно не добившись успеха в Византии в 959 году Ольга обратилась к германскому императору Оттону I по вопросу об установлении церковно - политических связей. Этот дипломатический маневр Ольги заставил константинопольского императора быть более сговорчивым: иначе Византия могла потерять стратегически важного союзника, который проявил нескрываемый интерес к Риму. Если же принять мнение Г.Г. Литаврина о том, что Ольга приняла крещение в 956/957 годах в надежде заключить с императорским домом династический брак, и что этот брак заключен еще не был, то вполне понятны становятся опасения Константинополя о переходе княгини - неофитки в католицизм и сближении с германскими императорами. В этих условиях отношения между Константином Богрянородным и Ольгой стремительно потеплели.
Страницы: 1, 2, 3