Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Сборник практических заданий по предмету "Отечественная история"
онец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе. В 50-е годы журнал "Современник" объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики. Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране. Александр Иванович Герцен (1812-1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли. В романе "Кто виноват? " (1848 г) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы. Рассказы, написанные Герценом в 50-60-е годы, построены уже на западноевропейской тематике. Лучший из них "Доктор, умирающий и мертвые" основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам 1848 г., предавшим дело революции. Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах "Былое и думы" (50-60-е годы). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен - блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики Познанский В. В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976. С.92. Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855 г), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям. Чернышевский связывает искусство с борьбой против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее революционного преобразования общества. Большое значение имел роман Чернышевского "Что делать? " (1863 г). В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. Характерная черта творчества Чернышевского-желание связать стремления людей к разумному общественному устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение в так называемом "разумном эгоизме", который исповедуют герои романа. Через образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье. Александр Николаевич Островский (1823-1886) - исключительная фигура на фоне литературы XIX в. На Западе до появления Ибсена не было ни одного драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он нашел оригинальный материал для своих сценических произведений. Картины жизни купечества давали Островскому возможность показать важную сторону русской жизни в целом, "темное царство" старой России Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976. С.92. Но Островский не только рисует "темное царство" невежественных купцов, взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже в драме "Гроза" он вывел женский характер, полный нравственной силы и честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В пьесах "Последняя жертва", "Бесприданница", "Таланты и поклонники" Островский показал трагическую судьбу женщины в мире богатых и бедных, господ и рабов. С беспощадным презрением изображает драматург ничтожных дворян, вынужденных отступить перед дельцами нового типа. Победителем оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента-разночинца, защищающего демократические идеалы. Островский - народный драматург в подлинном и глубоком смысле этого слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства с фольклором - народными песнями, пословицами и поговорками, составляющими даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической тенденцией изображении народной жизни, и в необычайной выпуклости, рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую форму и адресованных народному зрителю. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах "Современника" под общим названием "Записки охотника" (1847-1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах "Рудин" (1856 г) и "Дворянское гнездо" (1859 г) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в "Евгении Онегине", послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего "лишнего человека" с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы. Тургенев не ограничился изображением "лишних людей". В романе "Накануне" (1860 г) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе "Отцы и дети" (1862 г). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах - "нигилист", отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков. В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию. Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812-1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова "Обыкновенная история" (1847 г) и "Обломов" (1859 г) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В "Обыкновенной истории" он осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.
Живопись
В жанровой живописи путь к реализму прокладывали одновременно с Брюлловым и вслед за ним поэт крестьянского быта и труда А.Г. Венеци
анов, самый выдающийся из русских маринистов И.К. Айвазовский и гениальный Александр Андреевич Иванов - автор картины "Явление Христа народу" (1837-1857 гг.), главная идея которой воспринималась тогда в России как идея скорого пришествия свободы. Подлинным основоположником нового направления стал Павел Андреевич Федотов. Этот, по выражению его биографа, "Гоголь в красках" написал такие картины7, которые заложили фундамент реализма в русской живописи. На этом фундаменте последователи Федотова - передвижники (то есть члены Товарищества передвижных художественных выставок), - воздвигли само здание критического реализма, который таким образом в 60-70-х годах возобладал вслед за литературой и в живописи. Товарищество передвижников было основано в 1870 г. с двоякой целью: создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных художественных выставок в разных центрах страны. Товарищество объединило всех, за редким исключением, лучших русских художников того времени (108 членов, кроме 440 экспонентов). Среди них были. мастера бытового жанра В.Г. Перов, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошен-ко, Г.Г. Мясоедов, пейзажисты А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, первый баталист России В.В. Верещагин и первый портретист В.А. Серов, художники широчайшего диапазона И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов. Наивысший расцвет русской живописи связан с творчеством Репина и Сурикова. Василий Иванович Суриков - самый выдающийся в России и один из крупнейших в мире мастер исторического жанра. Он бесподобно изображал народную массу как единое целое, как героя истории, не безликую толпу, а сочетание неповторимых индивидуальностей. Именно так воспринимались массы людей в его картинах "Покорение Сибири Ермаком", "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы". Другое достоинство Сурикова - его умение раскрыть на примере частного эпизода, отдельного факта и даже фактической детали трагедию истории. Так, в картине "Утро стрелецкой казни" (1878-1881 гг.) борьба двух сил, двух исторических миров олицетворяется в двух полных вызова и ненависти взглядах, которыми обмениваются Петр I и сидящий на телеге стрелец со свечкой. Эта "дуэль взглядов" составляет психологическую ось композиции, исполненную глубочайшего смысла. "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" (1881 - 1887 гг.) - самые значительные произведения Сурикова. Первая из них представила собой, по мнению специалистов, фундамент мировой славы Сурикова, вторая - ее венец. Илья Ефимович Репин - "Илья Муромец русской живописи", как назвали его современники в честь самого могучего из былинных богатырей, - создавал произведения, отличавшиеся необычайной широтой диапазона, монументальностью и психологизмом, только ему доступным мастерством типизации. В его картине "Бурлаки на Волге" (1870 - 1873 гг.) перед взором зрителя встает впряженная в лямки, подневольная и страждущая, но могучая Русь.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
,
9
, 10,
11
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.