Думные дворяне состояли в Боярской думе. Только из их числа назначались воеводы во время войн, начальники приказов. Они же служили воинами в дворянском конном ополчении, в гарнизонах пограничных крепостей. Все они имели право судить своих крестьян, за исключением крупных политических и уголовных дел. Эти дела разбирались уже в государственных судах. Законодательство Руси защищало жизнь, честь, имущество феодалов суровыми наказаниями.
Беззаботная и разорительная жизнь бояр и помещиков требовала все больше и больше денег. Они увеличивали оброк с крестьян, переводили их на барщину.
Духовенство
Церковь всегда занимала на Руси значимое место в управлении государством. Высшим ее органом был митрополит Москвы, а в 1589 г. он стал называться патриархом всея Руси. Он избирался поместным собором и утверждался царем.
Духовенство было освобождено от несения государственной службы, от повинностей, от налогов. У церкви был свой суд, в котором судились все духовенство и зависимое от церкви население. Но дела по государственной измене, душегубстве, разбое по-прежнему вершил государственный суд. А такие дела, как развод в семье, преступления против нравственности рассматривал церковный суд над всеми светскими людьми.
Духовенство делилось на белое (приходские попы, дьяки, пономари) и черное (монахи, жившие в монастырях). Попы, дьяки могли жениться единственный раз в жизни. А монахам было запрещено иметь семью, чтобы не делить, не дробить земельные угодья монастырских земель. В XVI в. 1/3 всех земель с населением на Руси принадлежала духовенству, чем были очень недовольны бояре.
Соборное Уложение 1649 г. во многом лишило церковь ее богатств. Так, оно запретило боярам передавать свои земли монастырям «на помин души». А в 1584 г. церкви вообще запретили духовенству приобретать землю, но оставили им ранее приобретенные вотчины от бояр (купленные или подаренные).
Это же Соборное Уложение диктовало правила о подсудности духовенства в общем порядке. Льготы сохранялись только за самим патриархом и его служащими. Духовенство было очень недовольно этим Уложением. Архимандрит Никон назвал его «дьявольским законом», не признавал его и просил Государя отменить его. Этот монастырский приказ был упразднен только после смерти Никона.
Местничество
Военные чины, управленцы уездами, воеводы назначались не по своим деловым качествам, не по таланту, а «по породе». Высшие должности в государстве занимали только потомки богатых и состоятельных князей. Чуть ниже в управленческой лестнице располагались потомки удельных князей, еще ниже - мелкие удельные князья, обедневшие бояре.
Эта порочная система мешала выдвижению на ответственные государственные посты умных, деловых, способных людей. В борьбе за высшую ступень бояре нередко клеветали друг на друга, писали доносы, кляузы, челобитные царю. Такой способ назначения на высшие посты нанес большой ущерб стране и был отменен лишь в XVII в.
Боярская дума
Высшая власть в Российском государстве осуществлялась великим князем вместе с Боярской думой. Великий князь сам назначал бояр в Думу на высшие государственные должности. По сути своей Дума являлась сословным органом княжеско-боярской аристократии. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате. Они решали наиболее значительные судебные споры феодалов.
Все важнейшие внешнеполитические дела рассматривались великим князем вместе с боярами. Думные должности занимали самые знаменитые и богатые аристократические фамилии бояр.
Все великие князья, а затем и цари в своей властной политике опирались на крупных бояр, владельцев крупных вотчин - на тех, кто был в силу своего богатства способен выставить на случай войны собственные вооруженные силы. Делопроизводство в Думе вели Думные дьяки.
Дума утвердила Судебник 1497 г. и Судебники 1550 и 1589 гг., указы о беглых крестьянах, о кабальном холопстве, новые налоги. Дума надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, по земельным делам, вела переговоры с иностранными послами.
Большой урон в государственном управлении наносил порядок назначения на думные должности по принципу местничества, т.е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице, от знатности его рода, от его происхождения. Нередко в Думу попадали только потому, что предки его когда-то служили при великокняжеском дворе.
Часто в Думе заседали престарелые, глуховатые, подслеповатые старики-феодалы и попросту засыпали на заседаниях Думы. Самостоятельность Боярской Думы во многом пошатнулась, когда в 1550 г. был издан новый «Судебник», по которому к правосудию привлекались представители посадского населения, черносошные крестьяне. Появилась бюрократия (судьи приказов, воевод, дьяков). А после появления именных указов царя (без участия Думы) стремительно пошел процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.
Заседания Думы проходили в Кремле или в Александровской Слободе. Во время правления Ивана 1V опричнина (1565-1584 гг.) вела борьбу против пережитков феодальной разобщенности, на подрыв мощи. После смерти Ивана Грозного к власти пришел Василий Шуйский (1606-1610 гг.) и создал еще отдельную Думу в тушинском лагере. А после свержения Василия Шуйского к власти пришла Дума из 7 бояр, как современники называли ее «семибоярщина».
Боярская Дума просуществовала весь 17 в., хотя ее значение сильно упало.
Земские соборы
Земский собор - это орган, пришедший на смену вечу.
Земские соборы созывались царями лишь в случае необходимости.
На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.
Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии.
Земские соборы укрепляли власть монарха, в своих решениях поддерживали его, служили орудием укрепления самодержавия.
Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Тогда началось проведение крупных реформ.
Земской Собор состоял из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.
Вводилось земское самоуправление. Земской собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола.
В 1551 г. состоялся церковный собор, выпустивший сборник своих постановлений - Стоглав.
Особенность Земского Собора 1565 г. заключается в том, что он собрался по инициативе сословий, в отсутствии царя.
В 1565 г. задачей Земского Собора было исключить возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила - купцы и посадские верхи.
В январе 1565 г. Земской Собор в Москве действует не как совещание при царе, а как орган, ведущий переговоры с царем.
Собор, собравшийся в январе 1613 г., был единственным земским собором, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян.
Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 г.) и дней (1642 г.) до нескольких месяцев (1648-1649 гг.) и даже лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 гг.).
Решения земских соборов оформлялись в соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.
С 60-х годов 17 в. земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания.
Значение и характеры земских соборов были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило лишь совещательный и осведомительный характер; выборные люди излагали правительству свои «пожелания» и затем предоставляли решение вопроса царю.
Соборы принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства.
Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным учреждением в полном смысле слова. Лишь иногда земской собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимала участие Боярская Дума во главе с царем.
Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии страны как демократического государства.
Горожане (посадские люди)
В начале 16 в. бурное развитие товарного производства привело к возникновению и росту ремесленно-торговых поселений - посадов и городов. На рубежах страны строились крепости, которые тоже впоследствии превращались в городские поселения. К середине 16 в. в России было уже 160 городов. В Москве насчитывалось 100 тыс. жителей, в Новгороде - 25 тыс.
По сословному составу население городов было довольно разнообразно: светские и духовные феодалы, ремесленники и торговые люди. Были среди посадских людей и земледельцы, у которых при доме были сады и огороды. В городах было множество конюшен, кто содержал лошадей занимались извозом и ямщичеством.
В промышленных городах (соледобывающих, оружейных, ткацких) все чаще стал применяться наемный труд. Так постепенно складывалось еще одно сословие городского населения - свободных холопов, не владеющих своими средствами производства (в последствии - рабочий класс).
Крупными центрами железоделательного производства стали города: Новгород, Тула, Устюг. Соляными промыслами занимался Соль-Галицк, Сольвычегодск. Выделкой кож славились города: Ярославль, Серпухов.
Нередко в городах поднимались восстания. Особенно крупными были восстания с оружием в руках в 1547, 1605, 1648 и 1662 гг. Причины их были самые разные: недовольство большими налогами, соляные бунты, рекрутчина, поборы на ведение войн и т.д. Так Земский собор 1648 г. рассматривал челобитные (жалобы) горожан на «белые слободы», не обложенные никакими налогами и требовали уничтожить это неравенство.
«Соборное Уложение» 1649 г. ликвидировало «белые слободы» и наложило на них такое же тягло, подати и налоги в пользу царя и стали называться тяглым (черным).
Основная масса городского населения всем тяготам феодальной эксплуатации со стороны царя, крупных феодалов и самой городской верхушки. Но с ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения. И уже к середине 16 в. они добились права на самоуправление.
Купечество
Уже к концу 15 в. из городского населения выделился еще один совершенно самостоятельный слой - купечество. Те из них, кто ездил торговать за границу получали название «гости». А внутри сословия купечество делилось на гильдии (разряды) по количеству накопленного капитала.
Страницы: 1, 2, 3