Рефераты. Самураи Японии в бытовом аспекте

p align="left">Понимая это, самурай, желающий неуклонно следовать бусидо не будет думать о доме как о своем постоянном обиталище и не будет растрачивать усилия на изысканное его украшение [4, c.71-72]. Кроме того, если дом окажется охваченным огнем, он должен быть готов быстро построить новое жилище. Поэтому тот, кто не предвидел этого, тратил на строительство дома слишком много денег и даже влезал в долги. Таких самураев считали людьми без здравого рассудка.

3.5 СЛУГИ И ОРУЖИЕ

Каждый самурай, находящийся на службе, должен был иметь в достатке все необходимое оружие. В каждом доме свои военные правила, поэтому необходимо тщательно приготовить все, чего требовал господин: знамена, флаги и знаки отличия на шлеме, подставки для копий и кресты на рукава, а также метки для вьючных животных. Тот, кто все делает на бегу, проявлял беспечность и вызывал презрение. Известны случаи, когда не побеспокоившиеся о знаках отличия были атакованы и убиты своими же, поэтому такими вещами нельзя было пренебречь [4,c.69]. Некоторые самураи считали, что их слугам не придется ни с кем сражаться и потому давали им вместо настоящих мечей бамбуковые или деревянные. Они также не обеспечивали их набедренными повязками, полагая, что тем не придется подпоясываться. И такие самураи из-за своей непредусмотрительности не редко попадали в беду. "И самурай, который является рыцарем, получает большое жалование и не знает, когда ему суждено вступить в бой, во сто крат более заслуживает презрения, если у него нет необходимого оружия, чем молодой слуга с деревянным мечом или без набедренной повязки. Поэтому только из боязни подвергнуться всеобщему осуждению он должен обеспечить себя всем необходимым" [28, c.67]. Но существовала и маленькая хитрость: когда вассал низкого звания должен добыть себе доспехи и у него, предположим, всего три золотых, две трети этих денег ему лучше всего потратить на доспехи и шлем, а оставшиеся - на остальное, как то: нижнее белье, штаны, куртка, хакама, пояс, хлыст, веер, сумка, плащ, фляга и т д., так, чтобы у него было все необходимое, равно как и полное боевое снаряжение. Затем, как бы он ни был молод и силен, лучше отказаться от внушительных железных доспехов и тяжелых знамен и штандартов по той простой причине, что, пока он молод и полон сил, они не тяжелы для него, но с возрастом они могут стать для него неподъемными. Молодой воин может заболеть или получить ранение, и тогда даже самые легкие железные доспехи окажутся непосильной ношей. А если молодой воин становится известен тем, что его знамена и штандарты тяжелы, ему будет трудно отказаться от них даже тогда, когда он постареет и не сможет так легко управляться с ними [23].

Вассал низкого ранга даже в исключительных случаях должен был обходиться без множества слуг, и тогда ему понадобится лишь одно копье. Если оно окажется повреждено, некому будет нести копье перед ним. Поэтому он должен иметь запас наконечников, к которым, при необходимости, можно присоединить бамбуковые древка.

Если копье повреждено незначительно, следовало дать слугам длинный и тяжелый меч. А молодые оруженосцы должны быть облачены в случае похода в доспехи "домару" и железный шлем, а прочие слуги - в "мунэкакэ", а головы должны были быть повязаны полотенцами, т.к. низкий вассал должен легко вооружать своих людей [ 8, c.59].

Если предстояла схватка на мечах, то следовало одеть доспехи и шлем: лезвие меча может погнуться, тогда понадобится сменить оружие. Старый меч нужно отдать молодому оруженосцу, который, в свою очередь, передаст его носителю сандалий или конюху. Поскольку все самураи находились на службе и их долг состоял в том, чтобы уничтожать мятежников и разбойников, и обеспечивать спокойствие и безопасность трех сословий. Но даже самый последний из самураев не должен совершать преступлений или несправедливости против этих трех сословий. То есть, он не должен требовать от крестьян большего, чем обычно, вознаграждения, и не должен силой заставлять их служить ему. Он не должен заказывать ремесленникам вещи и потом отказываться платить за них, он не должен забирать вещи у горожан и торговцев и заставлять их ждать своих денег. Самое же непристойное - одалживать им деньги и наживаться на этом, подобно простому ростовщику. "Следует всегда быть внимательным к этим людям, сочувствовать крестьянам в своих владениях и не причинять вреда ремесленникам. И даже если не можешь сразу вернуть долги горожанам и торговцам, их следует время от времени выплачивать по частям, чтобы не загонять эти сословия в нужду и лишения. Самурай, чей долг - карать разбойников и грабителей, не должен идти по пути этих преступников" [28, c.129].

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА САМУРАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Меж цветов красуется сакура,

меж людей - самурай

Японская пословица

4.1 МАНЕРЫ И ВНЕШНИЙ ВИД САМУРАЯ

Воины тринадцатого столетия, эпохи регентства Ходзё, были в глазах двора грубыми, нецивилизованными "восточными варварами". Но, что интересно, они хотели оставаться такими, так как презирали утонченную придворную благопристойность и блага дворцовой жизни, желая сохранить в неприкосновенности свои суровые ценности. Но пять столетий спустя ситуация кардинально изменилась. В эпоху Эдо бороду и усы самураи, как правило, сбривали и делали это ежедневно. Самураи, потерявшие вассалитет и ставшие ронинами, не выбривали себе лоб, отпуская длинные волосы. Это было как бы внешним показателем отсутствия у воина господина (покровителя) [31, c.90-91].

Самураи создали и свою оригинальную культуру. В эпоху Эдо самураи сравнялись с аристократическим сословием. Они учились не только воинскому искусству, но и хорошо читали, писали (а это, нужно заметить, для иероглифической системы письма представляет значительную трудность), знали математику. Многие самураи постигали также искусство танца, практиковали написание художественных произведений, прежде всего поэзии, играли в го, проявляли незаурядное умение организовать и провести чайную церемонию и даже выступить в театре но.

Дайдодзи говорит в "Будосёсинсю": "Раз самурай находится во главе трех сословий общества и призван управлять, он должен быть хорошо образован и глубоко понимать причины вещей" [15, c.109].

Далее он отмечает, что прежде, во времена войн, молодые самураи начинали постигать премудрости боевого искусства уже в возрасте двенадцати-тринадцати лет, а в пятнадцать-шестнадцать лет они шли в свою первую битву, как упоминалось уже ранее. "У них не было времени сидеть за книгами или брать в руки кисть для письма, поэтому в те времена многие самураи не могли написать ни одного иероглифа... И с этим ничего нельзя было поделать, ибо вся их жизнь была полностью отдана Пути воина (бусидо)". "Теперь же", - продолжает он, - "когда империя покоится в мире, ситуация другая [15, c.110]

Дайдодзи рекомендует: "В семь или восемь лет, когда ребенок подрос, его нужно познакомить с Четверокнижием, Пятиканонием и Семикнижием (классические конфуцианские сочинения), а также обучить каллиграфии, чтобы он научился писать китайские иероглифы... Затем, когда ему исполнится пятнадцать или шестнадцать, его следует обучать стрельбе из лука, верховой езде и всем другим боевым искусствам, ибо только так самурай должен воспитывать своих сыновей в мирное время" [15, c.93]. И тогда по его представлениям молодой самурай сможет с гордостью носить имя буси, он будет высокообразованным и культурным человеком, но "с сердцем, подобным кремню": он не согнется ни перед какими трудностями.

Насколько уровень образования самурая должен выходить за пределы базового -- на этот счет существовали разные взгляды. Его необходимыми составляющими часто называли умение слагать стихи (традиция, уходящая вглубь веков к воинам "Хэйкэ моногатари", которые, даже умирая в сражении, оставляли прощальное стихотворение) и искусство чайной церемонии (чему в немалой степени поспособствовал Хидэёси), отличающееся суровой простотой и достоинством. Автор "Будосёсинсю" считает, что самураю надлежит "постоянно читать древние хроники, дабы укреплять свой дух и характер". "Описания сражений с подробным перечислением имен тех, кто совершил великие подвиги и пал в бою", -- полагает он, -- "возвысят помыслы молодого воина" [15, c. 223]. То есть следовало пестовать свой боевой дух следует даже во время отдыха!

Другой же автор, Цунэтомо, уверен, что самураю достаточно изучать историю и генеалогию клана своего господина, дабы, исполнившись сознания ее величия и славы, продолжать и приумножать ее своими деяниями:

"Вассал должен уделять большое внимание Коку-гаку (здесь -- история клана Набэсима). Очень важно не только знать о происхождении клана господина, но и постичь основы неизбывной гуманности и горьких трудов его предков... Независимо от занимаемого положения, мы должны почитать своих предков и в мирное время, и в периоды войн, и постигать оставленное ими нам завещание... Знание же, пришедшее из других земель, бесполезно... Когда же познал Ко-кугаку, можно послушать и другие (нечужеземные) учения для своего удовольствия" [15, c. 297].

Цунэтомо убежден, что его господин владеет тайными посланиями, завещанными клану великим предком, благодаря блистательной мудрости которого клан сохраняет единство и процветает. Несомненно, верит он, что нынешний господин познакомился с ними.

Однако как и можно было ожидать, среди самураев оставались и стойкие приверженцы древних воинских диктумов и идеалов, считавшие, что Путь самурая -- это путь если и культуры, то культуры меча и копья. Особенно это касалось тех, кто был воспитан в данной традиции и следовал ей. Одним из них был Като Киёмаса (1562-1611 гг.), сын кузнеца, ставший одним из лучших полководцев Хидэёси. Впрочем, отчасти его сугубо "радикальный" подход к бусидо можно объяснить тем, что он не дожил до того времени, когда Токутава Иэясу железной рукой установил порядок во всей стране. Киёмаса был убежден, что перед человеком, рожденным в доме воина, стоит только одна цель -- взять в руки меч и умереть. По его мнению, изящные искусства, поэзия и чтение ослабляют воинский дух, а тех, кто занимается танцами Но, он вообще советовал приговаривать к сэппуку.

Но даже не все его современники соглашались с ним. Воин (буси) должен полностью соответствовать древнему смыслу своего имени, он должен быть человеком меча и учености и никогда не пренебрегать последней. Конечно, небоевые искусства не являются первым делом самурая, и учение ради самого учения -- не его цель. Но это не значит, что он должен уподобляться необразованным простолюдинам. (Здесь можно провести, хотя и с оговорками, параллель с англичанами периода колониализма. Многие отважные исследователи, военачальники и губернаторы новых земель были аристократами по рождению и воспитанию, а некоторые из них -- еще и известными писателями и учеными.) Особенно ценным в практическо-функциональном плане они считали знание китайских нравственно-философских канонов, видевшихся средоточием непостигаемой мудрости, и умение хорошо писать, что также порой было просто необходимо.

Такэда Сингэн (1521-1573 гг.), великий полководец и могущественный даймё, полагал, что обучение самурая должно быть тесно связано с его повседневными обязанностями и жизнью. А Курода Нагамаса (1568-1623 гг.), лишь недолго проживший при новом порядке Токугава, был убежден, что образованность и высокая культура -- это не столько чтение книг, сколько познание Пути Истины. А для управляющего знать Путь Истины -- значит быть проницательным и прямым человеком, который и в жизни, и на службе пользуется собственной властью лишь во благо другим, проявляет гуманность по отношению ко всем людям, разбирается в них и умеет четко отличать добро от зла [37, c. 99].

Нитобэ, писавший уже в двадцатом столетии, в самом конце самурайской эпохи и несколько романтизировавший и идеализировавший самураев, так суммаризирует взгляды Такэда и Курода: "Настоящий самурай считает ученым читающего книги и стремящегося к истине человека... Бусидо следуют не ради него самого, а ради обретения мудрости... Знать и действовать -- это одно и то же" [23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.