Роль российских ученых в предреволюционные десятилетия в обеспечении безопасности страны
Фундаментальная наука хранит знания и опыт многих поколений ученых, необходимых для развития и прогресса цивилизации, как в мировом масштабе, так и в рамках отдельной страны с ее национальными интересами, в том числе с интересами укрепления обороноспособности. Научные школы во главе с крупнейшими учеными всегда были той формой, в русле которой развивались, ретранслировались, передавались от одного поколения ученых к другому фундаментальные знания - основа науки, культуры, техники, в том числе и оборонной техники, оборонной промышленности и военного искусства. При этом научная школа, научное сообщество, «невидимый колледж», внутри которого накапливается и развивается фундаментальная наука, предполагает, как правило, ведущую роль лидера, основателя и руководителя - личности, которая является не только носителем обширных знаний, но и организационного таланта, высоких нравственных качеств, нравственного императива, присущего каждой большой научной школе.
В предреволюционные десятилетия Россия, несмотря на отставание от европейской науки и науки США, малочисленность кадров, неблагоприятные условия их работы из-за политической нестабильности, располагала значительным корпусом выдающихся ученых, работавших на мировом уровне в ряде областей фундаментальной науки. Как и в сфере духовной культуры в целом, российская наука обогатила мировую цивилизацию выдающимися образцами научной мысли и деятельности. По оценке академика В.И. Вернадского, русские ученые-естествоиспытатели «стали… рядом, как равные по силе со своими товарищами на Западе и за океаном».
Основными центрами фундаментальной науки были университеты и высшие специальные школы. К октябрю 1917 г. число вузов выросло до 127 (в том числе 12 университетов). В 1916 г. в высшей школе трудилось 6655 профессоров и преподавателей. Стали возникать первые научные институты при университетах. Собственно научных учреждений насчитывалось менее 3004. В начале века возникли такие важные для развития фундаментальной науки центры, как Санкт-Петербургский политехнический институт, Институт экспериментальной медицины под руководством С.Н. Виноградова, одна из первых в мире аэродинамическая лаборатория в Кучино (имении Д.А. Рябушинского) под руководством выдающегося ученого Н.Е. Жуковского и др.
В дореволюционной России активно работали около 50 научно-технических обществ, наиболее известными из которых были Русское физико-химическое общество, Русское техническое общество, Общество электротехников, Русское географическое общество, Московское общество испытателей природы и др. На рубеже веков эти общества сумели удвоить свою научную продукцию. «Эти организации, - писал известный американский исследователь российской науки и культуры, экс-профессор Пенсильванского университета в Филадельфии Александр Вучинич, - поддерживали esprit de corps научного сообщества, углубляли связи между наукой и обществом в целом, а также расширяли сотрудничество с аналогичными зарубежными организациями»6. В разработке ряда коренных проблем естествознания и техники русская наука порой опережала зарубежную науку.
В целом в конце XIX - начале XX в. российская наука переживала подъем. «В продолжении этого периода, - писал А. Вучинич, - пересечение различных направлений развития создавало благоприятные условия для национальных научных исследований, что эффективно сказывалось на культурной и технологической модернизации…. Русское научное сообщество… достигло высокого уровня профессиональной зрелости и готовности принять интеллектуальный вызов».
В этих условиях сформировалась группа ученых «первого ряда», к которым принадлежали такие выдающиеся умы, основатели научных школ в области фундаментальной науки, имевших самый широкий выход в естествознание и технику, как математики Н.И. Лобачевский, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, физик П.Н. Лебедев, аэродинамики Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, С.А. Чаплыгин, химик Д.И. Менделеев, геохимик В.И. Вернадский, кристаллограф Е.С. Федоров, микробиологи С.Н. Виноградский и И.И. Мечников, физиолог И.П. Павлов, ботаник и микробиолог М.С. Цвет и др. Другие значительные российские ученые, хотя и не сделали столь выдающихся мировых открытий и не создали принципиально новых теорий, но внесли «заметный вклад в освоение новых областей знания, в систематику отдельных дисциплин, модернизацию институциональной базы науки и были одновременно красноречивыми и влиятельными ораторами, защищавшими интересы национальной науки».
Русские ученые внесли существенный вклад в развитие многих отраслей научных знаний.
Русская школа в области математики и механики дала миру имена академиков Н.Е. Жуковского (учениками Н.Е. Жуковского были В.П. Горячкин, Н.И. Мерцалов, Л.В. Ассур, Б.Н. Юрьев, А.Н. Туполев, В.П. Ветчинкин, Л.С. Лейбензон, каждый из которых основал свою школу в различных областях прикладной механики, имеющей разнообразное применение в гражданской и военной технике), С.А. Чаплыгина, основавшего московскую школу в области гидродинамики, аэродинамики, гидравлики, теории механизмов, прикладной механики. Пионерские работы были сделаны в теории общей механики, механики движения тел с переменной массой, имевшие важное значение для современной ракетодинамики и теории реактивного движения, И.В. Мещерским и К.Э. Циолковским (издавшим в 1903 г. классический труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и заложившим теоретические основы ракетодинамики). Академик А.Н. Крылов внес существенный вклад в теорию кораблестроения, артиллерийской стрельбы, в создание теории гирокомпаса. Все эти области имели оборонное значение.
Русские ученые внесли существенный вклад в развитие механики - основы оборонной техники.
Классические исследования были сделаны в теории упругости (М.В. Остроградский, Д.И. Журавский), сопротивления материалов и строительной техники (В.Л. Кирпичев, И.Г. Бубнов, Б.Г. Галеркин, С.П. Тимошенко). Последний после эмиграции в 1920 г. сначала в Югославию, а затем в США создал школу мирового значения в области механики упругого тела, написал ряд учебников и монографий, переведенных на многие языки.
XX в. ознаменовался созданием новых материалов, которые легли в основу машиностроения, в том числе военной техники различного рода.
Большой вклад внесли русские ученые Д.К. Чернов, М.А. Павлов, Е.С. Федоров в изучение твердого тела, в том числе в металловедение, в теорию металлургии. Д.К. Чернов создал школу отечественной металлургии, его труды оказали огромное воздействие на развитие металлургической промышленности. Он был одним из руководителей Русского металлургического общества, вел переписку с аналогичными обществами Англии, Франции, Германии, США, Швеции. Результаты его исследований произвели буквально революцию в металлургической промышленности. Метод тепловой обработки металла был внедрен на всех металлургических заводах Европы и Америки. «Значение Чернова Д.К. для металлургии, - писал в 1939 г. вице-президент АН СССР академик А.А. Байков, - можно сравнить со значением Менделеева для химии»9. В 1899 г. Д.К. Чернов выдвинул и обосновал идею промышленного получения стали непосредственно из железной руды, минуя доменный процесс, создал проект плавильной печи. Ему же принадлежит идея использования кислорода для выплавки стали в конверторе.
М.А. Павлов разработал методы расчета и проектирования основных металлургических агрегатов, создал труды по теории доменного процесса и расчет доменных печей.
Деятельность крупных ученых в области науки и техники, промышленности строительства, транспорта - этих важнейших составляющих экономики и обороноспособности государства исключительно важна.
Достойное место в отечественной науке занимали исследования русских физиков, принадлежащих к московской школе П.Н. Лебедева (П.П. Лазарев, С.И. Вавилов, В.К. Аркадьев, В.Д. Зернов, В.И. Романов и др.). П.Н. Лебедев сделал важнейшее открытие: установил лабораторным путем новое явление - давление света на твердую поверхность. Он объяснил одну из загадок электромагнитной теории света, предложил возможность электромагнитного объяснения межмолекулярных сил, помог ввести в астрономию представление о давлении на поверхность электромагнитного излучения, доказал, что свет и электромагнитная энергия имеют определенную массу. Ранняя смерть помешала расцвету его таланта.
В Петербурге работали изобретатель радиосвязи А.С. Попов, физики Д.С. Рождественский, М.И. Неменов, основатель крупнейшей отечественной школы ленинградских физиков А.Ф. Иоффе. Астрономы Пулковской и Московской обсерваторий, выпестованные А.К. Бредихиным и А.А. Белопольским, достигли больших успехов в области астрофизики. П.К. Штернберг основал московскую гравиметрическую школу, Б.Б. Голицын создал сеть сейсмографических станций в России и за рубежом, сконструировал отечественный сейсмограф. Необходимо однако признать, что в целом как в области теории, так и в экспериментальной области отечественные физики и астрономы отставали от мирового уровня.
Большую роль в становлении и развитии оборонной промышленности советской России, а затем СССР сыграли научные школы в области физики, развивавшиеся в послеоктябрьский период. Создание по инициативе видных ученых Д.С. Рождественского, М.И. Неменова, А.Ф. Иоффе и других в 1918-1921 гг. Государственного оптического, Государственного физико-технического рентгенологического и радиологического (в 1921 г. разделившегося на Медико-биологический, Физико-технический рентгенологический и Радиевый) институтов знаменовало создание современных научных центров, стремившихся связать свои исследования в области физики с техникой и с соответствующими отраслями промышленности (Физико-технический тяготел к электротехнике, энергетике, металлургии, Оптический способствовал созданию отечественной оптико-механической промышленности, Радиевый - радиевой).
Новые институты благодаря зарубежным научным связям А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественского, отправившимся в начале 1921 г. за границу для восстановления по заданию правительства научных связей (с ними выехали А.Н. Крылов и П.Л. Капица), смогли закупить прекрасное оборудование, «причем в таком большом количестве, что когда из Физико-технического института выделилась целая серия институтов, многие из них продолжали пользоваться частью этого оборудования»10. Весной 1923 г. физико-технический и Оптический институты получили собственные специально оборудованные здания. В них развивались важнейшие для обороны страны научные направления. В организованной Д.С. Рождественским атомной комиссии и молекулярной комиссии Физико-технического института развивались исследования в области атома, использовавшие теорию Бора и метод Лауэ.
Позднее А.Ф. Иоффе справедливо писал, что «первое десятилетие (с 1919 по 1928 гг.) развития советской физики создало… целый ряд новых направлений, выделило большие школы, которые сделали советскую науку полноправным членом мировой науки, связали ее с прогрессом советской техники… С этого времени начали расти новые физико-технические институты в Томске, Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Горьком»11.
К числу новых направлений технической физики относились проблема прочности и пластической деформации кристаллов и их электрических свойств. И.В. Обреимов разработал метод получения монокристаллов, получивший мировое признание. Н.Н. Семенов создал теорию теплового пробоя диэлектриков. П.И. Лукирский положил начало важному направлению в области электроники и фотоэффекта, определил распределение скоростей электронов в металле.
Страницы: 1, 2