Рефераты. Русская эмиграция ХХ века

p align="left">В любом случае они оказались гораздо скромнее тех апокалиптических прогнозов о будто бы накатывающем на Европу "девятом вале" эмиграции из бывшего СССР мощностью, по разным оценкам, от 3 до 20 миллионов человек, - наплыве, которого Западу даже чисто экономически не по силам было бы выдержать. На деле же ничего “страшного” на Западе не произошло. Легальная эмиграция из СССР оказалась неплохо защищена законодательствами всех западных стран и по-прежнему ограничена представителями лишь нескольких национальностей, для которых - опять-таки лишь в нескольких принимающих их странах - создана определенная правовая и социальная инфраструктура.

Речь идет в первую очередь об этнических немцах и евреях (в меньшей степени - о греках и армянах, в еще меньшей степени и в самое последнее время - о поляках и корейцах). В частности, Израиль создал правовые гарантии для иммиграции (репатриации) евреев, а Германия - для иммиграции немцев и евреев, проживавших на территории б. СССР.

Так, согласно германской Конституции и Закону об изгнанных (Bundes vertriebenen gesetz), ФРГ обязалась принимать на поселение и в гражданство всех лиц немецкой национальности, подвергшихся в 40-е гг. изгнанию с родных земель и проживающих вне Германии. Они приезжали и приезжают или в статусе «изгнанных» (Vertriebenen), или в статусе «переселенцев» или так называемых «поздних переселенцев» (Aussiedler или Spataussiedler) и практически сразу же, по первому же заявлению получают немецкое гражданство.

В 1950 году в ФРГ проживало около 51 тысяч немцев, родившихся на территории, до 1939 года входившей в СССР. Это оказалось немаловажным для начала немецкой иммиграции из Советского Союза, поскольку на первом ее этапе советская сторона шла навстречу главным образом в случаях воссоединения семей. Собственно немецкая эмиграция из СССР в ФРГ началась в 1951 году, когда «на родину» выехал 1721 этнический немец. 22 февраля 1955 года Бундестаг принял решение о признании ФРГ гражданства, принятого во время войны, что распространило действие «Закона об изгнанных» на всех немцев, проживавших в Восточной Европе. Уже к маю 1956 года в немецком посольстве в Москве скопилось около 80 тысяч заявлений советских немцев на выезд в ФРГ. В 1958-1959 годах число немецких эмигрантов составило 4-5,5 тысяч человек. Долгое время рекордным был результат 1976 года (9704 иммигрантов). В 1987 году «пал» 10-тысячный рубеж (14 488 человек), после чего практически каждый год планка поднималась на новую высоту (чел.): 1988 год - 47 572; 1989 год - 98 134; 1990 год - 147 950; 1991 год - 147 320; 1992 год - 195 950; 1993 год - 207 347 и 1994 год - 213 214 человек. В 1995 году планка устояла (209 409 человек), а в 1996 году - двинулась вниз (172 181 человек), что объясняется не столько политикой воссоздания благоприятных условий для проживания немцев в Казахстане, России и т.д., сколько предпринятым правительством ФРГ ужесточением регламента переселения, в частности, мерами по прикреплению переселенцев к предписанных им землям (в том числе и восточным, где сейчас проживает около 20%), но в особенности обязательством сдавать экзамен на знание немецкого языка (Sprachtest) еще в на месте (на экзамене, как правило, “проваливается” не менее 1/3 допущенных к нему).

Тем не менее 1990-е годы стали, по существу, временем самого что ни на есть обвального исхода российских немцев из республик бывшего СССР. Всего оттуда в ФРГ за 1951-1996 годы переселилось 1 549 490 немцев и членов их семей. По некоторым оценкам, немцы «по паспорту» (то есть прибывшие на основании §4 «Закона об изгнанных») составляют среди них примерно 4/5: еще 1/5 приходится на их супругов, потомков и родственников (в основном, русских и украинцев). К началу 1997 года в Казахстане, по тем же оценкам, осталось менее 1/3 проживавших там ранее немцев, в Киргизии - 1/6, а в Таджикистане немецкий контингент практически исчерпан.

Заключение

В заключение следует сказать, что, несмотря на то, что Российская Эмиграция уже внесла (и продолжает вносить) огромный вклад в мировую культуру и в дело борьбы с мировым злом - коммунизмом, но в силу своего положения в свободном мире и, особенно, в силу непонимания этим миром той цели, которую эмиграция преследует, она не имеет возможности в должной и нужной мере вести борьбу с поработителями нашей Родины-России.

Усилиями русских эмигрантов за рубежом была создана выдающаяся ветвь нашей отечественной культуры, охватившая многие направления человеческой деятельности (литература, искусство, наука, философия, образование) и обогатившая европейскую и всю мировую цивилизацию. Национально-своеобразные ценности, идеи и открытия заняли достойное место в западной культуре в целом, конкретных европейских и других стран, где приложился талант русских эмигрантов.

О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит и такой факт: трое из них удостоились Нобелевских премий: И.Р.Пригожин в 1977г. по химии; С.С.Кузнец в 1971 и В.В.Леонтьев в 1973г. по экономике.

Основное внимание русских мыслителей в начальные годы в эмиграции было обращено на осмысление феномена русской революции и ее влияния на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва народа. Но они не смогли переломить себя, точнее свою социально-классовую приверженность, а потому были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции как способа решения социальных проблем.

И надо еще подчеркнуть: главным и для этой части ученых и для всей белой эмиграции было политическое противостояние Советской власти. Именно за развертывание антисоветской деятельности многие получили финансовую поддержку от иностранцев. Не случайно В.В. Маяковский после посещения Парижа пришел к выводу, что здесь «самая злостная идейная эмиграция».

Таким образом, при всем масштабе и огромных заслугах эмигрантской культуры, не она определила последующее развитие и будущее России, своего народа в тяжелые годы ХХ века. Объективный, непредвзятый взгляд на этот сложный, многомерный процесс не может не привести в конце концов к самому главному выводу: помимо "отщепившейся", "отколовшейся" эмигрантской культуры в России сохранялась "магистральная" ветвь, само культурное ядро, носителем которого был главный исторический субъект - русский народ и его составная часть - интеллигенция, большая часть которой осталась на Родине.

Список литературы

1. Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М Наука. 2005г. 306с.

2. Кабузан В. М. Русские в мире: Динамика численности и расселение (1719-1989 гг.): Формирование этнических и политических границ русского народа. - СПб. Изд-во «Рус. Балт. информ. Центр «Блиц»», 1996. - 350 с.

3. Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции в архивах Москвы. Изд-во « М.: Историко-архивный институт РГГУ», 1998, 392 с.

4. Полян П. Жертвы двух диктатур: Жизнь, труд, унижения и смерть советских военнопленных на чужбине и на родине. М. РОСПЭН 2002 г. 896 с.

5. Мелихов Г.В. Маньчжурия далекая и близкая М Наука 1991 гг. 317 с.

6. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925-1932). Москва Русский путь, Викмо-М 2007 г. 320 с.

7. Юрий Пивоваров «Русская политика в ее историческом и культурном отношениях». Изд-во Рос. политическая энциклопедия 2006. 168 с.

Приложение

Военный коммунизм -- название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918--1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б) и введен НЭП.

Холодная война -- глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками -- с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Диктатура пролетариата -- завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. Термин «Диктатура пролетариата» появился в середине XIX века для обозначения политического режима, призванного выражать интересы рабочего класса. Первое известное использование термина -- в работе Карла Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (написана в январе -- марте 1850 года.

Культ личности -- возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (середина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920х-1950х годов).

Владимир Ильич Ленин

В.И. Ленин (Ульянов) родился 22 апреля 1870 года на берегах Волги в городе Симбирске ныне Ульяновске. В 1887 году Ленин окончил с золотой медалью Сибирскую гимназию и потом поступил на юридический факультет Казанского университета. В декабре Владимира Ильича исключили из этого учебного заведения за активное участие в студенческих волнениях. После ареста Ленина выслали в деревню Кукушкино Казанской губернии. Через год Владимир Ильич получил разрешение вернуться в город, но доступ в университет был для молодого революционера был закрыт.

Зимой 1888 - 89 годов в Казани Ленин вошел в революционный нелегальный кружок и стал изучать «Капитал» Карла Маркса. Скоро Владимир Ильич переселился в Самару. Здесь Ленин прожил четыре с половиной года, продолжая изучение трудов Маркса и Энгельса, а также знакомясь с трудами Плеханова и Каутского. Владимир Ильич тщательно изучал опыт рабочего движения на Западе, условия хозяйственного развития России и положение русского пролетариата и крестьянства.

Получив после долгих ходатайств разрешение сдать государственные экзамены экстерном при Петербургском университете, Ленин блестяще выдержал их в 1891 году и следующей весной получил в Самаре звание помощника присяжного поверенного. Юридической практикой он почти не занимался, лишь изредка выступая в самарском суде по назначению. К этому времени Ленин уже вполне оформился как марксист - революционер, определил задачи всей своей жизни. В Самаре он организовал первый марксистский кружок, установил связь с марксистами других городов, выступал с рефератами, где освещал с точки зрения марксизма вопросы хозяйственного развития России, критикуя мелкобуржуазные теории народников. Эти рефераты составили первые научные работы Ленина. Уже в те годы он поражал всех окружающих глубиной и разносторонностью знаний, революционной непримиримостью и последовательностью убеждений.

В сентябре 1893 года он переехал для ведения революционной работы в Петербург. Здесь Ленин вошел в марксистскую группу Красина, Кржижановского, Радченко, ведущих пропаганду в рабочих кружках. Почти сразу Ленин возглавил эту организацию. С самого начала деятельности в столице Владимир Ильич нацелил русских марксистов на формирование революционного рабочего движения и марксистской пролетарской партии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.