Рефераты. Россия и русские в мировой истории

p align="left">Прежде всего, на мой взгляд, надо уметь отталкиваться от быта, в который мы все постоянно погружены и для этого можно использовать известный и открытый еще в начале XX века литературоведом В.Б. Шкловским художественный прием отстранения - то есть попытаться взглянуть на обыденное со стороны - свежим, незамыленным взглядом. Спросите у учеников, коли встал вопрос о России и ее месте в мировой истории, а что есть русского вокруг нас, не поздно ли мы вообще задаем себе этот вопрос? Может он уже архаичен, может все наше родное национальное уже давным-давно растворилось в заимствованном и чуждом? И действительно, если оглянуться вокруг, не трудно заметить, как мало осталось национально-самобытного в нашей повседневности. Потом же мы удивляемся, почему наши дети не растут патриотами своей страны. Мы все сами ходим в иностранной одежде, слушаем иностранную музыку, смотрим иностранные фильмы, едим иностранную пищу (пицца, хот-доги, шаурма и т.д.), сплошь и рядом используем иностранную технику, говорим на тарабарском языке, перегруженном англицизмами и т.д. и т.п. Что это? Издержки диалога культур или простая культурная ассимиляция? В свое время славяне и русские ассимилировали много малых народов, теперь ассимилируют нас. Вот от чего надо отталкиваться и начинать урок о самобытности русского исторического пути. Где она сейчас эта самобытность? На бытовом уровне, в котором проходит большая часть нашей жизни она незаметна. Более того, становится ясно, к чему мы пришли, а что будет дальше с Россией - непонятно совершенно. В плохое же, несмотря ни на что, верить не хочется.

Выводы, которые можно сделать из даже этого простого наблюдения, могут быть очень мрачные. Именно здесь, на бытовом уровне зарождается агрессивный зоологический национализм, ярчайшим выражением которого среди молодежи являются современные неофашисты-скинхеды. Важно показать тогда учащимся, что даже сейчас, когда, казалось бы, все понятно, существуют различные и весьма аргументированные точки зрения, несовпадение которых даже в наше, в общем-то, мирное время может привести (и приводит) к большому кровопролитию.

Эти точки зрения не только нельзя замалчивать, что зачастую у нас и делается - и не только в школе, но и в СМИ - их необходимо разобрать, проанализировать, чтобы понять, кто прав, а кто виноват.

Приведу пример (который можно привести и на уроке), опять же из переписки автора книги «Россия и русские в мировой истории» со своими читателями.

Вот одна точка зрения:

Уважаемая Наталья Алексеевна! Мне кажется, что политическая элита России ведет свою страну в тупик, из которого выйти будет нелегко и если такая стратегия продолжится - перспектива нулевая. Россия поддерживает сепаратистские режимы по всему постсоветскому пространству (Карабах, Абхазия, т.н. Южная Осетия, Приднестровье). Двойные стандарты стали для действующего режима главными во внешней политике России. К чему это может привести страну?- только к изоляции от цивилизованного мирового сообщества, их неуверенности в завтрашнем дне и как итог - полной изоляции России. В стране однопартийная система, процветает коррупция, у президента неограниченная власть, в небе на Кремлевских башнях светятся рубиновые звезды, несколько ниже покоится Ленин, а общество самозабвенно поет гимн Советского Союза (в прямом и переносном смысле). Я не удивлюсь, если, в ближайшее время, на площади Дзержинского восстановят памятник выдающемуся палачу всех времен. Сколько же можно надувать щеки и грозить всем кто думает несколько иначе, чем этого хочет Россия! Нас обливают грязью, нас пинают, к нам придираются - возмущаются сыны Отечества. Запад и весь цивилизованный мир ночи не спит и только об одном мечтает, как уничтожить Россию - абсурд..? - конечно, но в это искренне верят, а власть подогревает такого рода настроения. И что в итоге - друзья России: Иран, Ирак, КНДР, Венесуэла, Сербия и т.д. и т.п. Один французский философ как-то написал: «Для торжества зла надо, чтобы порядочные люди сидели сложа руки...» Так не сидите, мои дорогие, ведь это ваша страна, ваша гордость и любовь! (Гурам Куциава Тбилиси, 10.06.2008) [5]. Естественно, она имеет право на существование.

А вот другая:

Тотальная изоляция губительная для России. Но также вредоносно и ее насильственное обезличивание, к чему призывают наши либералы. Вопрос вопросов: модернизация без тотальной вестернизации. Вот те узкие врата, через которые мы должны пройти, работая и с Западом, и с Востоком. Для Востока мы всегда будем Западом, а для Запада мы всегда будем Востоком. Мы слишком большая величина, чтобы ставить себя перед такой упрощенной дилеммой. А Западу пора признать, что мир и мировое сообщество -- это все без изъятия мировые культуры и цивилизации. <…> Это значит, что общество религиозное, и общество секулярно-либеральное, абсолютно равночестны перед лицом международного права и между ними нет отношений низшего и высшего, прогрессивного и отсталого. (Из интервью Н.А. Нарочницкой православному Интернет-изданию «Катехизис.Ру») [Там же]

Целесообразно обсудить в старших классах и подтолкнуть ребят к тому, чтобы они сами сделали выводы. По поводу первой цитаты необходимо обратить внимание на дату высказывания. Оно было сделано незадолго до трагических событий августа 2008 года - вторжения грузинских войск в Южную Осетию, что само по себе перечеркивает очень многое из того, что было заявлено выше. Может быть, после этого автор и изменил свою точку зрения. Впрочем, совсем эти два высказывания противопоставлять не стоит.

Не трудно заметить, что оба автора говорят (конечно, в разном контексте) о недопустимости самоизоляции России от мирового сообщества, то есть поднимают, по сути, ту же проблему, о которой говорил еще Чаадаев. Вот так, логично перейти от злободневных культурных и политических проблем к истории и тогда сам по себе отпадет у старшеклассников закономерный вопрос, зачем все эти отвлеченные философские рассуждения о том, что, казалось бы, никакого отношения к повседневной реальности не имеет (ведь не секрет, что современные молодые люди - прагматики - сама жизнь заставляет их быть такими). Оказывается имеет, и не такие уж они отвлеченные.

Заключение

Вопросы, затронутые в данной работе, конечно, чрезвычайно сложны и не предполагают однозначного ответа. То, что случилось с Россией и русскими в XX веке не имеет ни юридических, ни исторических прецедентов в мире. Речь идет не о рассеянии в чужих странах, не о вхождении в состав уже давно сложившихся иных государств на условиях, признаваемых юридическими нормами своей эпохи (тогда превращение в национальные меньшинства естественно и правомерно), а о «произвольном разделении единого русского народа на территории его собственной исторической государственности». Чего же хочет Запад? Является ли он нашим врагом или другом? Как нам относится к Востоку? Не менее реальна, например, угроза со стороны Китая, который сейчас вроде бы является нашим партнером, но одновременно осуществляет свою «ползучую» экспансию в нашей Сибири? Н. Нарочницкая считает, что у России в мире ни друзей, ни врагов. У всех свои политические (vs. эгоистические интересы).

Запад хочет, прежде всего, вовлечь потенциал России в собственные цели мировой истории. Ибо для так называемого «устойчивого развития» в ХХI веке необходимо уже невозможное для Запада сочетание факторов: собственные ресурсы полного обеспечения; военная мощь, исключающая посягательство на эти ресурсы; экономика, максимально независимая от поставок извне; высокий образовательный уровень населения и полный цикл научных исследований; неперенаселенность и внушительная территория, относительно невысокий уровень потребления и потребностей, позитивный потенциал в свете не подвластных человеку изменений на планете (потепление).

В мире существует только одна такая страна - Россия, которая даже после чудовищных экспериментов ХХ века имеет возможность продолжить самостоятельное развитие в мировой истории как равновеликая Западу духовная, культурная, геополитическая сила. Увы, оправдываются самые горькие суждения И. Ильина о том, что именно такая Россия Западу не нужна, как и его прогнозы в отношении «зложелателей закулисных», которым «нужна Россия с убывающим населением», для чего они будут соблазнять русских всем, что приносит хаос и разрушение, и немедленно обвинять их в «мнимом империализме», «фашизме», «реакционности и варварстве» при любом сопротивлении. Вымирание русских уже стало реальностью (это явление свидетельствует всегда не столько об оскудении условий жизни, как о разочаровании в ее смысле для народа, вытесняемого на обочину истории). Нынешняя демографическая катастрофа русских влечет сокращение их численности вдвое через 25 лет. Но Россия «с убывающим населением», не управляющая своим будущим, провоцирует грядущий геополитический передел огромной части мира. Что касается исторических взаимоотношений Россия - Запад, то если взглянуть трезвым объективным взглядом, как это сделал, например, известный культуролог А. Тойнби: «Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада - агрессорами значительно чаще, чем наоборот» [9].

В заключение хотелось бы привести слова В.О. Ключевского, одновременно либерала и пламенного патриота России, о непреходящей актуальности поставленной нами проблемы: «Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки - это наши задачи». Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. - М.: 1987. - С.60-61.

Примечания

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.