Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами-собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнять феодальные повинности и назывались временнообязанными.
Для определения земельного надела для великороссийских, мало-российских и белорусских губерний вся территория делилась на нечер-ноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельного наде-ла, предоставляемого крестьянам на различных участках, колебался от 3 до 12 десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодской губернии.
Установленные нормы надела были ниже того количества земли, которое находилось в пользовании у крестьян до реформы. Помещик имел право отрезать излишек земли. Он имел также право обме-нивать крестьянские земли. Этот обмен производился, если на крестьянских наделах обнаруживали залежи торфа, минеральные ис-точники. У крестьян отбирали ту землю, что была получше, а давали песчаную землю или возле болот. Благодаря «отрезкам», помещики зах-ватили не менее 20% земли, обрабатывавшейся крестьянами до рефор-мы, а в таких губерниях как Самарская и Саратовская - свыше 40%.
В лучшем положении оказались крестьяне Правобережной Укра-ины, где помещиками были польские дворяне. По «Местному положе-нию» для Киевской, Волынской и Подольской губерний за крестья-нами закреплялась вся земля, которой они пользовались.
Таким образом, при наделении крестьян землей в большинстве губерний помещикам предоставлялись все права для ограбления кре-стьянства;
Выкупить полученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика. Правительство учредило «выкупную организа-цию»: крестьяне получали выкупную ссуду, которую обязаны были за-тем постепенно погашать. Причем выдача выкупных . ссуд распространялась только на крестьян, плативших оброк. Условия вы-купной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимос-ти оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте, и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по срав-нению с размером, указанным в уставной грамоте. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет.
Погашение крестьянами выкупных платежей производилось сельс-кой общиной на основе принципа круговой поруки. Выкупная опера-ция дала возможность помещику сохранить тот доход, который он по-лучал до реформы. Поэтому перевод крестьян на выкуп соответство-вал интересам помещиков.
В еще более сложное положение попадали дворовые крестьяне. Они не получали ни полевого надела, ни усадьбы и в течение двух лет оставались в полной зависимости от помещиков. Дворовые должны были служить своим господам или платить оброк. По истечении двух-летнего срока дворовые отпускались на волю, не получая земли.
Работные люди помещичьих фабрик и заводов переводились на оброк в течение двух лет, но за ними закреплялась земля, которую они могли выкупить.
Посессионные рабочие, приписанные к частным горным заводам, подразделялись на мастеровых, работавших на заводах, и сельских работников, выполнявших вспомогательные работы, одновременно за-нимаясь хлебопашеством. Мастеровые освобождались с усадьбой и земельным наделом, если они имели их раньше, но за это платили об-рок в два раза меньше, чем оброчные помещичьи крестьяне. Сельские работники в течение трех лет переводились на оброк, а если не имели наделов, то приравнивались к дворовым крестьянам.
Общие условия освобождения крестьян от крепостной зависимости распространялись на помещичьих крестьян 47 губерний России. Для остальных областей реформа была проведена на основе особых Поло-жений. В более выгодных условиях оказались Правобережная Украи-на, Литва, Белоруссия, Польша.
Крестьянская реформа, несмотря на её грабительский харакгпер, имела первостепенное значение для развития рыночных отрешений. Ликвидация личной зависимости, перевод крестьян на выкуп - все это создавало условия для утверждения в России капитализма.
Но вместе с тем реформа носила крепостнический характер, так как проводилась крепостниками. Результатом этого явилось сохране-ние феодальных пережитков: помещичьего землевладения, временно-обязанных отношений, барщины и оброка, «отрезков», выкупных пла-тежей, сельской общины и политического бесправия крестьян. Эти пе-режитки тормозили развитие страны.
5. Положение о земствах.
Судебная, городская, военная реформы.
Отмена крепостного права повлекла за собой перемены во всей го-сударственной и правовой системе России. Речь шла не об изменении государственного строя, а о создании органов местного самоуправле-ния - земств. 1 января 1864 г. Александр II утвердил Положение о гу-бернских и уездных земских учреждениях. Земская реформа вводи-ла органы местного самоуправления: уездные и губернские земства.
Земские учреждения должны были состоять из представи-телей всех сословий -дворян, чиновников, духовенства, купцов, про-мышленников и крестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию - уездных землевладельцев - входили помещики, имев-шие не менее 200 десятин земли, а также собственники крупных тор-гово-промышленных предприятий и недвижимого имущества стоимо-стью не менее 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участво-вали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000 рублей. Для участия в выборах по третьей курии - сельских об-ществ - имущественный ценз отсутствовал. Фактически господствующее по-ложение в земствах занимали помещики. Так, на первых вы-борах в уездные зем-ства в среднем по стране дворяне сос-тавляли 41,7%, духо-венство - 6,5%, куп-цы - 10,4%, крестья-не - 38,4%. Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган - Земская управа во главе с председателем.
Сфера деятельности новых органов была ограничена хозяй-ственно-культурными делами. Они ведали строительством местных путей сообщения, здравоохранением, народным образованием, мест-ной торговлей и промышленностью. Новые органы всесословного са-моуправления существовали только на уровне губерний и уездов. В во-лостях земства не создавались. За деятельностью земств устанавли-вался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имел право остановить исполнение постановления земства.
Земства учреждались только в 34 губерниях страны. В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке земства не были введены. Земская ре-форма оказала влияние на реформирование системы управления в го-родах.
В 1870 г. была проведена городская реформа, согласно которой распорядительные функции в городах возлагались на думы.
Городская дума - орган городского самоуправления в России. Зани-малась вопросами городского благоустройства, здравоохранения, хо-зяйственными делами. Возглавлялась городским головой.
Выборы в Думу проходили раз в четыре года по трем куриям, со-здаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога. Компе-тенция городского самоуправления ограничивалась решением хозяй-ственных вопросов: водоснабжение, уличное освещение, транспорт, градостроительные проблемы.
Городские думы обязаны были заботиться и об общественном благосостоянии, принимать меры против пожаров, оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, устраивать больницы, учреж-дать школы, музеи. Но деятельность Дум была ограничена губернской администрацией. Городская реформа была прогрессивным законодатель-ным актом для своего времени, хотя и носила ограниченный характер.
Среди реформ 60-70-х годов наиболее радикальной являлась су-дебная реформа, проведенная в 1864 г. Была введена система незави-симости судей. Суд становился гласным. Судебный процесс происхо-дил открыто, публично, носил состязательный характер. В разработке дела участвовали обе стороны - представители обвиняемого и обвини-теля. На суде выступали прокурор и защитники в лице присяжных по-веренных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжные засе-датели. По закону, присяжным заседателем мог стать человек, имею-щий русское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседатели назначались земствами и Городскими думами.
Вводился единый для всего населения всесословный суд, хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Оставались особые суды для духо-венства, для высших чиновников, военных.
Реформа суда была наиболее последовательной реформой. Она не только ликвидировала несовершенство дореформенной системы су-допроизводства, но и обеспечила существенную степень защиты под-данных Российской империи. В политической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.
Уроки Крымской войны показали, что русская армия нуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы стали про-водиться под руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовки офицерского состава учреждались специ-альные военные училища, контингент для которых подготавливался военными гимназиями. Были созданы также военные академии и мор-ское училище.
Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10 военных окру-гов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руко-водство войсками. 1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию, другая часть - в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали по семейным обстоятельствам, например, если сын был единственным кормильцем в семье.
Закон о призыве в армию не распространялся на народы Средней Азии, Кавказа, Крайнего Севера.
Осуществлялось также перевооружение армии новыми военно-техническими средствами. Заметные улучшения обновленной армии проявились в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Русская армия ста-ла по структуре, вооружению, образованию более современной.
6. Значение реформ -70-х годов.
Отмена крепостного права стала историческим рубежом в раз-витии России. Крепостничество как система общественных отноше-ний перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года. Реформа 1861 г. не решила земельного воп-роса, хотя и создала условия для развития капитализма в России.
В правительственных кругах понимали, что крестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, что необ-ходимо проводить реформы в политической и государственной сферах. Реформаторы, проводя преобразования, хотели, чтобы Россия развива-лась по пути создания конституционной монархии. Тем не менее абсо-лютная монархия еще сохраняла свою жизнеспособность.
Авторитет России и государственной власти, уничтожившей крепо-стное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошла по пути социально-экономического и общественного прогресса.
Но реформы проводились самодержавием и поэтому носили поло-винчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились со-хранить за собой максимум привилегий в экономической и политичес-кой областях. Реформы проводились под давлением общественного движения, и царское правительство в большей степени опасалось хао-са, чем желало прогресса.
Поэтому реформы 60-70-х годов XIX в. представляли собой полу-меры, которые их создатели не смогли довести до логического завер-шения.
Список литературы
1. Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.
2. С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109
3. Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.
4. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. Ї 6-е изд. Ї М.: ООО «ТИД «Русское слово Ї РС», 2006 (§ 41).
Страницы: 1, 2