Рефераты. Скифы

то позволило находившимся там предметам сохраниться почти в первозданном виде около 2,5 тысяч лет.

Не исключено, что Знания о Прометеевом огне могли быть использованы скифами и в военном деле, в том числе и стреле Апполона, которую демонстрировал в Греции скифский жрец Абарис.

Сильная военная мощь скифов могла образоваться лишь на крепкой социально-экономической базе их царств. Такая база у них была. Более 2,5 тыс. лет тому назад в скифских землях был более теплый климат, скифы имели развитое земледелие, животноводство, рыболовство, производство тканей, сукновальных и кожаных товаров, изделий из металлов, керамики, дерева, военного снаряжения и изделий из золота. Продукция скифов по своему уровню и качеству ни чем не уступала греческой. Скифы полностью обеспечивали себя всем необходимым. Они вели подземную добычу золота, серебра, меди, железа и других полезных ископаемых. Основная добыча золота велась в местах выхода плутоновых потоков, которые охранялись загадочными грифонами. Производство литья у скифов было на высоком уровне. Геродот сообщает, что при царе Арианте в VII в. до н.э. скифы отлили медный котел емкостью 600 амфор и толщиной стенки в 6 пальцев. Отливался он южнее Новгород-Северского на Десне, а спрятан при нашествии Дария к востоку от Десны. Медная руда добывалась там же. Спрятаны где-то в Румынии и скифские золотые реликвии: обоюдоострая секира, чаша и плуг с ярмом.

В Скифии были развиты торговля, сухопутные и водные торговые пути по сибирским и европейским рекам, Северному, Каспийскому и Черному морям. Кроме колесных повозок и боевых колесниц со времен Прометея скифы строили льнокрылые морские и речные корабли на верфях Енисея, Оби, Волги, у устья Печоры и т.д. Значительно позднее из этих мест Чингис-хан брал мастеров для строительства своего флота (для завоевания Японии). Скифы иногда прокладывали подземные ходы под крупными реками, используя технологию горнорудного производства. Тоннели под реками прокладывались в Египте и других странах. О подземных ходах под Днепром сообщалось неоднократно в печати.

Через земли Скифии пролегали оживленные торговые пути из Китая, Индии, Персии в северные районы и Европу по Енисею, Оби, Волге, Днепру, Северным морям, которые функционировали вплоть до XVII века н.э. На их берегах тогда были города с храмами и шумными базарами. Сейчас помним только последнюю Мангазею (XV-XVII вв), где весной цвели сады, шумели базары, кипела жизнь.

4. Кочевое скотоводство

Общественное разделение труда между земледельцами и скотоводами привело к возникновению пастушества, из которого впоследствии развилось кочевое скотоводство. Природные условия степной зоны были неблагоприятны для развития древнего земледелия. Поэтому преобладание пастушеского скотоводства сложилось здесь еще в раннем бронзовом веке. Размеры освоенных пастухами пастбищ и численность стад были ограничены привязанностью к долговременным поселениям и отсутствием верховых животных.

Переход к кочевому скотоводству стал возможен лишь после того, как началось использование лошади для верховой езды. Это произошло в середине II тысячелетия до н.э. К этому времени существовала и частная (семейная) собственность на скот, без которой пастухи-скотоводы не были заинтересованы в улучшении и расширении своего хозяйства.

Переход к кочеванию означает почти полный отказ от земледелия. Поэтому важным условием этого перехода является сохранение тесных связей с оседлым населением. Кочевое скотоводство невозможно без разделения труда с земледельцами, без торгового, производственного и культурного обмена с развитыми земледельческими областями. Тесные связи скифов с соседними странами Европы и Азии обеспечили быстрое политическое и культурное развитие скифского мира.

Скифы стали первыми кочевниками евразийских степей. Переход от пастушества к кочевому скотоводству произошел на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Новая система хозяйственной деятельности оказала определяющее влияние на образ жизни народов скифского мира. Земледелие могло сохраняться у кочевников только как подсобное занятие. Их главной заботой было разведение скота, который круглый год содержался на подножном корму. В кочевании участвовало все население. Вместе с семьями и имуществом кочевники передвигались по степи, перегоняя свои стада по установившимся пастбищным маршрутам. Летом откочевывали к северу, зимой возвращались на луга в устьях больших рек или в защищенные от ветров предгорья.

Скифы пасли овец и крупный рогатый скот, но главным своим богатством считали табуны лошадей. В численном отношении кони обычно уступали овечьим отарам, но именно лошадь оставалась самым важным животным в хозяйстве и жизни кочевника. Конину употребляли в пищу, из кобыльего молока изготовляли молочные продукты. Трудно переоценить транспортное и военное значение лошади. А без ее способности к тебеневке невозможно представить кочевое скотоводство в суровом климате степной зоны. Ведь только лошадь может разбить снежный наст на зимних пастбищах, открывая неспособным на это другим животным доступ к корму.

5. Военное дело у скифов

Скифские воины, обладая знаниями и опытом предков, проходили особую психофизическую подготовку, которая позволяла им, используя «внутренний огонь», не чувствовать усталости в течение многих часов непрерывного боя. Подобную школу подготовки прошел и А. Македонский. Была у скифов отработанная система воздействия на психику воинов противника. Аррион писал, что скифы имели военные значки в виде развевавшихся на шестах драконов. Драконообразные значки в виде змея сшивались из цветных лоскутков. Когда кони стояли смирно, значки имели вид разноцветных лоскутков, свисавших вниз вдоль древка. При движении лоскутки, развеваемые ветром, становились похожими на устрашающих драконов, наводя ужас на противника. По значкам различались боевые отряды. У скифов, как и в войсках амазонок, перед боем выполнялся особый ритуал «готовности к бою» и психологического воздействия на противника. В битвах скифы иногда использовали Дива (снежного человека).

Фукидид (IV в. до н. э) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.

Скифы иногда помогали в войнах соседям. Впоследствии скифские наемники появились в войсках А. Македонского, Риме, Византии. Потомки скифов в XII в. н.э. в составе нескольких полков были направлены во Францию киевскими князьями, чтобы посадить на трон короля.

Железное оружие произвело революцию в технике военного дела. Армии великих держав вооружились стальными мечами, стальные ободья повысили прочность колесниц. В IX в. до н.э. в ассирийской армии появились первые конные отряды. Но и на этом фоне скифские военные достижения были незаурядными.

В VIII в. до н.э. скифы изобрели двухперые и трехперые наконечники стрел. Их отливали из бронзы. Снабженные такими наконечниками стрелы обладали повышенной дальнобойностью и пробивной силой. Поэтому скифский лучник мог держаться на безопасном расстоянии от врага. Другое скифское нововведение - специальная выучка лошадей, которые почти не нуждались в поводьях. Конь был приучен к управлению шенкелями и подчинялся движениям ног наездника, всадник получал возможность стрелять из лука на скаку.

Основой скифского войска была легкая конница, типичный скифский воин - конный лучник, вооруженный также копьем для метания и коротким мечом-акинаком. Колчан с луком и стрелами привешивался к поясу с левой стороны, а на правом боку висел акинак. Скифская конница считалась лучшей в мире. Она действовала без обоза, даже наконечники стрел отливались по мере необходимости в походных условиях. Для этого в состав конных отрядов включались мастера-литейщики, возившие с собой переносные литейные формы и запас бронзы. Излюбленный тактический прием скифов - конная атака павой с метанием стрел и притворным отступлением. Стрельба велась на скаку, когда скифский отряд, не приближаясь вплотную к противнику, вдруг разворачивался, мчался мимо и притворно «обращался в бегство». Оборотясь назад, скифский воин успевал выпустить несколько стрел. При этом скифы славились как искуснейшие стрелки, бьющие точно в цель. Результаты скифского налета оказывались убийственными для врага, в то время как сами скифы оставались недосягаемыми.

Тяжелая панцирная кавалерия с длинными мечами и копьями тоже существовала у скифов, но играла вспомогательную роль. Такие отряды составляли, по-видимому, аристократическую гвардию скифских правителей. Всадники в металлических шлемах и панцирях сидели на лошадях, также защищенных специальными боевыми доспехами.

В пешем бою скифы действовали мечами, копьями и секирами. Обоюдоострые боевые секиры-сагарисы описаны в древности у среднеазиатских саков. От ударов противника пеший воин прикрывался легким щитом. В числе скифских тактических приемов известен и такой: стремительное нападение конницы и вслед за ним рукопашный бой в пешем строю. Геродот рассказывает о решающей битве массагетов с персами, что «вначале, находясь на расстоянии, они стреляли друг в друга из луков, а затем, когда стрелы у них вышли, они, бросившись друг на друга, бились врукопашную копьями и кинжалами. Сражаясь, они стойко держались в течение долгого времени, и ни те, ни другие не желали спасаться бегством, но в конце концов массагеты одержали верх. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир погиб».

Скифские полководцы полагались не только на силу своих отрядов и храбрость воинов. Примеры изобретательности и хитрости скифов вошли в учебники военного искусства. В собрание военных хитростей, которое составил древнеримский военачальник Фронтин, включен, например, такой случай: «Скифский царь Атей, когда ему пришлось сразиться с более значительными силами трибаллов, приказал женщинам и детям и всей нестроевой толпе подогнать к тылу неприятелей стада ослов и быков и при этом нести впереди поднятые копья; затем он распустил слух, что будто бы к нему идут подкрепления от более отдаленных скифов; этим уверением он побудил неприятелей отступить».

Заключение

Древняя история Европы и Азии не может быть понята без знания истории скифского мира. Скифы сыграли значительную роль в исторических судьбах многих стран, скифские племена участвовали в происхождении многих народов. Скифский мир внес неоценимый вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.

С возникновением кочевого скифского мира огромные степные пространства были впервые вовлечены в сферу производящего хозяйства. В ту эпоху кочевое скотоводство было наиболее эффективным способом хозяйственного использования евразийских степей. Эта передовая для своего времени экономическая система стала основой военно-политических и культурных достижений.

Важную часть истории скифского мира составляют его взаимоотношения с оседлыми соседями. Эти связи не ограничивались хозяйственным сотрудничеством и культурным обменом. Кочевники выступали как организаторы политических союзов, а впоследствии и государств, в которые входили земледельческие области. Из скифской среды вышли правящие династии Мидии, Персии, Парфии и других стран. Необходимость противостоять скифским набегам ускоряла развитие военной техники, городских укреплений, системы военного и политического управления соседних государств. Одновременно потребности кочевников в продукции земледелия и ремесла стимулировали хозяйственный прогресс у оседлых соседей.

Благодаря своему географическому положению, быстрому хозяйственному, политическому и культурному развитию скифский мир оказался посредником в общении народов северной Евразии с древними цивилизациями Средиземноморья, Месопотамии, Дальнего Востока. Проникновение на север новых орудий труда и способов ведения хозяйства, продукции греческих, переднеазиатских, китайских ремесленников происходило через Скифию. В свою очередь, например, греческая наука из скифских рассказов черпала сведения о географии северных земель, о горах и реках, Ледовитом океане и полярных явлениях, о племенах, обитающих в степи и северной лесной зоне.

Заняв евразийский степной пояс, скифский мир сделался связующим звеном между Западом и Востоком, Европой и Азией. Скифский «коридор», соединивший Восточную Европу с Сибирью и Средней Азией, существовал задолго до подготовленного им Великого шелкового пути. Под общим именем Скифии, а затем Сарматии скифский мир просуществовал около полутора тысяч лет. Лишь после Великого переселения народов на смену иранским кочевникам в евразийские степи пришли тюрки, а последним средневековым бастионом скифского мира осталась кавказская Алания.

Примерно с VIII-VII вв. до н.э. в различных районах Центрального Предкавказья и Дона складывается народность, получившая в новейшей археологической литературе условное наименование «пред - или прааланской».

С VII по III вв. до н.э. возникают и развиваются четыре области формирующейся территориально-этнической общности (ТЭО) - прааланской народности, представленные локальными вариантами соответствующей ей археологической культуры (АК), в которой явственно ощущаются савромато-скифские устойчивые черты (прежде всего в погребальном комплексе), генетически восходящие к савроматскому населению Поволжья и Приуралья.

Эти области суть: «Манычская» - на севере Ставрополья (VII в. до н. э); «Нижнедонская» - в дельте Дона и примыкающих районах Приазовья (VI-V вв. до н. э); «Центральная» - в равнинно» центральной и юго-восточной части Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Северной и Южной Осетии (VII-V вв. до н. э) и «Юго-Западная» - в междуречье Лабы-Кубани и прилегающих закубанских степях (IV-III вв. до н. э).

С конца III в. до н.э. вся зона стыка предгорий и плоскости Центрального Предкавказья заселяется прааланским этносом. В этот период возрастает проникновение с севера сарматских кланов и племен. Не случайно сираки, которые с IV в. до н.э. установил» во всем регионе политическое господство, рассматривались некоторыми античными авторами в качестве последних савроматских «беглецов» от натиска сарматов-аорсов. Отличительной чертой эволюции локальных центров АК на этой обширной территории является ускорение процесса унификации погребального обряда и широкого распространения нового типа предметов. Причем наиболее устойчивые черты архаической савроматской (ceвepo-иранской) культуры также ускоренно трансформируются. Со II в. до н.э. появляется катакомба и в относительно короткие срок» становится преобладающим типом захоронения на всей территории прааланской ТЭО.

К этому времени завершается первый этап этногенеза праалан. Применительно к населению этносоциальной области в дельте Дона и Приазовья античные авторы вводят в употребление этноним «сирматы», что В.Е. Максименко, на наш взгляд, также совершенно справедливо считает отражением начала процесса ускоренной трансформации прежней савромато-скифской ТЭО праалан.

С VIII по III вв. до н.э. процесс этногенеза праалан шел на основе постоянных контактов савромато-скифских племен и позднекобанского населения, предположительно абхазо-адыгского этноязыкового круга, часть которого была ассимилирована савромато-скифами. Процесс окончательной их ассимиляции был завершен сармато-аланами во II в. до н.э. - I в. н.э. /Ю.С. Гаглойти - В.И. Абаев - 86, с.64-65/, В этой связи важно подчеркнуть, что с VIII-VII по III вв. до н.э. в перечне наиболее устойчивых признаков АК в районах формировавшейся прааланской ТЭО доминировали савромато-скифские (северо-иранские) особенности. Это характерно и для этногенстического ядра-языгов, а затем, после их сегментации (VI в. до н. э) и ухода одной части в дельту Дона, а другой части, предположительно, на южные склоны Большого Кавказа, и для другого племени - гегемона - сираков, вокруг которого в IV в. до н.э. группировались племена прааланской ТЭО. Исходя из этого, мы предложили ранний этап этногенеза осетин (VIII-III вв. до н. э) определить как «савромато-скифский» /44/. Соответственно, этап, начавшийся на рубеже III-II вв. до н.э., можно определить как сармато-аланский. Таким образом, новейшая археология доставляет убедительные свидетельства наличия в регионе Северного Кавказа двух больших миграционных волн: савромато-скифской м сармато-аланской. Остатком и потомками этого населения являются современные осетины: и по языку и по культуре. Их этногенез - это прежде всего результат внутреннего развития савромато-скифо-сармато-аланской территориально-этнической общности Юга России и Северного Кавказа, приобретшей уже во 2-й половине I тыс. до н.э. все характерные черты народности.

Приведенные выше факты кроме всего прочего показывают, что давно уже назрела новая широкая дискуссия по актуальным проблемам древней истории и этногенеза осетинского народа, одного из древнейших народов нашей страны. Это показал вновь «прорубленный» безвременно ушедшим из жизни С.П. Таболовым экспедиционный маршрут на Запад по пути алан. Но это лишь первый шаг. Устремляясь в глубокой древности вслед за солнцем в сторону заката, северо-иранские предки осетин всегда помнили, что их солнце и его свет, который они несли в себе в «страны ночи», рождается на Востоке.

Литература

Аланы и Кавказ. // Alanica - II. Владикавказ, 1992.

Аланы: Западная Европа и Византия. // Alanica - I. Владикавказ, 1992.

Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. - М.: 1992. - С.38-83.

Граков Б.Н. Скифы. - М.: 1971.

Добротен свод лингвистических исследований на начало ХХ1 века: Д.И. Эдельман Иранские и славянские языки: Исторические отношения (Вост. лит., РАН, М., 2002.

Кавказ и цивилизации Востока в древности и средневековье. Владикавказ, 1993.

Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. - М.: 1992. - С.3-14.

Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. - СПБ.: 1893-1906 Т.1-2.

Смирнов А.П. Скифы. - М.: 1966.

Хазанов А.М. Золото скифов. - М.: 1975.

Черников С.С. Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось скифское искусство. - М.: 1965.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.