Рефераты. Революционное движение в Китае на рубеже ХІХ-ХХ вв.

Революционное движение в Китае на рубеже ХІХ-ХХ вв.

5

Реферат на тему

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В КИТАЕ

НА РУБЕЖЕ ХІХ - ХХ ВВ

ПЛАН

1. Революционное движение и Сунь Ятсен.

2. Восстание Ихэтуаней.

3. «Новая политика» и кризис империи.

4. Подьем революционного движения.

5. Литература.

Революционное движение и Сунь Ятсен.

С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея-тельности другой группы оппозиционеров -- китайских револю-ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур-ской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости, модернизации, создания сильного процветающего Китая, в котором основопо-лагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этни-ческая исключительность.

Признанным лидером революционного движения являлся Сунь Ятсен (1866--1925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имев-шей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе. В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антимань-чжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в ко-торых принимали участие некоторые члены клана Сунь.

Материальное положение семьи несколько улучшилось пос-ле того, как старший брат Суня эмигрировал на Гавайские ост-рова, где составил себе некоторое состояние, основав преуспе-вающую скотоводческую ферму.

Когда Ятсену исполнилось 12 лет, старший брат взял его к себе, решив дать ему образо-вание в одной из миссионерских школ на Гаваях.

В течение трех лет молодой Сунь посещал школу при английской миссии, где получил начальное образо-вание, овладел английским язы-ком, проникся глубоким инте-ресом к культуре и обществен-ным установлениям западных государств. Этот интерес был столь серьезен, что старший брат решил отправить его в Ки-тай, чтобы юноша не утратил связи с родной культурой. Однако пребывание в доме роди-телей было непродолжительным. Воспитанный в христианских воззрениях, Сунь Ятсен не мог принять религиозные верования предков, казавшиеся ему еретическими заблуждениями. Однажды, чтобы доказать односельчанам, что их боги ложны, он осы-пал ударами изваяние идола в деревенской кумирне. Отношения с соседями и родней были испорчены. Молодой человек продол-жил образование в одной из миссионерских школ в Гуандуне, а затем поступил в медицинский институт в Гонконге, который окончил в 1892 г.

Годы учебы в медицинском институте явились не только вре-менем профессионального становления Сунь Ятсена как будуще-го врача, но и были посвящены дискуссиям с друзьями о причи-нах утраты Китаем былого величия и о путях его возвращения. Молодые люди, входившие в кружок, членом которого был Сунь, интересовались как древней, так и современной историей Ки-тая, в первую очередь событиями Тайпинского восстания и осо-бенно антиманьчжурскими устремлениями восставших. Уже к это-му времени начинает формироваться убеждение, что условием возрождения Китая не может не быть свержение господства мань-чжуров над китайским народом.

Тем не менее в этот период, подобно сторонникам реформ, Сунь не оставлял надежды на то, что правящая династия еще способна пойти на осуществление более глубоких реформ, чем те, которые проводились в период «самоусиления». В этом духе Сунь Ятсен написал меморандум «Представление Ли Хунчжану» (1893), адресованный очень влиятельному цинскому сановнику и содержавший план осуществления реформ. Первой важнейшей темой этого документа было требование шире использовать на государственной службе патриотически настроенных сановников, происходивших из ханьцев, имевших глубокие представления о западном обществе. Второй важнейшей темой был призыв ока-зать всемерную поддержку национальному предпринимательству, без которого решение проблемы восстановления величия Китая невозможно. При этом Сунь Ятсен не упоминал о необходимости каких-либо политических преобразований.

Сунь Ятсен рассчитывал лично вручить меморандум Ли Хунч-жану, отправившись с этой целью в поездку на север Китая. Пу-тешествие обогатило его впечатлениями о жизни собственной страны, убедило в неотложности преобразований. Однако встре-титься с Ли Хунчжаном, в связи с событиями японо-китайской войны, ему не удалось.

Горечь, вызванная ощущением ненужности правительству спо-собных и искренних патриотов, была усилена поражениями, ко-торые Китай терпел в ходе разгоревшейся войны. Разочарование в политике императорского правительства, таким образом, пе-реросло в убеждение, что непременным условием восстановле-ния суверенитета Китая и его возрождения является свержение правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тай-ных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановле-нию на престоле очередной династии, а к созданию республикан-ского государства. Это была новая форма проявления китайского национализма, основанная на убеждении, что условием восста-новления независимости и успешного продвижения по пути мо-дернизации должны быть глубокие политические преобразова-ния, к которым можно прийти лишь в результате революцион-ного свержения деспотических порядков.

Оставив надежду убедить высших маньчжурских сановников в необходимости продолжения реформ, отказавшись от карьеры врача, которая могла обеспечить спокойную и благополучную жизнь, в конце 1894 г. Сунь Ятсен отправился на Гавайи. Здесь он создал первую в истории Китая революционную организацию -- «Союз возрождения Китая» («Синчжунхуэй»). Цели этой органи-зации выражены в клятве, которую произносили вступившие в союз: «...изгнать маньчжуров, восстановить государственный пре-стиж Китая, учредить демократическое правительство».

Первоначально малочисленный «Союз возрождения Китая» объединил патриотически и антиманьчжурски настроенных мо-лодых выходцев из образованной среды, соприкоснувшихся с европейской культурой и западным образом жизни, и получил поддержку китайских предпринимателей из числа эмигрантов. Революционеры рассчитывали добиться поставленных перед со-бой целей, организовав восстание в одном из регионов Китая. По их мнению, страна уже была подготовлена к участию в анти-династийном восстании. Члены организации рассчитывали исполь-зовать многочисленные тайные общества юга Китая, с которыми они установили тесные отношения. Этому способствовало то, что многие из сподвижников Сунь Ятсена поддерживали тесные кон-такты с руководителями тайных обществ раньше и даже, благода-ря образованию и прекрасному владению боевыми искусствами, были признаны вожаками в некоторых из них.

Почти год ушел на подготовку первого восстания под руко-водством «Союза возрождения Китая». Местом для его начала был избран Гуанчжоу, столица провинции, являвшейся родиной для большинства сподвижников Сунь Ятсена. Город был удален от центра, здесь у революционеров установились прочные связи с тайными обществами, население было проникнуто сильными ан-тиманьчжурскими настроениями. План восстания включал зах-ват городских административных органов в результате действий группы заговорщиков, поддержку начавшегося выступления от-рядом из Гонконга, а также вступлением в Гуанчжоу отрядов местных тайных обществ.

Однако казалось бы тщательно разработанный план провалился. Отряды тайных обществ не сумели проникнуть в город, группа, прибывшая на корабле из Гонконга, которая должна была пере-дать революционерам оружие, была арестована на городской при-стани. Некоторые из участников неудавшегося выступления были арестованы и казнены, а Сунь Ятсену чудом удалось скрыться, избежав верной смерти.

С этого времени цинские власти смотрели на Сунь Ятсена как на одного из самых своих опасных противников, за его голову было обещано крупное вознаграждение, а китайской загранич-ной резидентуре было дано задание обнаружить его и захватить. Тем временем основатель «Союза возрождения...» собирал сред-ства на организацию нового выступления среди членов китайс-ких эмигрантских общин в Японии, на Гавайских островах, в США, в Европе. В 1896 г. маньчжурским агентам удалось заманить Сунь Ятсена на территорию китайской миссии в Англии и арес-товать. Они рассчитывали секретно, на специально зафрахтован-ном для этой цели корабле, вывезти Сунь Ятсена на родину, где его ждала неминуемая расправа. Однако мужество и выдержка не изменили революционеру -- ему удалось сообщить о происшед-шем своим английским друзьям. В результате начавшейся шум-ной кампании в защиту Сунь Ятсена он был освобожден, а его имя получило широкую известность на Западе как имя вождя революционной партии в Китае.

Растянувшийся на долгие годы период изгнания Сунь Ятсена (ему удалось ступить на родную землю, и то ненадолго, только в 1907 г.) совсем не означал, что планы свержения власти мань-чжуров были оставлены. Сунь Ятсен продолжал активно вербо-вать сторонников революции среди членов китайских эмигрантс-ких общин, численность которых в первое десятилетие XX в. пре-высила 2 млн человек. Он также не оставлял попыток организовать новые восстания, которые, впрочем, не имели успеха.

2. Восстание Ихэтуаней.

На рубеже XIX--XX вв. цинская династия столкнулась и с дру-гой формой оппозиции, представленной массовым народным дви-жением, что наиболее ярко проявилось в ходе восстания под ру-ководством тайного общества «Ихэтуань» (Отряды справедливос-ти и мира). Участники этого выступления, принявшего форму народной антииностранной борьбы, переросшей в итоге в восста-ние против правящей династии, вдохновлялись патриотическими чувствами. Однако в отличие от реформаторов и революционеров, стремившихся объединить патриотизм с идеей модернизации, ихэ-туани исповедовали ксенофобию, отвергая все пришедшее в Ки-тай с Запада. Их идеалом было возвращение к устоям традицион-ной китайской жизни, а важнейшим лозунгом, особенно на на-чальном этапе восстания, -- призыв к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая.

В отличие от Тайпинского восстания, охватившего провинции Южного Китая, движение ихэтуаней развивалось на Севере, на-чавшись осенью 1898 г. в провинции Шаньдун. Это связано с тем, что именно провинции Северного Китая, прежде всего Шань-дун и столичная провинция Чжили, оказались вовлеченными в события японо-китайской войны. На Севере в конце XIX в. осо-бенно активно действовали миссионеры, строились церкви, же-лезные дороги, на территориях концессий размещались гарнизо-ны иностранных войск.

В восприятии представителей самых различных социальных групп именно иностранцы были повинны в тяготах, с которыми пришлось столкнуться населению Северного Китая. Крестьяне страдали от увеличения налоговых сборов, что было результатом выплаты контрибуции Японии. Особенно ухудшилось положение тех слоев населения, которые обслуживали пути, связывавшие север Китая с центрально-южными провинциями. Массы лодоч-ников и транспортных рабочих потеряли источники существова-ния из-за появления новых видов транспорта -- железных дорог и пароходов, находившихся главным образом в руках иностран-цев. Между тем именно эти группы были наиболее восприимчи-вы к призывам принять участие в самых радикальных действиях, включая вооруженную борьбу. Властям всегда было трудно удер-живать в повиновении именно эту часть населения, менее всего связанную со стабилизирующей ролью общинно-клановых струк-тур. В результате вторжения на китайский рынок иностранной фабричной продукции усугубилось положение городского ремес-ленного населения, все больше сталкивавшегося с конкуренцией со стороны иностранных товаров. Шэныши в массе своей также были далеки от симпатий к нараставшему религиозному и куль-турному проникновению с Запада. Проповедь миссионеров вос-принималась как угроза китайской традиции, освящавшей их гос-подствующее положение в обществе. К перечисленному надо добавить неурожаи и стихийные бедствия, поразившие в это время ряд районов Северного Китая.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.