Рефераты. Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х - начала ХХ века

В середине Х1Х века знакомство слабо образованных молодых людей с социалистическими учениями при отсутствии открытой научной критики уводило их в миры несбыточных грез, увлекало утопиями, кажущимися им вполне реальными. Многие полагали, что эти учения, воплощенные в жизнь, пренепременно избавят человечество от рабства и нищеты. Радикально настроенная часть русского общества не сомневалась в том, что народы, населяющие Россию, с нетерпением ожидают сигнала, по которому тут же поднимутся против царя и помещиков, чиновников и фабрикантов.

Анализ программных документов «Земли и воли», «Народной воли», других революционных сообществ приводит к мысли о полном непонимании проповедуемых ими идей и фанатической вере в реальность их осуществления. Они не пожелали даже предположить, что народ вовсе не собирается восставать ради непонятных ему призывов. Золотарев Б.Н. В.И.Ленин и революционное студенчество Петербургского университета в период создания и деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса // Вестн. Ленингр. ун-та. 1969. N 2. Ист., язык, лит. Вып.1. С.9-26. Убедившись на собственном опыте в консерватизме крестьян и провале «подготовления революции в России на коренных социалистических началах», народники обратились к индивидуальному политическому террору. Они увидели в нем «осуществление революции в настоящем» (Н.А.Морозов). Террор есть компенсация, попытка реванша за провал «хождения в народ», за неудачи с кружками самообразования, воскресными школами, мелкими конспиративными обществами.

Революционное студенчество старалось учитывать все «просчеты» своих предшественников и действовать в революционной борьбе «по научному», вместе с тем не отказываясь полностью от террора.

Студенчество в России уже в начале XIX века воспринималось как особая социальная группа. Её формирование в основном происходило по тем же законам, которые определяли статус студенческих сообществ в иных европейских странах. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в университеты неохотно шла молодежь из знатных дворянских семейств, поскольку служебные перспективы выпускников высших учебных заведений были достаточно ограниченными. Лишь в 1809 году положение дел изменилось. По инициативе известного реформатора эпохи Александра I Михаила Сперанского был введен в действие новый порядок чинопроизводства. На чин коллежского асессора (восьмой класс из двенадцати, составлявших российскую «Табель о рангах») могли претендовать лишь выпускники одного из российских университетов.

Студенчество в России начала ХХ века было новой социальной группой. Надо отдать должное царскому правительству, которое поддерживало стремление к учебе в университетах молодых людей из бедных слоев. Из 4017 студентов столичных университетов 1957 были детьми неимущих родителей, причем 847 из них получали стипендию. Конфликт возник из-за полицейского произвола в отношении студентов Санкт-Петербургского университета Георгиева Н.Г. Советская историография студенческого движения в России на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы истории. 1979. N 10. С.124-131..

Студенты потребовали неприкосновенности личности, публикации всех касающихся их мер, отмены старого закона о призыве в армию исключенных студентов. Ректор университета ответил им, что «райские птицы, которым дается все, что они просят, не обитают в нашем климате». Студенты устроили демонстрацию у Казанского собора. Их поддержало своей забастовкой 25000 рабочих. Университет был закрыт, все студенты исключены. После открытия университета принято было обратно 2181 студентов из 2425. Николай II осудил студентов, заявив, что они должны учиться, а не демонстрировать.

Брожение не утихло, и 14 января 1901 г. бывший студент Карпович П. В. убил министра просвещения проф. Боголепова Н. П. Это бессмысленное преступление, восторженно встреченное студенчеством, открыло серию террористических актов со стороны революционных сил и ответных действий правительства. После этих событий значительная часть студенчества стала в оппозицию царскому режиму.

В 1902 г. произошел подпольный студенческий съезд с яростными дискуссиями эсеров и либералов. Небольшая часть студентов-экстремистов пошла в террор, в боевую организацию эсеров.

Всероссийский студенческий съезд - происходивший в начале марта 1902 г. в Киеве, выпустил манифест, выдержку из которого мы приводим «Искра» N 18, 10 марта 1902 г.:

«Съезд после всестороннего рассмотрения настоящего положения вещей пришел к следующим выводам:

1) Студенческое движение есть движение политическое. Этим положением съезд хочет сказать, что студенческое движение своими корнями лежит глубоко в современном общественном строе России. Осуществление университетской автономии шло бы вразрез с правительственной тенденцией, заглушающей всякое стремление к самодеятельности. Поэтому борьба за права студенчества неизбежно является борьбой против правительства. Противодействие такой постановке вопроса неразумно и рано или поздно будет смыто волнами жизни. Студенческие движения будут продолжаться до тех пор, пока народное представительство не даст гарантии свободы личности, совершенно отсутствующей при монархическом строе.

2) Необходимость высказать это положение вызвана у съезда грустным сознанием, что не вся масса студенчества вполне ясно представляет себе роковую неизбежность революции. Съезд находит, что выяснение вопроса может и должно вестись в форме пропаганды среди студенчества. Констатируя факт совместных действий за последнее время студентов и рабочих, приветствуя от души это явление и выражая желание большего единения учащейся молодежи и пролетариата, идущих нога в ногу по пути требования политической свободы, являющейся первым пунктом социалистической программы, - съезд находит желательным возможно широкую пропаганду социалистических идей среди студентов. Последнее необходимо для ясного понимания роли и степени участия пролетариата в нашем движении. Для лучшего достижения этой цели съезд находит желательным учреждение при всех высших учебных заведениях постоянных организационных комитетов, состоящих в сношениях с местными комитетами РСДРП, к которым съезд обращается с предложением оказать содействие проектируемым организациям. Что касается вопроса о тактике движения, съезд, оставляя в силе применение забастовки и обструкции во всех ее видах, выдвигает на первый план демонстрацию, как наиболее действительное средство обратить внимание общества на ненормальное положение дел. Кроме того, съезд предлагает всем студенческим организациям заняться изысканием новых форм протеста.

Считая единство действий залогом успеха, съезд высказывается за желательность учреждения обще-студенческого секретариата (Центральное Бюро), который установил бы правильные сношения между отдельными организациями. Съезд находит возможным, чтобы печатный орган издавался при Центральном Бюро. Для той же цели желательны периодические съезды представителей студенческих организаций России. Созыв съезда с указанием времени и места предоставляется секретариату. Заканчивая работу, съезд полагает, что он исполнил в пределах возможного свой долг перед студенчеством. Он не хочет убаюкивать учащуюся молодежь уверением в легких победах. Он не хочет закрывать глаза перед суровой действительностью. Конечная цель действия - политическая свобода, вопрос неопределенного будущего, но мы идем к ней твердыми и верными шагами. Правда, наш путь усеян жертвами и, может быть, еще много придется потерять на этом пути; не одно еще движение вспыхнет и снова погаснет, но какие бы меры ни принимало правительство, оно не может задавить протеста, созданного самой жизнью. Из этого сознания мы должны черпать новые силы. Съезд убеждает товарищей не падать духом от временных неудач и, объединившись, правильно организовавшись, смело встать против гнета самодержавного режима».

Таковы были настроения студенчества, представлявшего собой наиболее радикально настроенный социальный слой.

Глава 2. Революционное движение в студенческой среде Петербурга
конца Х1Х - начала ХХ веков

2.1. Организации и лидеры революционного студенческого движения
в Санкт-Петербурге

Анализ обширной литературы по данному вопросу Хименко Н.А. Большевистская организация студентов Петербурга накануне и в годы первой русской революции (1904-1906 гг.)., Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1975. 17 с; Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России 1899-1907 гг. М.: Мысль, 1971. 264 с; Жуйкова Р.Г. Революционные студенческие кружки С.-Петербургского университета 80-х годов XIX века // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.2. Л., 1968. С.41-51; Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России, последняя четверть XIX в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1987. 237 с; Юхнева Н.В. Студенческое движение в Петербургском университете и первые демонстрации 1901 г. // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.1. Л., 1962. С.129-139. показывает, что наиболее ярыми сторонниками революционного движения того времени. В Санкт-Петербурге становятся студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института, Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, Петербургского политехнического института, Петербургского университета. Вот некоторые студенты, которые вошли в полицейские сводки как наиболее «неблагонадежные личности», студенты, становившиеся во главе организаций, поддерживающих революцию.

Данилов Сергей Александрович (1879-1927). Видный деятель Народной Воли. Будучи студентом медико-хирургической академии, принимая участие в студенческом движении, в 1901 г. был выслан в Архангельскую губернию и уволен из академии. В 1906г. он был возвращен, но в 1907 г. вновь арестован и за хранение революционных прокламаций сослан на 5 лет в Западную Сибирь. Бежав оттуда в конце 1910 г., Иванов принял ближайшее участие в делах народовольческой организации, служа посредником между Петербургом и южными группами «Народной Воли». В своих показаниях Иванов говорит о том, что «охотно брал на себя всякие поездки» в это время, и благодаря этим поездкам его имя «совершенно незаслуженно популяризировалось».

Чеботарев Илья Николаевич (1881 - 1921). Студент Медико-хирургической академии. Вел пропаганду летом 1901 г. на московской фабрике Ганешина. Арестован 20 сентября 1901 г. по делу «Общества друзей революции». 28 декабря 1901 г. поселен в Вятке под надзором, пробыл там до 1907 г. Впоследствии сотрудник «Русских Ведомостей».

Ларионов Всеволод Михайлович (1884 - 1922). Студент Технологического института. Народник-пропагандист. В январе 1905 г. арестован в Москве на квартире, которую он держал с В. С. Ивановским, где собирались рабочие. В июне 1905г. приговорен к 5 годам каторги. Отбывал в Новобелгородском централе, потом на Каре. Вышел на поселение в 1910 г. в Якутской области. Вернулся в Россию в 1911 г. Писатель-этнограф. Умер в Киеве 2 февраля 1922 г.

Иоффе, Абрам Овсеевич, (1887 - 1932), студент Горного института, арестован 17 декабря 1907 г. По высоч. повелению от 19 февраля 1886 г., Иоффе было вменено предварительное заключение, и он был подчинён гласному надзору полиции на 2 года вне местностей усиленной охраны.

Кроме студентов, которые во времена революции становились предметом пристального внимания полиции лишь только потому, что учились в вузах, находящихся в списках наиболее «неблагонадежных», революционное движение захватывало и отдельных личностей из числа тех, кто, в силу выбранной профессии, в принципе не должен был вступать в какую-либо борьбу. Среди таких студентов, вошедших в историю революционного студенчества - Юлия Вейсберг.

Юлия Вейсберг была студенткой Петербургской консерватории (1902-1906). Однако, вследствие революционных событий и студенческих волнений 1905 года (организация студенческого забастовочного комитета учащихся Консерватории, увольнение из Консерватории целого ряда профессоров и преподавателей) Вейсберг, как одно из главных действующих лиц Организационного комитета, была исключена из рядов студентов. И хотя вскоре ее восстановили - впрочем, как и остальных - в ее жизни уже наметились серьезные перемены. Через несколько месяцев - зимой 1907 года - она покинула Россию и уехала к своему будущему супругу в Германию, где провела 5 лет - с 1907 по 1912 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.