Рефераты. Российская империя в XIX веке

4 декабря к 11 часам утра на Сенатскую площадь первым прибыл лейб-гвардии Московский полк, возглавляемый Александром и Михаилом Бестужевыми и А.Д. Щепкиным- Ростовским. К часу дня к московскому полку присоединились матросы Гвардейского морского экипажа под командованием Н. Бестужева, а вслед за ними лейб-гвардии Гренадерский полк. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат при 30 офицерах. К восставшим был направлен генерал-губернатор Петербурга М.Л. Милорадович, пытавшийся уговорить солдат отказаться от выступления, но был смертельно ранен П.Г. Каховским. Ждали подхода других воинских частей, а главное- диктатора восстания - С.П. Трубецкого. Однако «диктатор» не явился на площадь и восстание фактически осталось без руководства. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было не кому. Таким образом восставшие обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат пехоты и 3 тыс. конных. Дважды конная армия атаковала каре восставших, но обе атаки были отбиты оружейным огнем. Николай I, боясь, что с наступлением темноты «бунт может сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Залпы картечи в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К шести часам вечера восстание было разгромлено, начались аресты членов общества и сочувствующих им. Получив известие о поражении в Петербурге, члены «Южного общества» С.И. Муравьев-Апостол и М.И. Бестужев-Рюмин 29 декабря 1825 г. подняли восстание Черниговского полка, расположенного в районе г. Василькова (в 30 км. к юго-западу от Киева). Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1286 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью. После подавления восстаний в Петербурге и на Украине, Николай I создает Секретную комиссию во главе с военным министром А.И. Татищевым. Было взято под арест 316 человек, всего по «делу» декабристов проходило 579 человек. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 человек предан Верховному уголовному суду, который разделил их по степени вины на 11 разрядов. «Вне разрядов» суд поставил Рылеева, Пестеля, С. Муравьева- Апостола, Бестужева- Рюмина, Каховского, которые были приговорены к «четвертованию», замененному повешением. 88 человек были отправлены на каторгу, 19 человек отправлены на поселение в Сибирь, 9 офицеров были разжалованы в солдаты, 188 солдат были наказаны шпицрутенами, 2 740 гвардейцев отправлены на Кавказ. Вступивший на престол 26 августа 1856 г. Александр II разрешил декабристам вернуться из Сибири. Однако до этого момента дожили лишь 40 человек.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства отнюдь не привели к снижению общественного движения. Оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московское салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и др. Во второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: охранительное (консервативное), либеральное и революционно-социалистическое.

Идейным выражением данного направления была т.н. «Теория официальной народности». Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. министр просвещения). Как «православие», «самодержавие», «народность». В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Проводниками и «толкователями» теории официальной народности были реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Социальная задача официальной народности заключалась в том, чтобы доказать «исконности» и «законность» крепостничества. Патриархальная, «спокойная», без классовых бурь и революционных потрясений Россия противопоставлялась «мятежному» Западу: «там (на западе) - мятежи и революции, «здесь» (в России) - «порядок и покой». Крепостное право объявлялось «нормальным» и «естественным» социальным состоянием, одним из важнейших устоев России.

Сторонниками правительственной идеологии были так же известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин, под редакцией которых издавалась газета «Северная пчела».

Либеральное направление в русской общественной мысли во второй четверти 19 в. было представлено двумя общественными течениями - славянофилами и западниками. В 1836 г. в журнале «Телескоп» были опубликованы известные «Философические письма» П.Я. Чаадаева, который выступил с резкой критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. С этого времени и берет свое начало либеральное направление.

П.Я.Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечила бы духовную свободу всех народов. Это выступление П.Я. Чаадаева положило начало формирования течения «западников». Его представителями были историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И.Панаев, В.Ф. Корш и др. Первоначально к ним зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.

«Славянофилы» (буквально «любящие славян»), представителями которых являлись А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, придерживались иных взглядов на исторический путь России.

Основным тезисом славянофилов являлся- доказательство самобытного пути развития России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнения народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одной из основополагающих идей славянофилов являлась идея о том, что единственно верной религией является православие. Вместе с тем, они были решительными противниками деспотизма и так же как и западники выступали за освобождение крестьянства от крепостного гнета. При расхождении взглядов на путь исторического развития России, «Славянофилы» и «Западники» были едины в желании видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Оба течения считали неприемлемым революционный метод разрешения социальных противоречий.

Период 30-х-40-х гг. XIX в., богатый на социальные потрясения, стал периодом распространения в Европе социалистических идей. Вдохновителями этих идей явились французские мыслители А. Сен-Симон и Ш. Фурье. В России эти искания западноевропейской мысли пропагандировались представителями нового поколения русских революционеров 30-40 гг. В 1844 г. возник кружек петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский. Формирование взглядов Петрашевского и его кружка происходило под влиянием идей Фурье и Сен-Симона. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства, намечали программу широких демократических преобразований. В апреле 1849 г. «петрашевцы» (в их числе и Ф.М. Достоевский), были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы Николаем I и сосланы на каторгу в Сибирь.

С 1845 по 1848 гг. на Украине действовала политическая организация Кирилло-Мефодиевское общество, получившее свое название в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. В апреле 1846 г. в него вступил Т.Г. Шевченко. Программа общества, изложенная в «Уставе общества Св. Кирилла и Мефодия», предусматривала ликвидацию крепостного права, установления равенства всех сословий, но главная цель его состояла в борьбе за социальное, национальное и политическое освобождение славянских народов. В 1848 г. оно было разгромлено властями.

Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. В 1847 г. он уехал за границу. В 1853 г. в Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» и развернул агитационную агитацию. Разочарование во Французской революции 1848 г. убедило его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В начале 50-х гг. им была выдвинута теория «общинного русского социализма». По мнению А.И. Герцена, русский крестьянин лишен частнособственнических излишков, привык частной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Теория общинного социализма, разработанная Герценом, во многом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в. Большую пропагандистскую роль сыграли основанные Герценом и Огаревым альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол».

Заключение

Реализация крестьянской реформы столкнулась с серьезными трудностями. Она проводились в обстановке страха, нагнетавшегося противниками реформы. В ряде районов произошли крестьянские волнения, вызванные недовольством бывших крепостных «дарованными свободами». Для их подавления правительство вынуждено было прибегнуть к воинской силе.

Земельная реформа, сделав крестьян формально свободными, сохранила их экономическую зависимость от помещиков и государства. Непоследовательность реформы предопределила на несколько десятилетий вперед остроту крестьянского вопроса, ставшего одной из причин социальных потрясений начала ХХ века в России, наложив заметный отпечаток на ход российской и мировой истории. Крестьянская реформа, уничтожив основы системы экономического производства, создавала при этом условия для свободных договорных отношений и развития капиталистического уклада, гражданского раскрепощения российского общества.

С упразднением вотчинной власти дворянства возникла необходимость реформирования местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа, которая вводила начала всесословного представительства в масштабах уезда и губернии. Дворянство продолжало играть в земствах ведущую роль, а в губернских земствах являлось абсолютным большинством, но, тем не менее, крестьянство впервые получило место в выборных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами: медицина, статистика, начальное образование. Не имели земства и реальной исполнительной власти.

Убийство Александра II предопределило судьбу преобразований в России. Вступивший на престол тридцатишестилетний Александр III был наделен весьма прямолинейным и примитивным умом. Его идеалом было патриархальное правление, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие. Ближайшим советником Александра III стал его бывший наставник К.П. Победоносцев, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода. Большим влиянием на царя пользовался известный реакционный журналист М.Н. Катков. К 80-м годам и Катков, и Победоносцев стали яростными противниками «великих реформ». Они стремились полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывали к административно-политическим преобразованиям. Победоносцев возлагал большие надежды на усиление влияния церкви.

Во второй половине XIX в. продолжалось освоение Дальнего Востока. В конце 50-х годов русское правительство получило новейшие карты района рек Амура и Уссури, встал вопрос об уточнении границы между Россией и Китаем.

В середине 70-х годов обострились противоречия на Балканах между Россией и Турцией, усилилось соперничество европейских держав, 12 апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну, к ней присоединилась Румыния. В июне 1877 г. русские войска форсировали Дунай, вошли в Северную Болгарию. В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был подписан предварительный мирный договор между Россией и Турцией. Турция признала независимость Черногории, Сербии, Румынии, после 500-летнего турецкого ига создавалось новое государство - автономное княжество Болгария. России возвратили часть Бессарабии, к ней отходили крепости в Закавказье - Ардаган, Каре, Батум, Баязет. Турция уплачивала 310 млн рублей контрибуции, обещала улучшить положение христиан в империи.

Договор усиливал русское влияние на Балканах. летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием шести держав под председательством канцлера Бисмарка с целью пересмотра условий Сан-Стефанского договора. Горчаков был вынужден пойти на уступки. Территория Болгарии была сокращена и разделена на 2 части, ее южная часть, а также Македония отходили под власть Турции. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Австро-Венгрия оккупировала на неопределенный срок Боснию и Герцеговину, а Англия оккупировала Кипр.

Безусловно, решения Берлинского конгресса нанесли тяжелый удар русской дипломатии. А зависть и мелкие расчеты западных держав продлили турецкое иго в балканских странах. Но в целом Русско-турецкая война привела к позитивным результатам: некоторые страны получили независимость, было подорвано господство Турции на Балканах. Победа в войне продемонстрировала эффективность проведенной в стране военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире.

Список используемой литературы

1. Бесов А.Г. Социокультурные нормы российской государственности XIX века // Вопросы истории. - 2005. - № 6.

2. Володина Т.А. Уваровская триада и учебники по русской истории // Вопросы истории. - 2004. - № 2.

3. Дегоев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса // Вопросы истории. - 2002. - № 2.

4. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х гг.: поворотный пункт российской истории // Отечественная история. - 2005. - № 4.

5. История России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.

6. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.

7. Корнилов А.А. Курс истории России 19 века / А. А. Корнилов; Вступ. статья А.А. Левандовского. - М.: Высшая школа, 1993.

8. Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - Брянск, 1999.

10. Федоров О.А. История России. ХХ век: учебник для вузов МВД России / О. А. Федоров. - Орел: ОЮИ МВД России, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.