Рефераты. Роль ведущих деятелей Италии в ее объединении

Роль ведущих деятелей Италии в ее объединении

2

Содержание

  • Введение
    • 1. Причины объединения Италии
    • 2. Революции 1820-1821 годов
    • 3. Деятельность Мадзини
    • 4. Провал первой попытки объединения Италии
    • 5. Пьемонта
    • 6. Итальянские победы
    • 7. Завершение объединения Италии
    • Заключение
    • Примечания
    • Литература
Введение

В данной работе мы обратимся к объединению Италии и роли Джузеппе Гарибальди, Дж. Мадзини, Камилло Кавура в этом процессе. Имя Гарибальди стало символом борьбы за свободу и демократию, он сам - человеком-легендой. О Гарибальди написано множество книг, брошюр, очерков, статей, как в нашей стране, так и за рубежом. Отклики на деятельность Гарибальди можно найти еще в дореволюционной российской публицистике. В 1860 г. в журналах "Современник" и "Русское слово" появляются статьи Н.Г. Чернышевского и И.А. Добролюбова, славившие подвиги героя Италии. Чернышевский дает глубокий анализ борьбы между итальянскими республиканцами и либералами, и, говоря о вражде Кавура и Гарибальди, делает вывод, что "это вражда двух партий, из которых одна полагает, что для создания итальянского единства надобно действовать революционным путем, другая надеется держаться только с разрешения императора французов" [1]. Считая Гарибальди радикалом, Добролюбов называет его "олицетворением итальянской революции" [2]. Оценка деятельности Гарибальди русскими либералами гораздо более умерена.

Маркс и Энгельс считали Гарибальди выразителем социалистических воззрений, единственным объединителем Италии, умаляя роль Кавура и короля Виктора Эммануила [3]. На оценку, данную Марксом и Энгельсом, в основном и опирались советские историки. В.Е. Невлер (Вилин), автор биографии Гарибальди, писал, что его имя стало символом борьбы с абсолютизмом и деспотизмом, в то время как знаменитый поход "Тысячи" состоялся под знаменем Пьемонт-Сардинской монархии [4], большое внимание уделяется связям итальянского национального героя с Россией, ее прогрессивными деятелями - А.И. Герценом, Д.И. Менделеевым, Л.И. Мечниковым и др. В серии "Жизнь замечательных людей" издавалась биография Гарибальди, автор, А.Я. Лурье, подводит итог жизни героя так: "В своей политической деятельности Гарибальди не мог подняться над уровнем мелкобуржуазных воззрений, которые господствовали среди демократических элементов итальянского национал-освободительного движения. Но его тесная связь с народными массами, его любовь к ним и понимание их нужд позволили ему, особенно в последние годы жизни, понять историческую роль рабочего класса в национально-освободительном движении" [5]. К мелкобуржуазным демократам относит Гарибальди и К.Э. Кирова, впрочем, отмечая, что "в целом идеология Гарибальди глубоко революционна" [6].

Несколько раз в Италии издавались письма Гарибальди, также вышли "Мемуры", над которыми он работал с 1849 г. и до кончины, переведенные на русский язык.

Популярно и подробно изложена биография Гарибальди в книге французского ученого М. Галло, который пытается дать анализ и найти причины действий итальянского героя, показать неординарность его натуры.

В дореволюционной российской, советской и западной историографии даются совершенно разные и противоречащие друг другу оценки деятельности Гарибальди. Его изображали и демократом, революционером, республиканцем и послушным орудием в руках Кавура и короля Виктора Эммануила.

Вообще же, первые работы по истории Рисорджименто начали возникать в Италии задолго до завершения её объединения. Поднимались вопросы о причинах раздробленности и порабощенности Италии, путях выхода из сложившейся ситуации. После завершения объединения главной чертой появившихся работ становится ярко выраженная пролиберальная позиция. Связано это, прежде всего с тем, что правители Савойской династии поощряли те труды, в которых главное значение в становлении новой Италии отводилось либералам (особенно Кавуру), а документы, симпатизирующие демократам, вообще не публиковались. К таким работам можно отнести 8-томную "Историю Италии" пьемонтца Н. Бьянки, труд В. Берцелио. В конце XIX в. Зародилась так называемая критико-филологическая школа, последователи которой занимались преимущественно политической историей Рисорджименто. К деятелям этого направления относятся К. Тиварони с его "Критической историей итальянского Рисорджименто". "Италию создали мудрость Кавура и Виктора Эммануила, стойкость Мадзини и храбрость Гарибальди" [7] - вот главный тезис его работы, подхваченный последующими историками.

На смену критико-филологической школе пришла так называемая экономическо-юридическая, представители которой сделали юридические учреждения и экономику едва ли не единственными категориями общественной жизни. К ней принадлежали такие историки как Г. Сальвемини, Дж. Вольпе, А. Аньелли. Первым крупным исследователем Рисорджименто стал Бенедетто Кроче, по мнению которого, Рисорджименто носило "культурный характер", оно явилось "формой, которую идейное совершенство, выработанное веками, приняло в Новое время" [8]. Кумиром Кроче стал Кавур, которого он считает главным героем Рисорджименто, а наиболее дальновидной партией, как полагает историк, были либералы. "Всякий, - писал Кроче, выражая свое восхищение Кавуром, - кто хоть бегло знакомится с жизнью и перепиской Кавура, восхищается его величием, видя, какой ум, какой разносторонний труд, какая проницательность, смелость, какая страсть и поэзия, сколько печали, а иногда и гнева, какое необыкновенное напряжение души и мысли - до разрушения, до полного разрушения физической жизни, стоивший ему жизни труд, к которому его призвала история" [9].

В книге Дж. Вольпе "Италия в пути" наиболее полно изложена так называемая фашистская концепция Рисорджименто. По его мысли, завершение создания объединенного государства связано с фашизмом. Историки этого направления прославляли воинственный дух Савойской династии и, искажая ход событий, искали первых деятелей фашизма среди великих персонажей той эпохи - таких, как Кавур, Мадзини, Гарибальди, несмотря даже на то, что они представляли разные политические течения.

В целом, до конца второй мировой войны в итальянской историографии господствовала теория Рисорджименто как "королевского завоевания". В этой концепции роль народных масс, революционных партий и других социальных движений в освободительном движении Италии полностью отрицалась; политика деятелей демократического движения, в особенности Мадзини и Гарибальди, осуждалась, превозносился же лидер либералов Кавур, деятельность которого рассматривалась направленная на предотвращение повторения пути революционной Франции, во избежание якобинизма и анархии.

Роль Кавура и либералов возвеличивает и отечественный историк Серова О.В. Серова называет объединение Италии "результатом огромной созидательной работы человека недюжинного ума, мужества, решительного, исключительно ответственного, целенаправленного, обнаружившего умение владеть ситуацией" [10], подразумевая Кавура. Есть, однако, немало сторонников концепции "совместного" осуществления Рисорджименто Мадзини и Гарибальди - с одной стороны и Кавуром - с другой. В книге "Италия в борьбе за национальную независимость и единство" Н.И. Ковальская приходит к выводу, что формирование Италии стало следствием кооперации между силами, которые представляли три вождя Рисорджименто: Кавур, Мадзини, Гарибальди [11].

1. Причины объединения Италии

В период нового времени состояние Италии было нелегким. А.И. Герцен с сочувствием относившийся к борьбе итальянского народа за свободу и независимость, в знаменитых "Письмах из Франции и Италии" с горечью говорил об исторических судьбах Италии до её объединения. Италия, писал Герцен, - это "страна, потерявшая три века тому назад свое политическое существование, униженная всевозможными унижениями, завоеванная, разделенная иноплеменниками, полтора века разоряемая и, наконец, совсем сошедшая с арены народов как деятельная мощь, влияющая сила, - страна, воспитанная иезуитами, отставшая, обойденная…" [12].

В результате господства феодального строя и многолетнего иностранного владычества на Апеннинском полуострове Италия долгие годы оставалась раздробленной. Ко времени Великой французской революции 1789 г. Италия была раздроблена на десять государств. Северная часть Италии, Ломбардия, находилась под австрийским господством; расположенная к западу от Ломбардии аристократическая Венецианская республика сохранила характер города-государства; рядом - Сардинское королевство (Пьемонт), которое включало собственно Пьмонт и остров Сардинию; на юге Сардинского королевства существовала аристократическая Генуэзская республика; в Центральной Италии были расположены герцогства Парма, Модена, Тоскана и крошечная республика Лука, а также Папское государство; юг острова занимало королевство Обеих Сицилий, которое включало Неаполитанское королевство и остров Сицилию. Все государства в Центральной Италии находились под влиянием Австрийской империи и управлялись ее ставленниками. В королевстве Обеих Сицилий господствовала испанская ветвь французской династии Бурбонов и лишь в Сардинском королевстве правила "чисто итальянская" Савойская династия.

Силен был, помимо национального, и феодальный гнет. Историческое развитие Италии во второй половине XVIII в. привело к усилению оппозиции широких общественных слоев против существующего положения в Итальянских государствах. В конце 80-х годов в Италии начались стихийные выступления крестьян, ремесленников, рабочих городов. Политических реформ и объединения страны требовала буржуазия.

Буржуазная революция 1789 г. в соседней Франции способствовала еще большему усилению в Италии стремлений к политической свободе и объединению. Новые идеи французской революции усиливали недовольство деспотическими монархиями, господствовавшими на Апеннинском полуострове. Когда французская революционная армия в 1792 г. вступила в Савойю, народ встретил ее с восторгом и криками "свобода, равенство, братство".

В 1793 г. наиболее крупные итальянские государства вступили в общеевропейскую коалицию против революционной Франции. С началом наполеоновских войн почти вся Италия была занята войсками Наполеона. Наполеон несколько раз перекраивал карту Италии. Вначале Италия покрылась "республиками-дочерьми", подчиненными французскому владычеству; затем Наполеон создал на Севере Итальянское королевство под управлением своего пасынка Богарнэ, на юге - Неаполитанское королевство под властью генерала Мюрата и почти всю остальную Италию присоединил к французской империи.

Бурная эпоха французской революции и наполеоновских войн оставила глубокий след в истории Италии. В период французского господства были подорваны феодально-абсолютистские устои в Италии: ликвидированы многочисленные таможенные барьеры и цеховые ограничения, секуляризованы церковные земли, введен единый кодекс. Все это было положительными сдвигами.

В ходе политических переворотов и революционных выступлений масс пробудилось национальное самосознание и демократические стремления всего итальянского народа. Ломбардцы и неаполитанцы, пьемонтцы и тосканцы постепенно стали считать себя единой нацией.

Но наполеон I рассматривал Италию как военно-стратегический плацдарм для осуществления своих захватнических целей. В результате наполеоновских войн почти вся Италия оказалась фактически полуколонией Франции. Наполеон превратил ее в монопольный рынок сбыта для французской промышленности и источник сырья для нее. За период войн итальянские государства должны были уплатить десятки миллионов франков налогов на содержание французских войск и вся эта тяжесть военной контрибуции ложилась на плечи народных масс. Кроме того, непрерывные войны поглощали наиболее здоровую и работоспособную часть населения. "…Французская политика в Италии, - писал впоследствии Энгельс, - всегда была ограниченной, эгоистичной, эксплуататорской… Достаточно хорошо известно, как Наполеон, его наместники и генералы в период с 1796 по 1814 г. высасывали из Италии деньги, продовольствие, художественные ценности и людей…" [13].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.