Рефераты. Съезд казаков Дона (80-90е гг.)

p align="left">Местным организациям Союза предоставлено право самостоятельно определять свою структуру и принципы управления с учетом местных особенностей, традиции и Войсковым Уставом (Устав СК ОВД. Резолюция № 2 «Об управлении Союзом казаков Области Войска Донского») . Озеров А.А, Киблицкий А.Г. История современного донского казачества. Ростов-на-Дону,2000. С.245-246.

Отдельно оговариваются права Союза, который для осуществления своих целей и задач:

- представляет и защищает законные интересы своих членов в государственных и общественных органах СССР и других стран;

-участвует в формировании органов государственной власти и управления;

- осуществляет законодательную инициативу; -свободно распространяет информацию о своих целях и задачах, принимает обращения к широкой общественности;

-владеет, пользуется и распоряжается своими основными и оборотными средствами;

-заключает от своего имени хозяйственные договоры и контракты с советскими и иностранными юридическими лицами на приобретение и продажу продукции и услуг;

- открывает валютные счета за рубежом;

- строит, приобретает, продает, арендует и сдает внаем, как в СССР, так и за границей, объекты научного, производственного, торгово-сбыточного, культурно-бытового, сервисного назначения и прочего движимого имущества;

- берет в постоянное и временное пользование землю;

-устанавливает размер выплаты материального вознаграждения лицам, постоянно работающим в Союзе казаков Области Войска Донского, либо лицам, привлекаемым на основе срочных или иных соглашений. А.А, Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в Новой России. Ростов-на-Дону,2004.С.50.

Принятие Кругом Резолюций «К вопросу о статусе донского казачества», «К заявлению Большого Круга Союза казаков Области Войска Донского «О гражданской и политической реабилитации казачества», «К заявлению Большого Круга Союза казаков Области Войска Донского «О межнациональных отношениях на Дону», «О казачьем землепользовании на Дону», «О союзе казаков Области Войска Донского с Армией» позволили выработать и определить политическую платформу не только донских казаков, но и движения в целом. Поэтому главным направлением в деятельности Союза становится решение вопросов политической реабилитации казачества.

Определяя основные цели и задачи движения и формулируя их в резолюциях и Уставе, Союз на первое место выдвигает политические требования и это прежде всего:

-борьба за ликвидацию последствий передела территории бывшей Области Войска Донского, восстановление её' в прежних границах, возвращение ей исторического названия - Донская область - с восстановлением окружного деления;

- разработка совместно с Союзом казаков проекта закона о Статусе казачества для вхождения в Верховные Советы РСФСР и СССР, на его базе - Статуса донского казачества, исходя из того, что донскими казаками являются потомки казачьих родов по всем линиям, независимо от их места рождения и проживания, возрождение практики приписных казаков;

-участие в государственном и общественном самоуправлении, образование при Советах всех уровней казачьих секций, а на их базе - «Общественного казачьего парламента Дона» с правом законодательной инициативы, совместно с Союзом казаков - казачьих секций в Верховных Советах РСФСР и СССР;

- подготовка предвыборных программ Союза, единого списка казачьих кандидатов;

-разработка стратегии и тактики сотрудничества с русскими общественно-политическими движениями, выступающими за национальное возрождение, народное согласие и примирение;

-соблюдение приоритета казачьего движения перед любыми политическими организациями;

-требование гражданской и политической реабилитации казачества с выявлением исторической правды о нем и его роли в создании России;

- проведение общественного суда над идеологами расказачивания и раскрестьянивания, других преступлений против казачества; поминовение жертв геноцида и увековечение их памяти, исключение из названий улиц, предприятий и хозяйств, населенных пунктов имён, причастных к репрессиям, в том числе против Русской Православной церкви; восстановление исторических названий;

- право участия в предотвращении межнациональных конфликтов, установление казачьими кругами совместно с местными Советами и правоохранительными органами контроля за стихийной миграцией на Дону;

- признание территории бывшей Области Войска Донского местом исторического проживания донских казаков, их права на свободное самовыражение в рамках этой территории с учетом традиционного казачьего землепользования;

- стояние на том, чтобы земля, ее недра, леса и водные ресурсы не передавались в пользование, не сдавались в аренду, не продавались частным лицам, в том числе иностранным, без учета мнения донского казачества и его представителей в лице Совета Атаманов;

- прекращение отчуждения и разбазаривания казачьей земли, в том числе и так называемых свободных земель, добиваться создания на их базе (путем ревизии и учета) запасных казачьих земель для образования новых хуторов, наделения малоземельных выходцев с Дона и иных нужд, восстановление форм традиционного общинного пользования землей и соединение их с современными сельскохозяйственными технологиями; сочетание семейного (надельного) хозяйствования, не исключая отрубного, с казачьими кооперативами и акционерными обществами, при непременном условии, что земельный надел (пай) в любой форме обладания им находится в руках работающего с правом передачи по наследству и сдачи в аренду, но без права продажи и передачи в другие руки, минуя казачью общину. Кооперативы, акционерные общества могут входить, особенно в переходный период, составной частью в коллективные хозяйства на правах юридического лица. Исключение передачи земли мигрирующему населению из автономий и республик, что угрожает самому существованию казачества;

-союз с армией. Участие в ее обновлении, борьба с дискредитацией армии, за запрещение направления воинских частей, воинов запаса для умиротворения населения других республик Там же.-С. 52-53..

В резолюции № 9 «О союзе казаков Области Войска Донского с Армией» формулируются предложения делегатов к включению в закон об обороне СССР и направляются на рассмотрение в Верховные Советы РСФСР и СССР, МО СССР, КГБ СССР.

Предлагается создание воинских формирований в составе Вооруженных Сил СССР:

-Отдельных Донских Казачьих полков специального назначения, предназначенных для ведения глубинной разведки и проведения боевых действий в тылу противника,

- Отдельных Донских Казачьих пластунских дивизий, представляющих собой организационно-штатную структуру мотострелковых соединений и имеющих соответствующие задачи,

- В ВМФ - корабля, укомплектованного экипажем (включая офицеров) из уроженцев Дона.

Для укомплектования Донских Казачьих частей офицерскими кадрами МО СССР вносится предложение восстановить на базе Новочеркасского Высшего военного училища связи Донское Казачье (юнкерское) училище. На его базе создать факультеты: общевойсковой (специального назначения), артиллерийский, связи, обеспечения тыла, военно-медицинский.

С целью воспитания малолетних жителей Дона, оставшихся без родителей, а также поддержки лиц допризывного возраста, пожелавших на конкурсной основе получить среднее общегражданское и начальное военное образование, предлагается воссоздание Казачьего (кадетского) корпуса, а КГБ СССР выделить участки Государственной границы СССР для охраны их Донскими Казачьими воинскими формированиями и создать конные Донские Казачьи сотни пограничной стражи.

Третьим приоритетным направлением деятельности Союза становится историческое культурное и духовное возрождение казачества, которое нашло свое отражение в Программе Союза и Обращении «К казакам зарубежья» . Прежде всего это:

- восстановление исторической правды о казачестве и его роли в истории России, проведение общественного суда над идеологами расказачивания, поминовение жертв геноцида и увековечение их памяти, восстановление исторических названий;

-участие в сохранении, реставрации и установке памятников славным сынам донского казачества. Приведение в порядок кладбищ. Возрождение праздников и памятных дат Войска Донского. Поиск, сбор и издание документальных материалов, рукописей, воспоминаний, художественных произведений о казаках. Восстановление, накопление и хранение казачьих архивов. Проведение научно-теоретических конференций «Донское казачество и история России», издание новых учебников по истории Дона;

-создание казачьих издательств, предприятий, собственной полиграфической базы и издание «Донской исторической библиотеки», восстановление казачьих газет, журналов, еженедельников и иных средств массовой информации;

-создание объединения «Казачья культура Дона» и комплексного заповедника «Верхне-Донского юрта донского казачества» с центром в станице Вешенской;

-учреждение малых хозрасчетных предприятий по выпуску казачьей символики и атрибутике, пошиву казачьей формы;

- возрождение на Дону Казачьего (кадетского) корпуса и лицеев с целью воспитания молодежи в лучших традициях: почитание стариков, отца и матери, крепкой семьи, привитие уважения к хлебу, труду и службе во благо отечества;

-единение с зарубежным казачеством с целью восстановления исторической правды о казачестве, возрождения национального самосознания и ликвидации разрыва между двумя частями единой казачьей общности.

Одним из официальных принципов построения деятельности Союза провозглашается приверженность Православию и проведение совместно с Русской Православной церковью работы по духовному возрождению донского казачества, восстановлению приходов и храмов, организации центров духовной культуры, проявляя при этом уважение и веротерпимость к исповедующим другие религии.

Не будет обойден вопрос о принципах взаимоотношения с политическими партиями и движениями. Не только в оргкомитете, но и на самом круге, вопрос об отношении к КПСС вызовет жаркие споры. Делегаты учитывали, что многие казаки, и прежде всего актив не городских казаков, являются членами КПСС. Городское же казачество находилось под влиянием различных демократических движений и партий, требовавших запрещения членства в КПСС и в отношении выбранного Войскового Атамана.

Раскол всё же удалось предотвратить, и не без вмешательства М.М. Шолохова. В конце концов, из шести первоначальных пунктов раздела «Взаимоотношения с политическими партиями и движениями» в Программе Круг оставил два:

1. Соблюдение приоритета движения казачества перед любыми политическими организациями.

2. Сотрудничество с общественно-политическими организациями Дона, стоящими на платформе российского национального возрождения и народного согласия. Озеров А.А., Киблицкий А.Г. История современного донского казачества... С.143.

Если говорить о возможности участия казаков в новых партиях, то Круг напрочь отверг эту идею, акцентируя внимание на том, что у движения есть собственные политические интересы.

В «Декларации к Съезду казаков Дона» будет сформулирована позиция донского казачества к партиям и движениям, и принципы взаимоотношения с ними: «мы можем быть едины в общем устремлении, независимо от национальности и партийности», «народное здравомыслие - в объединении всех патриотических сил».

Итогом завершения жаркой дискуссии, развернувшейся на Круге, стало принятие Резолюции «О прекращении гражданской войны на Дону», которая родилась в ходе работы и была беспрецедентной, как по названию, так и по содержанию. Как мы уже отмечали, косвенным эффектом от «исторического примирения» и прекращения деления казаков на «красных» и «белых» был невольный намек на прекращение современного разделения на «коммунистов» и «беспартийных», вследствие чего часть радикально настроенных делегатов отнеслась к резолюции настороженно. Там же.-С.146.

Принятые документы Союза казаков ОВД намного отличались от документов и программ, уже принятых на тот момент казачьими кругами в России. Это был очередной шаг Российского казачества по созданию не столько общественно-патриотического, а во многом общественно-политического движения, для достижения целей возрождения казачества.

Таким образом, Съезд казаков дона стал очередной и немаловажной вехой в процессе возрождения казачества. Решения, принятые на нем подняли процесс возрождения на новую ступень. Немаловажным итогом было и то, что Донские казаки все-таки смогли стать во главе процесса возрождения, немотря на наличие разногласий.

Заключение

Несмотря на всю значимость рассматриваемого съезда противоречия. Внутри казачества на том этапе окончательно преодолеть так и не удалось. Они постепенно нарастали и вылились в противостояние казаков под руководством А.В. Мартынова (Москва) с одной стороны, а с другой - казаков под руководством В.Н. Ратиева (Новочеркасск). Осложняется обстановка и внутри самого донского казачества. Так называемые городские казаки, т.е. казаки различных станиц Новочеркасска (Верхней, Средней, Нижней и др.), всё чаще и чаще не соглашаются с решениями В.Н. Ратиева и Н.И. Козицина. Масла в огонь этого процесса подбросил подписанный договор о дружбе и сотрудничестве Союза казаков Области Войска Донского с республикой Чечня. А.А, Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в Новой России. Ростов-на-Дону,2004.С.58. Разнополюсность оценок содержания Договора и необходимость его подписания развели позиции сторон.

Конец 1994 года и начало 1995-го характерны для казачества Дона явным размежеванием позиций и попытками сторон найти опору и понимание, скорее, у государственных федеральных и местных властных структур, нежели между собой. Весь 1995 год прошел в текущей работе по укреплению казачьих рядов и в противостоянии приверженцев Атамана Н.И. Козицина и казачества г. Новочеркасска во главе с избранным Атаманом Новочеркасского округа Г.П. Недвигиным. Попытки найти взаимопонимание оканчивались безрезультатно. Более того, в октябре 1996 года произошел внутренний раскол между Атаманами Н.И. Козициным и В.Н. Ратиевым и их сторонниками.

В 1996 году на. Большом Круге в г. Новочеркасске Атаманом Войска Донского избирается мэр г. Волгодонска Вячеслав Фадеевич Хижняков. 17 июня 1997 года Указом Президента Российской Федерации регистрируется Устав Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Там же.-С.59.

Так, на общественно-политической арене Дона и Новочеркасска появились два официально зарегистрированных, но противоположных по направленности крыла Всевеликого Войска Донского. Одно продолжало свои общественные традиции и возглавлялось Н.И. Козициным, а другое перешло на государственную службу во главе с В.Ф. Хижняковым. Естественно, что Атаман Н.И. Козицин не признал «законность» государственного казачества и пытался протестовать в письмах к Президенту России Б.Н. Ельцину, архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеймону. 14 октября 1997 года Президент России Б.Н. Ельцин утвердил кандидатуру В.Ф. Хиж^яко-ва Атаманом ВКО ВВД . В октябре 1991 года в помещении училища связи в Новочеркасске начал свою работу Второй Большой Круг Союза казаков Дона. На Дону продолжают сосуществовать два казачьих войска. Пока они не находят общего языка и взаимопонимания. Там же.-С.60.Нет единства и в понимании идеи возрождения, но наметились положительные сдвиги в этом вопросе, основные проблемы и противоречия связанные с процессом возрождения теперь переместились в сферу взаимоотношений власть-казачество. Понимая необходимость возрождения казачества, власти объявили о всяческой его поддержке, но в то же время они боятся потерять контроль над такой внушительной силой как казачество, что проявляется в новых разработках правительства относительно него. Власть не готова к поиску компромиссов. Но осознание того, что процессы возрождения России и возрождения казачества тесно взаимосвязаны и решают зачастую одни и те же проблемы в будущем возможно и приведет к настоящему взаимодействию властных структур и казачества, а значит ускорит процесс его возрождения.

На мой взгляд, необходимо обратить внимание на возрождение традиций казачества, это и есть, как мне кажется тот самый путь к компромиссу. Если правильно учесть в государственных разработках традиции казачества, то взаимодействие казаков с властью, обществом, да и его польза России будут на значительно более высоком уровне.. Ведь именно соблюдение казачьих традиций обеспечивает самоорганизацию казачьей общности, что, в свою очередь гарантирует порядок в общественной жизни, который создаётся в результате строгого и неуклонного соблюдения всем населением неписанных норм казачьей жизни. Иначе говоря, только так сохраняется уклад казачества как система жизнедеятельности казачьей корпорации. Он подразумевает, во-первых, выработанные веками казачьи традиции. Во-вторых, их соблюдение гарантирует оптимальное функционирование казачьей общности. В-третьих, несоблюдение казачьих традиций, как отклонение от принятых норм и непочтительное к ним отношение сопровождается системой наказаний и поощрений. Итак, казачьи традиции - это нормативная основа жизнедеятельности казачьей общности. Соблюдение традиций - это средство, неотъемлемое условие казачьей самоорганизации. Система наказаний и поощрений - это результат действия традиционных норм, их неуклонного выполнения казаками.

Библиография

1. Брежнев В.С. Социальный состав казачества и его этническая определенность//Проблемы казачьего возрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1. Ростов-на-Дону,1996.

2. Кожанов А.П. О возрождении казачества. // Проблемы казачьего возрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1. Ростов-на-Дону,1996.

3. Озеров А.А, Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в Новой России. Ростов-на-Дону,2004

4. Озеров А.А, Киблицкий А.Г. История современного донского казачества. Ростов-на-Дону,2000.

5. Трут В.П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспектива. // Проблемы казачьего возрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1. Ростов-на-Дону,1996

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.