Рефераты. Россия между двух революций

p align="left">С первых же дней революции большевики и анархисты предсказывали крах соглашательной политики, проводимой петроградским советом. Отказываясь признавать соглашение, заключенное между правительством и Советом, они представляли собой единственную оппозицию политике двоевластия. Два крупных большевистских лидера, И. Сталин и Л. Каменев, сочли по возвращении в Петроград "бесплодной и несвоевременной" систематическую оппозицию Совету, пользовавшемуся тогда доверием масс. Февральские дни пока показали слабость партии, в том числе и армии. Ей следовало сначала организовать, завоевать большинство в Советах, добиться доверия солдат, составлявших еще политически неопределившуюся массу. А значит, критиковать политику эсеро - меньшевистского руководства Совета, играя роль меньшинства при демократическом режиме.

Непосредственная задача партии, по мнению В. Ленина ("Письма из далека", Цюрих 20-25 марта 1917 г.) заключалась в разоблачении правительства. "вместо недопустимого, сеющего иллюзии, "требования", чтобы это правительство капиталистов перестало быть империалистическим". цитата по книге Верта Н. История Советского государства. С. 88. Позиция В. Ленина усилилась также благодаря политике кризису, потрясшему правительство и Совет в связи с основным вопросом дня - вопросом о войне.

"Февральская революция не устранила основных проблем в стране. Напротив, в марте и апреле административно - хозяйственная неразбериха усилилась и вместе с дальнейшим ухудшением работы транспорта привела к обострению ситуации со снабжением. Одновременно снижалось поступление продовольствия. Попытки правительства установить эффективный контроль над ценами на продовольственные товары и ввести нормирование не смогли ослабить напряжение, вызванное дефицитом". Рабинович. А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде: Пер. с англ./ Общ. ред. И послесл. Г.З. Иоффе. - М.: прогресс, 1989. - С. 21. Весной 1917 года рабочие ряда отраслей получили значительную прибавку к зарплате, однако стремительно поднимавшиеся цены быстро свели ее на нет, так что к началу лета экономическое положение рабочих Петрограда было, вообще говоря, не намного лучше, чем в феврале.

После краха старого режима солдаты и матросы отстранили от командования офицеров, открыто выступавших против революции, а также тех, кто отличался особой жестокостью. Одним из наиболее важных нововведений было образование во всех воинских частях избираемых демократическим путем солдатских и матросских комитетов с широкими, но неопределенными полномочиями. Патриотические декларации Временного правительства и его крайняя озабоченность тем, чтобы не допустить дальнейшего движения революции и форсировать военные приготовления, вызывали непонятное беспокойство.

1.2 Сущность двоевластия

В переходный период - с момента победы революции до принятия конституции и формирования в соответствии с нею постоянных органов власти - действует Временное революционное правительство, в обязанность которого входят ломка старого аппарата власти, закрепление соответствующими декретами завоеваний революции и созыв Учредительного собрания, которое определяет форму будущего государственного устройства страны, утверждает декреты Временного правительства, придавая им силу закона, и принимает конституцию. Временное правительство на этот переходный период обладает как законодательно - распорядительными, так и исполнительными функциями. Так, например, обстояло дело во время Великой Французской революции конца XVIII века. Такой же путь преобразования предусматривали в своих проектах декабристы, выдвигая на переходный период идею "Всемирного революционного правления", а затем и созыва "Верховного собора" (Учредительного собрания). Так же представляли себе революционное переустройство страны, демонтаж старой и формирование новой государственной власти все русские революционные партии в начале XX века, записавшие это в своих программах.

Однако процесс формирования государственной власти в России в результате Февральской революции 1917 г. пошел по иному пути. В России создалось не имеющие в истории аналогов двоевластие - в лице Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, с одной стороны, и Временного правительства, с другой. Появление Советов - органов народной власти - относится ко времени первой народной революции 1905 - 1907 гг. и было важным ее завоеванием. Эта традиция сразу же возродилась после победы восстания в Петрограде 27 февраля 1917 года. Помимо Петроградского Совета в марте 1917 г. возникло свыше 600 Советов на местах, которые избирали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, опиравшиеся на поддержку широких трудовых масс. В то время преобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так и в провинциальных, имели представители партий меньшевиков и эсеров, которые ориентировались не на "победу социализма", а на развитие и закрепление ее буржуазно - демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный момент может выполнить Временное буржуазное правительство, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необходимости оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках Советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкций. В первое время Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился в центр политической жизни страны.

"Согласно ленинскому анализу, в период двоевластия было два различных правительства. Временное правительство было правительством буржуазии. Советы представляли собой диктатуру "пролетариата и крестьянства". Однако он подчеркивал, что двоевластие могло быть лишь промежуточным этапом борьбы, который должен был закончиться победой одной из сторон. Рано или поздно Советы должны были свергнуть Временное правительство или сами погибнуть". Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917 - 1923. Пер. с англ. / Предисл. А.П. Ненарокова. - М.: Прогресс, 1990. - С. 83-84.

2. Первые действия Временного правительства

Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении к гражданам России. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

"В первом Временном правительстве А.Ф. Керенский был единственным министром - социалистом. Двусмысленность его позиции проявлялась в том. Что он часто пытался снять с себя ответственность за действия других министров". Верт Н. История Советского государства. С. 88. В начале мая было сформировано новое правительство. И хотя Н. Львов по-прежнему занимал в нем пост премьер - министра, в него также вошли 6 министров - социалистов в качестве представителей Совета: Два портфеля получили эсеры, два - меньшевики и два - независимые социалисты. Новое правительство, еще зажатое в тисках административной машины, управляемой буржуазией и давно сформировавшимся классом чиновников, на которое давили союзники и перед которым стояла совершенно неразрешимая проблема установления демократического мира, было почти не в состоянии удовлетворить нужды солдат и рабочих, все настойчивее требовавших доказательств того, что конец войны уже близок. Совет в то время представлял собой коалицию социалистической партии, созданную в целях защиты интересов рабочих против буржуазии. Теперь он даже у них не мог завоевать авторитет путем оказания давления на правительство, в котором он был сам в значительной мере представлен. В партиях эсеров и меньшевиков произошел раскол между теми, кто поддерживал меньшевиков - социалистов, и теми, кто выступал против них. "А главное, большевики были теперь единственной партией, которая не скомпрометировала себя участием в буржуазно - социалистической коалиции и предлагала политику - мир любой ценой". Карр. Э. История Советской России. С. 89. Процесс, в результате которого они в конце концов завоевали доверие огромного большинства, солдат и рабочих и стали доминирующей силой в советах, начался.

Правительство отменило смертную казнь и военно-полевые суды. Был узаконен разгром народными массами аппарата полиции, политического надзора, сыска, арест членов царского Совета министров. Упразднялись каторга и ссылка, амнистировались "все страдальцы за благо Родины". 12 апреля был принят закон о свободе собраний и союзов. Вместе с тем, Временное правительство провозгласило принцип "преемственности власти" и "непрерывности права". Это выражалось в сохранении большинства старых государственных учреждений, действий основных положений 16-ти томного свода законов Российской империи.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских и удельных земель, составляющих собственность царской семьи. Одновременно было отдано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках. 19 марта правительство в социальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило самочинные захваты земли противозаконными. В целях подготовки материалов по аграрному вопросу для Учредительного собрания сознавалась система земельных комитетов.

Столь же неспешным и ограниченным были меры по рабочему вопросу. Временное правительство под давлением пролетариата одобрило в апреле закон о фабрично-городских комитетах и объявило о начале разработки законопроектов о профессиональных союзах, продолжительности рабочего дня, охране труда, страховании и тому подобное. Вновь образованное министерство пыталось регулировать взаимоотношение между трудом и капиталом в особых примирительны органах. Министерство продовольствия было призвано обеспечивать поддержание твердых цен на продукты питания и перераспределение продовольственных запасов. Все это было бы шагом вперед до февральских событий, сейчас же рабочие справедливо считали проводимые преобразования запоздалыми и неточными.

"В конечном счете Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому комитету, состояло в основном из организаторов прогрессивного блока 1915 г., то есть из политиков, которые хотели установления в России парламентского строя по западному образцу. Придя к власти, они преследовали цель не изменить экономический и общественный порядок, а только обновить государственные институты и выиграть войну, предоставить проведение структурных реформ Учредительному собранию". Верт Н. История Советского государства. С. 80.

Единодушные в общих направлениях своей деятельности, члены правительства тем не менее разделились по вопросу взаимоотношений с Советом. Одни считали (Милюков, Гучков), что следует свести к минимуму уступки Совету и сделать все для победы в войне, которая бы придала вес новому режиму. Это подразумевало немедленное восстановление порядка как в армии, так и на предприятиях. Тем временем продолжение войны можно было использовать как предлог для удушения революции и оправдания отсрочки реформ до созыва Учредительного собрания, который мог состояться только после установления мира. В отличие от сторонников "сопротивления", те, кто ратовал за "движение" (Некрасов, Терещенко, Керенский), настаивали на эффективных инициативах и немедленном принятии некоторых из требуемых Советом мер, чтобы подорвать авторитет последнего и вызвать патриотический подъем, необходимый для победы в войне. Разрываемое между этими двумя тенденциями и одержимое своей главной задачей - ускорить возвращение к нормальной жизни - временное правительство принимало меры ограниченного характера, которые могли удовлетворить только незначительную прослойку средних классов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.