Рефераты. Российская эмиграция в Югославию в первой половине ХХ века

p align="left">Интересно по этому поводу заявление жившего в Югославии В. В. Шульгина Шульгин В.В. Письма к русским эмигрантам / В.В. Шульгин. - М.: Соцэкгиз,1961. - С. 58.. Он говорил, что война на многое ему открыла глаза. С началом войны он предполагал, что, получив оружие, советские люди повернут его против власти большевиков. Каково же было его изумление, когда он понял, что русские люди эту власть не только не собираются свергать, но защищают «до последней капли крови». Они считают своей Родиной именно Советский Союз и не ждут освобождения от Советской власти от рук белоэмигрантов. В.В.Шульгин отмечает, что усилия по свержению Советской власти эмигрантами оказались смешными и трагическими, они явились большой ошибкой. Осознание этой ошибки разрушило главные устои эмигрантской идеологии.

В октябре 1944 г. части Советской Армии совместно с югославскими партизанами освобождали Белград и Сремски-Карловцы. Началась ликвидация всех профашистских белоэмигрантских организаций и группировок. В Югославии в апреле 1945 г. были разгромлены и пленены остатки «охранного корпуса».

Командовавшие воинскими частями, сформированными из бывших белых офицеров, белогвардейские генералы Шкуро, Султан-Гирей Клыч, Краснов и другие были арестованы и повешены в 1947 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

По окончании войны определенной части эмигрантов было предоставлено право получения советского гражданства. Президиум Верховного Совета СССР предоставил это право лицам, состоявшим к 7 ноября 1917 г. подданными Российской империи, лицам, утратившим советское гражданство, и их детям. Югославия была включена в состав стран, из которых разрешалось возвращаться в Советский Союз.

По официальным данным, более 6 тыс. чел. из бывших русских эмигрантов из Югославии приняли советское гражданство. Но далеко не для всех русских людей возвращение на Родину оказалось счастливым. Многие были осуждены и отбывали срок в заключении. В январе 1945 г. в городе Сремски Карловцы был арестован В. В. Шульгин и вывезен в Москву. Несмотря на то, что он еще с 1931 г. отошел от политической жизни и не примкнул к фашистам, его все же осудили за активную антисоветскую деятельность и приговорили к длительному тюремному заключению. Подобные случаи, конечно, не являлись единичными, и дальнейшая судьба многих реэмигрантов с Балкан до сих пор остается неизвестной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война на территории бывшей Российской империи определили дальнейший ход истории нашей страны. Ближайшим последствием этих событии стала массовая эмиграция, положившая начало существованию российского зарубежья как устойчивой самостоятельной структуры. Одной из стран, где русские эмигранты нашли сначала временное пристанище, а потом и постоянное место проживания, стала Югославия (Королевство сербов, хорватов и словенцев). Эта славянская страна относится к числу крупных центров российской эмиграции в Центральной и Западной Европе.

Необходимо отметить, что именно социально-политические и идеологические мотивы стали стимулятором миграционного потока. Таким образом, российская эмиграция пер. пол. XX в. стала явлением политическим, не случайно она получила название «белой эмиграции» и была - при всем многообразии группировок - антисоветской, антибольшевистской по своей сущности. Хотя в Белграде не было крупных центров русских политических организаций, тем не менее, вся эмигрантская масса, соединившаяся в многочисленные общества, профессиональные союзы и организации взаимопомощи, по своему политическому настроению была весьма однообразна. Эмигрантская масса, за небольшим исключением, была настроена монархически и относилась негативно к соглашательской работе русских политических организаций Парижа и других центров Российского Зарубежья.

По мнению русского историка А. К. Елачича «Русская эмиграция в Югославии живет весьма интенсивной русской жизнью. Но все-таки, кажется, что нигде в мире она не одомашнилась столь сильно и не приросла к той почве, которая ее приняла, так, как в Югославии» Йованович М. Как братья с братьями: Русские беженцы на сербской земле // Родина. - 2001. - № 3 - С. 25.. Власти нового государства позволили российским эмигрантам создать органы самоуправления, систему образования, культуры, управления. До самой Второй мировой войны в Югославии существовала сеть русских начальных школ и гимназий, кадетские корпуса, девические институты, санатории, больницы, приюты, библиотеки, разрешалось организовывать свои типографии, печатать газеты, журналы, книги. Простор для культурной деятельности и сохранения русской самобытности был широк. «Русская Югославия» - это был целый материк, самостоятельный мир, который взаимодействовал с окружающим, принимая участие в жизни и строительстве Югославии, но и сохраняя собственную автономность, замкнутость, отдельность. В этом мире сформировалось и выросло несколько поколений русских людей, в нем возникла своя литература, культура.

Однако после войны русским беженцам пришлось столкнуться с той властью, от которой они пытались найти убежище в 1920-х гг. Закрылись все эмигрантские учреждения, включая школы и больницы. Перестали выходить газеты. Русский дом имени Императора Николая II стал Домом советской культуры. Эмигрантская жизнь совсем замерла. С окончанием Второй мировой войны в Европе завершается и история белой эмиграции на Балканах. Русская колония в Югославии прекращает свое существование как устойчивое и относительно замкнутое национальное сообщество.

Значительная часть русских эмигрантов вернулась на Родину, получив советское гражданство. Многие были репатриированы принудительно и отправлены в заключение, виновные и безвинные. Немногим оставшимся на свободе непримиримым противникам большевизма новый социалистический режим, установившийся в послевоенный период в Югославии, пришелся по душе, и они выехали в Западную Европу или в США. На постоянное жительство в Югославии осталась лишь незначительная часть русских, около 7 тыс. чел., в основном дети эмигрантов, для которых эта страна была уже настоящей Родиной. Новое испытание пришлось пережить русским беженцам и в 1948 г., когда возникли противоречия между руководством и компартиями СФРЮ и СССР. Вновь последовали отъезды и высылки. В итоге тот специфический русский дух, который окрасил и обогатил межвоенную Югославию, на долгие годы затаился в частных домах и в кругу друзей. Основными русскими атрибутами остались русская церковь Святой Троицы на Ташмайане, Иверская часовня и русское кладбище в Белграде. Сегодня наши соотечественники проживают в основной своей массе на территории Сербии и Черногории в крупных городах. Большинство из них ассимилировалось и состоит в смешанных браках с сербами.

В заключение, нельзя не отметить значение российской эмиграции для развития югославского государства. Можно выделить несколько важнейших аспектов, в рамках которых вклад русских был особенно важен и существенен:

1. Личное участие русских специалистов в работе различных научных и культурных институтов (с именами русских связано рождение югославского балета, формирование оперного репертуара, возникновение целых отраслей фундаментальной науки).

2. Привлечение русскими в Югославию специалистов из других стран: гастроли ведущих театральных трупп, ансамблей, проведение международных съездов, научных конференций -- все это расширяло горизонты югославского общества.

3. Непосредственное осуществление русско-сербских рабочих контактов во всех сферах культурной, научной и хозяйственной жизни.

Никогда в своей истории югославянские народы не переживали такого наплыва высокообразованных людей. Статистика показывает, что 13 % русских в Югославии имели высшее образование, а 62 % - среднее. По воле судьбы русские прибыли в традиционное аграрное общество - в тогдашней Югославии около половины населения не умело читать и писать. В каком-то смысле появление русских являло собой встречу двух культур. Русские стремились осесть в восточной, православной, части Королевства СХС, население которой, по их словам, было дружески к ним расположено, и более всего желали поселиться в Белграде. Многие из них только в столице могли устроиться на работу, где были востребованы их знания. Поэтому, несмотря на то, что общее число беженцев в Югославии постоянно сокращалось, в Белграде их количество росло, вопреки неоднократным попыткам властей законодательно ограничить русским эмигрантам возможность селиться в столице. В начале тридцатых годов уже треть всех русских, осевших в королевстве, проживала в Белграде.

Власти Югославии позволили русским открывать свои школы, больницы, библиотеки, читальни и книжные магазины, организовывать свои типографии, печатать газеты, журналы, книги. Простор для культурной деятельности и сохранения русской самобытности был широк. В 1933 г. в Белграде был открыт Русский дом имени Императора Николая II, под крышей которого работали многие культурные и научные учреждения - от Русского научного института и Русского культурного комитета до Русской публичной народной библиотеки, Русского драматического народного театра и русско-сербской гимназии. Югославское государство активно принимало эмигрантов на государственную службу, что не могло не сказаться на общем развитии страны.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что средства, потраченные правительством Югославии на содержание и адаптацию российских беженцев, вернулись ей в виде конкретного вклада русских эмигрантов-специалистов в развитие архитектуры, образования, военного дела, театрального и музыкального искусства и многих других сфер общественной и государственной жизни довоенной Югославии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники:

1. Александровский Б.Н. Из пережитого в чужих краях. / Б.Н. Александровский. - М.: «Мысль», 1969. - 186 с.

2. Арсеньев А. У излучины Дуная: очерки жизни и деятельности в Новом саду. / А.Е. Арсеньев. - М.: «Русский путь», 1999. - 236 с.

3. Афанасьев. А.М. Полынь в чужих краях. / А М. Афанасьев. - М.: «Молодая гвардия», 1987. - 210 с.

4. Белов В. Белое похмелье: русская эмиграция на распутье / В. Белов. - М.: Госиздат, 1923. - 149 с.

5. Дзержинский Ф.Э. О карательной политике органов ВЧК. Избранные произведения / Ф.Э. Дзержинский. - М.: Политиздат, 1977. - Т.1. - 1977. - 340 с.

6. Любимов Л.Д. На чужбине / Л.Д. Любимов. - М.: Сов. писатель, 1963. - 414 с.;

7. Мейснер Д.И. Миражи и действительность: Записки эмигранта / Д.И. Мейснер. - М.: АПН, 1963. - 302 с.

8. Осадчая А.П., Афанасьев А.Л., Баранов Ю.К. Почему мы вернулись на Родину: Свидетельства реэмигрантов. / под ред. А. П. Осадчая, А. Л. Афанасьева, Ю. К. Баранов. - М.: «Прогресс», 1987. - 398 с.

9. Шульгин В.В. Письма к русским эмигрантам / В.В. Шульгин. - М.: Соцэкгиз,1961. - 96с.;

10. Фрунзе М.В. Избранные произведения / М.В. Фрунзе. - М.: Воениздат, 1957. - Т.1: 1918--1925 гг. - 1957. -- 472 с;

11. Чему свидетели мы были… Переписка бывших царских дипломатов, 1934-1940: Сборник документов в 2-х кн. Кн. Первая 1934-1937 /МИД РФ; Служба внешней разведки РФ. - М.: «ГЕЯ», 1998.

2. Литература

1. Аксенова Е.П. К истории русской научной эмиграции в Югославии // Славяноведение. - 1995. - № 4. - С. 78 - 82;

2. Алексеева Е.В. Российская эмиграция в королевстве сербов, хорватов, словенцев. 1920 - 1941 годы. // Отечественная история. - 2000. - №1. - С. 32 - 39;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.