Рефераты. Роль Древней Греции и Рима в зарождении Европейской (Западной) цивилизации (сер. ІІ тыс. до н.э. — сер. I тыс. н.э.)

p align="left">Положение основной массы афинян оставалось тяжелым. Недовольное господством родовой знати -- эвпатридов, население в Афинах открыто выступило против них в конце VII в. до н. э. Положение осложнилось неудачными военными действиями афинян против соседнего города-полиса Мегары за обладание островом Салами, закрывавшим выход кораблей из афинских гаваней в открытое море. В 594 г. до н. э. архонт Солон, популярный лидер в Афинах, провел реформы, ставшие прологом к победе демократии в Афинах.

Он провел радикальную реформу "стряхивания бремени": были сняты с земельных участков должников камни с записями долгов. Теперь законодательно запрещалась долговая кабала. Эти меры подрывали экономическое могущество родовой знати. Одновременно путем ограничения ссудного процента окрепло экономическое положение средних земледельцев. Граждане, проданные за долги за пределы Аттики, выкупались и возвращались на родину.

Солон понимал и необходимость развития товарно-денежных отношений, утверждения частной собственности. Поэтому он провел в жизнь закон о свободе завещаний. До этого после смерти главы семейства, не оставившего завещания, земля наследовалась родом. Теперь разрешалось дробить ее на участки и продавать.

Особое внимание было обращено на интенсификацию сельскохозяйственного производства, что содействовало росту избыточного продукта и оживлению торговли. С этой целью были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, это облегчило выращивание олив, а оливковое масло разрешили вывозить за границу с целью получения прибыли. С тех пор и до настоящего времени Греция успешно экспортирует в разные страны этот продукт. Высокая доходность оливководства содействовала экономическому подъему страны.

Законодательное поощрение ремесленного производства ускоряло прогресс в области денежного обращения. Среди законов Солона есть такой, об этической стороне которого спорят до сих пор: сын мог отказать в помощи престарелому отцу, если он не обучил его какому-нибудь ремеслу.

Осуществление торговых операций афинянами облегчалось введением новой, более современной системы мер и весов. Эвбейский талант был легче эгинского, бытовавшего до Солона, и таким образом понижался имущественный ценз и расширялся круг полноправных афинских граждан за счет малоимущих слоев.

Солон ввел имущественный ценз для характеристики социальных слоев. Все свободное коренное население Афин было разделено на четыре разряда исходя из величины земельного дохода. Первый разряд составили граждане, получавшие 500 медимнов в год зерном или жидкими продуктами в виде вина и масла (1 медимн составлял около 52 л жидких или сыпучих продуктов). Этих людей стали называть пентакосиомедимнами (с греч. -- пятисотниками). Ко второму разряду отнесли всадников с доходом в 300 медимнов. Зевгиты относились к третьему разряду с доходом около 200 мер. К низшему разряду относились феты, имевшие доход менее 100 мер. Граждане второго и третьего разряда были типичными средними земельными собственниками. Пятисотники и всадники в случае необходимости должны были служить в коннице, так как доходы всадников обеспечивали возможность содержания в хозяйстве коня, а доходы зевгитов -- упряжку волов, поэтому они относились к тяжеловооруженной пехоте. Наиболее бедные -- феты должны были служить в легковооруженной пехоте.

Введение имущественного ценза не только подрывало родовые привилегии знати. Одновременно это содействовало утверждению частной собственности -- главной основы развития рыночной экономики.

Как известно, политические свободы в демократическом обществе являются непременным атрибутом рыночной экономики. И древние греки первыми начали прокладывать путь к демократии.

Все экономические законы Солона имели и политический характер. Были среди них и чисто политические, которые значительно приблизили победу в V в. до н. э. строя афинской демократии. Все население страны получило право на участие в народном собрании. Все они могли участвовать в создаваемом новом судебном органе -- суде присяжных. Суд присяжных не ограничивался разбором тяжб по гражданским и уголовным делам, но и осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц.

Дальнейшие демократические преобразования в Афинах проходили при реформаторе Клисфене (509 г. до н. э.). В Афинах была создана новая территориальная организация. Но определенная демократизация органов власти и управления здесь произошла в V в. до н. э.

Итак, развитие греческого общества в середине I тыс. до н. э. проходило в рамках мелких, внутренне сплоченных городов-государств, или полисов, социальной опорой которых был гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. Гражданский коллектив представлял собой совокупность полноправных граждан полиса. А гражданами его могли быть лишь коренные жители, владевшие наследственными земельными участками, принимавшими участие в деятельности народных собраний.

Афины относились к группе торгово-ремесленных полисов, Спарта -- к аграрным. Именно в V--IV вв. до н. э. в торгово-промышленных полисах: Афинах, Коринфе, Ми-лете, Сиракузах расширялось применение рабского труда в производстве. В наше время трудно понять, как можно совместить развитие демократического общества с элементами рыночной экономики, распространением еще с VI в. до н. э. денег и банков (при храмах), с широким развитием рабства. Но не наступило еще тогда время прогресса техники, энергетическая база находилась на первом этапе, заключающемся в использовании мускульной энергии человека и прирученных животных, а сельское хозяйство, ремесло и торговля находились на подъеме. Кто должен был трудиться в мастерских и на верфях, в крупных земельных хозяйствах? Государственное хозяйство в Греции тоже не получило развития после дворцовых хозяйств Крито-микенской культуры. Поэтому в Греции в ранний период население никогда (кроме острова Крит) повсеместно не трудилось на общественных работах. Уровень развития производительных сил в середине и во второй половине I тыс. до н. э., существовавшее законодательство, отсутствие рынка рабочей силы и, наконец, менталитет жителей -- все было против широкого использования в производстве труда свободных людей.

Период V--IV вв. до н. э. во многом, видимо, стал называться "классическим" из-за широкого распространения рабовладельческих отношений. Но можно подойти к этой проблеме еще с позиций развития рабовладельческих хозяйств как частнособственнических. Среди рабовладельцев были: а) собственники земельных владений; б) владельцы ремесленных мастерских; в) граждане, имевшие на своем балансе торговые корабли; г) владельцы денежных сумм; д) рабовладельцы, отдающие в аренду своих рабов. По подсчетам специалистов, в то время в Афинах численность рабов достигала 30--35% населения. Источниками рабства были: военнопленные; долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; внутреннее воспроизводство рабов; пиратство; самопродажа в рабство. Именно в середине I тыс. до н. э. эксплуатация рабов давала высокий доход. В среднем раб, занятый в ремесленном производстве, мог прокормить семью в 3--4 человека. Более широко, чем в сельском хозяйстве, рабов использовали в ремесленных мастерских. Они трудились горняками -- в шахтах и мастерских по переработке руды, других мастерских. Наблюдались не только количественный рост рабов, но и рост производимой продукции, более тесная связь с рынком. В товарном обращении в Греции находились не только предметы роскоши, как на Древнем Востоке, но и предметы быта, орудия труда.

По-прежнему, как и везде в эпоху Древнего мира, на первом месте находилась внешняя торговля, особенно морская. Любое из молодых государств не могло еще обеспечить себя за счет внутренней торговли. Для расчетов в торговых делах развивались банковские операции. Их осуществляли менялы -- трапезиты.

Вопрос о деятельности древнегреческих банков сих пор мало изучен. Сдерживало их работу несовершенство зародившейся с VII--VI вв. до н. э. денежной системы.

Уже в гомеровскую эпоху, кроме волов и быков как Меры стоимости, встречались медные и железные бруски.

Они использовались еще в Корифинской колонии на Сицилии даже в эпоху чеканки серебряной монеты. Многолетнее применение брусков отразилось в названиях появившихся монет, например, "драхма" означало с греч. "удержать в горсти" какое-то количество оболов. "Обол" переводится как "вертел", так как ходившие в обращении кусочки меди имели форму вертелов. Эти куски металла не были еще деньгами. Они появились тогда, когда государство начало ставить на металле свою печать, гарантируя его вес и чистоту. Считается, что название "монета" возникло несколько позже из-за того, что их (медные ассы) чеканили в святилище Юноны Монеты в Риме.

Первые греческие монеты были отчеканены в Лидии (Малая Азия). В этой стране добывался электрон -- смесь золота с серебром. Выпуск монет из меди и железа был невыгоден из-за их недолговечности, идеальным вариантом посчитали выпуск их из электрона. Древние монеты имели продолговатую форму, с геральдическим знаком на одной из сторон. Это был символ того или иного государства, чаще рисовали каких-либо животных. На другой стороне монеты изображался квадрат. В Милате чеканили монеты с изображением льва, в Эфесе -- пчелы, на острове Хиос -- сфинкса, в Афинах -- совы. Лидийский царь Крез в VI в. до н. э. совершил переворот в монетном деле. По его приказу монеты вместо электрона стали чеканить из чистого золота и серебра. На территории самой Греции первыми чеканку монет организовали торговые города-полисы Эретрия и Эгина. Основной монетой стала мина серебра (436,5 г). Она делилась на 50 статеров по 8,72 г.

Монеты раньше других появились в тех государствах, где активно развивались ремесло и торговля, т. е. товарно-денежные отношения. Банковское дело зародилось раньше, чем появились монеты. Еще в VIII в. до н. э. банки брали на хранение сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия и отдавали их под залог или в кредит. А в VI в. до н. э. в Греции появились при храмах (Дельфийском и др.) денежные банки. Ссудный процент достигал 12--18% годовых, а при кредитовании внешнеторговых операций возрастал до 30%.

Античные банки, в отличие от появившихся почти через тысячу лет после распада Западной Римской империи банков Европы, не участвовали в частных капиталовложениях в экономику. Единой денежной системы не существовало ни в греческом мире, ни в Римской империи. Каждый полис чеканил с VI в. свою монету, что очень затрудняло торговое обращение. Торговцам в другом полисе необходимо было обменивать свою монету на местную с учетом иного курса. Проходило это в деловых центрах городов-государств, где и располагались менялы -- трапезиты (в переводе: "человек за столом"). В IV в. до н. э. в Афинах было не менее 26 трапезитов. Трапезы действовали в 33 полисах.

Обмен монет был очень сложным делом, нужно было определить и степень износа монет, предвидеть возможность фальшивок. За обмен взыскивали плату -- аллаге. О первых трапезах упоминают в 520 г. до н. э., но к V в. они по своим функциям превратились в банки, а менялы в банкиров.

При раскопках Делосского храма познакомились с системой хранения денежных средств. Ее условно назвали "экономикой горшков". На каждом горшке значились сумма вложения, источник и дата поступления. Применялись для хранения денег также контейнеры из металла, дерева, кости.

Храмы-банки вначале функционировали как государственные, имелись и филиалы в других местах. Банковские вклады не участвовали в обороте. А в V--IV вв. до н. э. появились и частные банки. Они участвовали в сделках как посредники, поручители, хранители документов и ценностей. Первыми греческими банкирами частенько были бывшие рабы, так как представители аристократии считали это занятие непрестижным.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.