Рефераты. Российское государство в период реформ Петра І

Российское государство в период реформ Петра І

2

Реферат на тему

Российское государство в период реформ Петра І

Преобразования, которые произошли в России, охвати-ли практически все стороны жизни страны: экономику, по-литику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церков-ных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).

Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед стра-ной, и целенаправленно приступил к их реализации*.

Не будем заострять внимание на характеристике жизнедеятельности Петра I, а остановимся на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в истории России. Известный историк профессор Е. В. Анисимов в своей статье "Петр I: Рождение империи", опубликованной в кни-ге "История Отечества: люди, идеи, решения" (М., 1991.С. 186-220), обстоятельно анализирует петровские реформы. Мы согласны с основными оценками петровских реформ профессора Е. В. Анисимова и поэтому приведем некоторые страницы из его публикации, касающиеся реформ Петра I.

Из всех преобразований Петра центральное место за-нимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый при-казный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоя-нии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Ре-форма, отвечая наиболее актуальным потребностям само-державной власти, явилась в то же время следствием раз-вития бюрократической тенденции. Именно с помощью уси-ления бюрократического элемента в управлении Петр на-меревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и адми-нистративных полномочий в руках нескольких губернато-ров -- представителей центральной власти, но и к созда-нию на местах разветвленной иерархической сети бюро-кратических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ -- уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) -- губерния -- провинция -- уезд".

Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй поло-вине XVII в., не нуждалось в институтах представительст-ва и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекра-щается деятельность Боярской думы, управление централь-ным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" -- временному совету начальников важ-нейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следу-ющим уровнем бюрократизации высшего управления. По-стоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, лич-ная присяга, программа работы на длительный период, стро-гая иерархичность управления -- все это свидетельствова-ло о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Огромное значение придавал Петр I принятому законо-дательству. Он считал, что "правительственный" закон, во-время изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательст-во петровской эпохи отличалось ярко выраженными тен-денциями к всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни. Плохая работа подданных ассоциировалась у Петра с пренебреже-нием к закону, точное исполнение которого, как он считал, -- единственная панацея от трудностей жизни.

Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъем-лющего законодательства, которым была бы по возможнос-ти охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию обществен-ных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции.

Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эф-фективной работы созданных им учреждений, и главное внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действи-тельности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный Регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата. Он же создал образец регламента центрального учреждения -- Адмиралтейскую коллегию.

Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, админи-стративные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный осо-быми полномочиями и подчиненный только монарху. Со-здание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого по-служил административный опыт Франции.

Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту -- как к уставу, а к любому служащему -- как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725) провоевал 28 лет. Петр был убеж-ден, что именно армия -- наиболее совершенная общест-венная структура, что она -- достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убеди-тельностью показывали преимущества военной модели. Во-инская дисциплина -- это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.

Внедрение в гражданскую сферу военных принципов про-являлось и в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. В 1716г. основной военный закон -- Воин-ский устав -- по прямому указу Петра I был принят как осно-вополагающий законодательный акт, обязательный в учреж-дениях всех уровней. Поскольку не все нормы военного зако-нодательства были применимы в гражданской сфере, то ис-пользовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служа-щих тех же мер наказания, которым подлежали военные пре-ступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразия принципов за-няла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. По образному выражению В.В. Ляпина, специалиста по истории русской армии в России XVIII-XIX вв., не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофирован-ного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Грубая военная сила гвар-дии, ее корпоративный дух часто использовались полити-ческими авантюристами для захвата власти.

Петровская государственная реформа, а также преоб-разование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распростра-нением практики участия в государственном управлении про-фессиональных военных. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения зада-ния чрезвычайными полномочиями.

И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был уста-новлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подуш-ного числа" которых взималась подать на нужды этого пол-ка. Изданные в 1724г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войска-ми. Однако они привели к тому, что власть командира пол-ка стала более полной, чем власть местной гражданской администрации. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало по-беги крестьян, подавляло сопротивление, а также осущест-вляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.

Петровская эпоха примечательна окончательным офор-млением самодержавия. При этом устройство и оформление режима самодержавного правления были предопределены, прежде всего, личностью самого Петра. Он реализовал как потенциально заложенные в этом институте идеи, так и при-внес новые, оригинальные или заимствованные из других стран.

В эпоху Петра произошел распад некогда единого со-словия "служилых людей". Верхушка служилого сословия -- служилые "по отечеству", т.е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" -- так называемыми " однодворцами".

Образование сословия дворян, пользовавшихся исклю-чительными правами, было следствием не только протекав-шего процесса дифференциации служилого сословия, уг-лубления различий между его верхами и низами, но и ре-зультатом сознательной деятельности властей. Суть пере-мен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в Табеле о рангах 1722г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других со-словий. Но не это было конечной целью данного преобразо-вания. С помощью принципа личной выслуги, строго огово-ренных условий повышения по лестнице чинов Петр пре-вратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной служ-бой, требующей знаний и практических навыков. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал под-данным Петр. Свои внушения Петр подкреплял действия-ми: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учить-ся, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.

Собственность дворян, так же как и служба, регламен-тировалась законом: в 1714г., чтобы вынудить дворян ду-мать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат -- запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в лю-бой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.