ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по курсу «История»
по теме: «Режим санации»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЖИМА САНАЦИИ
1.1 Характеристики режима санации Пилсудского
1.2 Экономическое и политическое положение Польши в 1926-1935 гг
2. РЕЖИМ САНАЦИИ БЕЗ ПИЛСУДСКОГО
2.1 Внутриполитическое и экономическое положение в Польше в 1935-1939 гг. Военно-техническая модернизация армии
2.2 Внешняя политика Польши в 1935-1939 гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Основные источники
II. Исследования и статьи
Актуальность темы. 12 мая 1926 года власть в Польше в результате «трехдневной гражданской войны» была захвачена диктатором Юзефом Пилсудским. Правительством Пилсудского была принята так называемая «программа санации», которая была должна вывести Польшу из кризиса. Программа санации должна была обеспечить Польше экономическую стабилизацию, но одновременно означала переход от демократии к авторитаризму.
Весной 1927 года, выступая в польском сейме, маршал Пилсудский заявил о недопустимости «неуправляемой демократии», которая, по словам маршала, склонна к «перерождению в анархию». Таким образом, маршал Пилсудский изобрел термин, который ныне очень популярен в России начала 21 века. Исторический опыт «управляемых демократий», среди которых именно детище Пилсудского предлагает широкий набор ассоциаций и параллелей представляет большой интерес для анализа и изучения. В первую очередь, наиболее интересной представляется трактовка режима санации с точки зрения того, к какому строю он принадлежит.
После смерти Пилсудского в 1935 году программа санации в той или иной мере продолжала реализовываться вплоть до сентября 1939 года, когда Польша прекратило свое существование как самостоятельное государство. Отсюда следует выделение хронологических рамок исследования режима санации - с мая 1926 года, когда этот режим санации был провозглашен, до сентября 1939 года. При этом, поскольку после смерти Пилсудского режим санации приобрел новые черты и характеристики, в исследовании необходимо выделить два подпериода - режим санации при Пилсудском и после его смерти.
Источниковая база. Источниковой базой исследования являются:
· документы внешней политики: советско-польские, советско-чехословацкие, советско-германские, германо-польские договоры, коммюнике, декларации, документы министерств иностранных дел этих стран;
· законодательные акты Второй Речи Посполитой (мартовская Конституция 1921 г., апрельская Конституция 1934 г. Konstytucja (kwietniowa) Rzeczypospolitej Polskiej.// Wybуr tekstуw џrуdlowych z historii ustroju Polski 1926-1939. - Wrocіaw, 1974. Konstytucja (marcowa) Rzeczypospolitej Polskiej. // Wybуr tekstуw џrуdlowych z historii ustroju Polski 1926-1939. - Wrocіaw, 1974.;
· мемуары адъютанта маршала Пилсудского М. Лепецкого и генерала Войска Польского В. Андерса Lepecki M. Pamiкtnik adiutanta Marszaіka Piіsudskiego, Warszawa, Paсstwowe wydawnictwo naukowe, 1987..
Периоду программы санации посвящено достаточно много работ.
При изучении режима санации в советские годы историки уделяли внимание, прежде всего, процессам классообразования и борьбы классов, оставляя в тени остальные исторические и политические аспекты. Среди авторов того времени можно выделить М.А. Манусевича, который является автором раздела, посвященному режиму санации, в фундаментальном труде в 3-х томах по истории Польши История Польши т. 2-3 - М., 1956-1958. Т. 3.. Этот историк определяет режим санации как военно-фашистский. Отметим, однако, что данная точка зрения соответствовала общепринятой в Советском Союзе того времени «сталинской» и «коминтерновской» исторической точке зрения. В более позднее время этот историк меняет мнение и определяет данный режим как военно-авторитарный.
С конца 1980-х гг. начинается новый этап исследований новой и новейшей зарубежной истории, формируются новые подходы к исследованию, расширяется источниковая база, повышается уровень научных работ. Все вышесказанное имеет отношению и к периоду санации в истории Польши. Можно выделить, например, такие работы того времени, как труды Иванова Ю., Лациса О. Лацис О. Последние дни мира.// Вопросы истории. 2004. №4., Парасадановой В.
Достаточно разработана данная тема и в польской историографии. Дискуссии на тему «санация и фашизм» начались среди польских историков уже в 50-60-е годы. Заслуживают внимания в этом плане съезды польских историков в 1958, 1964, 1969 и 1974 гг., а также дискуссии в связи с подготовкой к печати 4 тома академического издания «История Польши». Из современных работ польских историков выделим фундаментальный труд М. Тымовского Тымовский М., Кеневич Я., Кольцер Е. История Польши. Пер. с польск. - М.: Весь мир, 2004., Згорняка М. Згорняк М. Военно-политическое положение и оперативные планы Польши перед началом второй мировой войны.// Вопросы истории. 2002. №4., Дембски С Дембски С. Польско-советские отношения в оценках Берлина в 30-е годы. Некоторые вопросы.// XX век. 2002. №5..
Кроме исторических трудов при подготовке работы использовались также такие виды источников как хронологические источники, мемуары и документы личного пользования.
Методология исследования. При проведении исследования использовались аналитические методы. При проведении анализа и обобщения теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического.
Научная новизна исследования заключается в систематизации оценок режима санации в его разные периоды, и выдача заключения о его типологии и принадлежности к определенному политическому режиму.
Цели, задачи, практическая значимость. В тоже время актуальность и недостаточная разработанность проблемы предопределили выбор темы дипломной работы, ее цель и задачи. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать типологию и характеристику установившегося в Польше режима. Сущность исследуемых проблем потребовала решения следующего установленного комплекса задач:
1) выявить основные этапы режима санации;
2) проанализировать основные черты режима санации как политического режима и выявить его принадлежность к определенному виду политического режима;
3) проанализировать экономическое положение Польши в период режима санации, выявить степень оздоровления и развития польской экономики того времени;
4) проанализировать особенности внутренней и внешней политики Польши, того времени и, в особенности, отношения с Россией и Германией в данный период.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована при проведении специальных учебных курсов по новейшей истории зарубежных стран в средних учебных заведениях.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной работы является история Польши времен периода санации. Предмет исследования - режим санации и его исторические характеристики.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Большинство историков и государствоведов характеризуют режим санации Пилсудского как авторитарный режим. В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современное государствоведение использует понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм» применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью «поглощает» гражданское общество, беспредельно вмешиваясь не только в другие области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.
Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis - весь, целый, полный) было впервые использовано в 1920-е г.г. итальянскими либералами Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее данный термин применялся для раскрытия сущности политических режимов фашистской Италии, гитлеровской Германии, а также СССР в годы сталинизма.
Тоталитарный режим характеризуется следующими чертами (цит. по учебнику Политология) Там же. С. 80.:
«1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;
2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;
3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда провозглашается создание целостного, слитного организма «партии-государства», членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства становятся органами партии (парламент - законодательный совет партии, правительство - исполнительный совет и т. д.);
4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;
5) единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах
6) правящий режим часто развязывает захватнические войны, провозглашается превосходство одной расы или национальности над другой».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9