Рефераты. Сибирская группа депутатов в начале XX века

p align="left">Областничество синтезировало интересы людей, страдавших от конкуренции буржуазии центральной России и переселений крестьян, отнимавших часть земли. Проведение транссибирской магистрали и связанное с ней развитие капитализма, массовые переселения в период столыпинской аграрной реформы привели к появлению новых предпринимателей, особенно в добывающих отраслях, которые заняли прочное место в общероссийском разделении труда. Это же произошло и в промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, где прочно укрепился и даже кое-что монополизировал коллективный предприниматель - кооперация. Вырос слой предпринимателей - крестьян, богатеющих на ограблении переселенцев, в том числе из самих переселенцев. Это были наиболее активные, динамичные и заинтересованные в единстве страны предпринимательские слои, и сибирские депутаты представляли собой интересы именно этих слоев.

Поэтому, имея одну социально-экономическую базу, сибирские депутаты Государственной думы и областники в какой-то степени выражали разные интересы и пытались разрешить разные вопросы экономического и социально-политического развития Сибири. Областничество являлось разновидностью либерализма, но разновидностью специфической, так как положение Сибири как колонии Европейской России задерживало ее социально-экономическое развитие, сохраняло элементы патриархальности. Возглавляемое старыми вождями типа Г.Н. Потанина, малоспособными к изменению своих взглядов, осознанию происходящего развития страны, областничество пыталось отгородиться от идущего из Центра прогресса. Сибирская же группа возглавлялась молодыми и энергичными руководителями, попавшими в Сибирь в зрелом возрасте и не воспитанными на областнических традициях. Поэтому местнические тенденции, вызванные экономическим давлением Центра, уступали место предпринимательскому стремлению завоевать новые рынки и потеснить менее энергичных конкурентов. Кроме того, начало XX века знаменовалось быстрым вырождением политической элиты Центра страны и натиском желающих взойти на политический Олимп провинциалов. Государственная дума стала одним из главных каналов выдвижения провинциалов в политическую элиту общества, и сибирская парламентская группа явилась лишь способом объединения усилий выдвигающихся талантливых оппозиционных политиков, для которых рамки региона оказались узки.

Однако союз сибирской парламентской группы и областничества был хотя и слаб, но сохранен до 1918 года. Произошло это в силу близости их социальной базы, положения Сибири как колонии Европейской России, а также по политическим мотивам: сибирские депутаты создавали «левый блок» из кадетских правосоциалистических партий с целью перехватить власть в Сибири после падения царского режима и не допустить здесь развязывания гражданской войны. Блок этот они предлагали в 1912-1913 годах и всей кадетской партии, но П.Н. Милюков на это не пошел. Да и само областничество отличалось эклектизмом, склонностью к соглашательству, имело органическое родство с идеологией кадетской партии. Областники могли жаловаться и упрекать сибирских депутатов в неверности, но разрывать союз с ними не могли и не хотели. Н.Б. Шейнфельд совершенно верно заметил, что областничество было удобно «как объединяющая, формально внепартийная платформа для совместных выступлений представителей различных либерально-буржуазных, либерально-народнических и иногда даже мелкобуржуазных демократических партий в Сибири».

Но областники оказались в этом союзе на правах «бедного родственника» и за время существования Государственной думы привыкли к этому положению, постоянным уступкам и капитуляциям со своей стороны. Разрыв произошел в 1918 году. Именно бывшие сибирские депутаты Государственной думы призвали в Сибирь А.В. Колчака, которого хорошо знали по совместной работе: в 1907-1914 годах Колчак был военно-морским экспертом Думы и одновременно членом Общества изучения Сибири и улучшения ее быта и внепарламентским членом ее группы, из состава которой вышли и оба премьер-министра колчаковского правительства П.В. Володарский и В.Н. Пепеляев. Колчак в полном соответствии с унитарной концепцией сибирской парламентской группы не только провозгласил себя Всероссийским правителем, но и уничтожил сибирский сепаратизм путем суровых репрессий.

В целом, если подводить итоги деятельности Сибирской парламентской группы, можно отметить, что сибирские депутаты оказались людьми энергичными и предприимчивыми. И, несмотря на то, что ни один законопроект, разработанный Сибирской парламентской группой, реализовать не удалось, опыт сибирских депутатов по организации их совместной деятельности является достаточно ценным.

2. Решение «сибирских вопросов» в Государственной Думе

В данной главе рассмотрены только две, особо важные проблемы, которые пытались решать депутаты во всех четырех думах: земский и переселенческий вопрос.

2.1 Земский вопрос

Идея введения в Сибири земских учреждений, впервые выдвинутая областниками еще в 60-70-х гг. XIX в., за период революционных событий 1905-1907 гг. претерпела существенное изменение. Прежде всего, земский вопрос стал центральным в программе буржуазного реформирования Сибири, выдвинутой либералами. Желание сибирской интеллигенции добиться введения земских учреждений отражало укрепление позиций сибирской буржуазии и ее стремление к непосредственному участию в управлении сибирским краем. К тому же, по их представлению, земства могли снять многие противоречия, приведшие к революционной стихии, только что обрушившейся на Россию. Как писал один из либералов, «земские учреждения заслужили того, чтобы их считать необходимыми органами государственного строя…, и без них едва ли мысленно осторожное разумное движение всей жизни нашего общества вперед, движения в порядке, с соблюдением всех лучших заветов русской земли».

Абстрактные идеи старых областников относительно необходимости введения земства за годы революции превратились в хорошо разработанные проекты, а начало работы Государственной Думы позволило надеяться на скорую их доработку и принятие. Роспуск II Думы в 1907 г. в этих условиях в глазах либералов означал крушение надежд на быстрое введение земства и привел к некоторому их унынию (как писал корреспондент из Тюмени: «Все время просили,… мечтали, писали, говорили: дайте земство! Обещали и не дают»), но не положил конец земским идеям. Судя по действиям либералов Сибири, они решили добиться желаемого силой общественного мнения и тщательностью подготовки своих предложений. Действовали по нескольким направлениям. Главное - это сибирская группа депутатов в Государственной Думе.

Подчеркивая необходимость земской реформы для Сибири, сибирские кадеты заявляли, что самым целесообразным и кратким считают путь реформаторского законодательства, а не путь революционный, который уже показал свои плоды.

Нужно заметить, что депутаты Думы вообще придавали большое значение реформам в области местного самоуправления, требовали общей реформы земства в России. Сибирские депутаты в Думе вновь воссоздали парламентскую группу и образовали административно-земскую комиссию, большинство которой составили кадеты. Руководить земской подкомиссией предложили А.А. Корнилову, который одновременно стоял во главе работ по составлению земского положения в неземских губерниях во фракции кадетов. Тем самым был предрешен следующий шаг: А.А. Корниловым, С. Ивановым и Н.Л. Скалозубовым (именно они являлись самыми активными разработчиками сибирского земского законопроекта) было решено исходить из положения 1890 г. (как это делали кадеты) с некоторыми поправками к нему в связи с сибирскими особенностями. К 11 мая 1908 г. работа по составлению основ законоположения была завершена, а 23 мая, собрав подписи под заявлением о необходимости введения земства в Сибири, сибирские депутаты внесли проект в Думу.

Для продвижения своих проектов депутаты опирались на общественные организации (например, «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», открытое в марте 1908 г.) и СМИ.

Очевидный интерес к земской идее, по сравнению с прежним временем, начали проявлять представители крупной буржуазии, осознавшие, что земство может стать как способом улучшения местной жизни, так и инструментом усиления собственной власти. Это вылилось, например, в попытку самостоятельной выработки законопроектов введения земства в Сибири, как это сделали золотопромышленники.

Гораздо меньшую заинтересованность к земству проявляло сибирское крестьянство. Губернатор Тобольской губ. Гондатти очень точно подметил причину того: «Враги же земства могут сильно повредить самой идее земских учреждений. Стоит только внушить крестьянину: «До земства с вас брали по такой-то статье 1 руб., а теперь будут брать 3 руб.», и к земству создается враждебное, недоверчивое отношение».

Свои основные усилия депутаты третьедумской сибирской группы также сосредоточили на проблеме введения земства в регионе. Разработанный группой законопроект, внесенный на обсуждение и утверждение Думы 30 января 1912 г., 5 мая того же года был отклонен Государственным советом.

Следует отметить тот факт, что целенаправленная разработка земской идеи (имеется в виду идея введения в Сибири земских учреждений) в 1908-1912 гг. с использованием всех вышеуказанных возможностей привела к тому, что безоговорочно отрицательное отношение правительства к распространению на Сибирь земств было поколеблено. И впервые в 1912 г. при анализе этой проблемы министр внутренних дел А.А. Макаров высказал возможность установления земского самоуправления в Томской и Тобольской губернии. Другим важным результатом стало закрепление в общественном сознании сибиряков мысли о жизненно важном значении для Сибири земства. Правда, это касалось, прежде всего, либеральной части общества и меньше затронуло крестьянское население.

Следует отметить довольно серьезную поддержку сибирских либералов в борьбе за земство со стороны золотопромышленников, что объяснялось их сплоченностью (довольно регулярно проводились съезды) и тем, что они увидели в земстве хорошую возможность усиления своей власти над территорией приисков. Так, в одном из проектов, золотопромышленники требовали, чтобы обособленные золотопромышленные районы были приравнены к уездным земствам, а средства, собранные в качестве земских сборов с золотых приисков, шли бы на нужды этих же районов, а их владельцы рассчитывали на руководящую роль в земстве.

Война, начавшаяся в 1914 г., усилила надежды на скорое введение земства в Сибири, так как последние могли бы оказать серьезную помощь в различных областях хозяйствования и смягчить многие острые проблемы во взаимоотношениях между различными категориями населения. Военно-промышленные комитеты, созданные по всей стране, в том числе и в Сибири, увидели в земстве орган, в котором можно сосредоточить работу по найму рабочей силы. Они выступили за мелкую земскую единицу, которая «может не ограничиваться посредничеством по найму и регулировать самое передвижение и направление рабочей силы», и далее: «организацией мелкой земской единицы и демократизацией местного самоуправления разрешение проблемы организации рынка может почитаться поставленным на правильный путь».

В марте 1916 г., уже во время работы IV Думы сибирская парламентская группа снова подняла вопрос о введении земства в Сибири. Она собрала под законодательным предложением 72 подписи, но каких-либо практических шагов по обсуждению проекта Дума не успела предпринять.

2.2 Переселенческий вопрос

Сибирская депутатская группа II Государственной Думы разрабатывала законопроект, касающийся ограничения переселений крестьян, однако без успешных результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.