Характера восстания Болотникова имеет неоднозначную оценку. В советской историографии, трактовавшей Смуту как крестьянскую войну, движение Болотникова рассматривалось как ее высший этап. Однако антифеодальную и антикрепостническую направленность восстания в новейшей историографии отрицают. Действительно, в лозунгах восставших отсутствует стремление к социальному перевороту. Болотниковцы призывали к уничтожению бояр и разделу их имущества среди народа. Патриарх Гермоген, пересказывая «воровские грамотки», указывал, что восставшие «велят боярским холопем побивати своих бояр, и жен их, и вотчины, и поместья им сулят», призывая «давити боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество». Известны случаи, когда поместья сторонников царя Василия передавали лицам из окружения «истинного царя» Дмитрия Ивановича, в народе называемые «воровскими дачами». Из подобных призывов и действий видно, что целью движения было не столько разрушение существующей социальной системы, сколько смена отдельных лиц или целых социальных групп внутри нее. Участники выступления, включая бывших крестьян и холопов, стремились узаконить в новом статусе служилых людей и вольных казаков. Повысить свой статус желали и дворяне, недовольные воцарением Шуйского. Происходила открыто острая, запутанная и противоречивая социальная борьба, которая не умещалась в рамки, очерченные понятием «крестьянская война». Лишь победа одного из претендентов обеспечивала закрепление прав его окружения. Активное участие в этом социальном противоборстве принимали и низы общества. Крестьянское недовольство растущим закрепощением находило выход прежде всего не в ослаблении этого давления сверху, а в нарастающем разрушении государственности. В условиях упадка структуры власти и доверяя к ней народа, становилось все труднее удержать крестьян от «выхода».
9 марта 1607 г. в угоду дворянства, Шуйский принял новое Уложение, которое было направлено на значительное увеличение срока урочных лет. Администрацию на местах теперь обязали проводить сыск беглых крестьян, и учинять допросы для каждого «пришлого человека» Впервые вводились система денежные штрафов за прием беглецов. Однако новое Уложение носило декларативный характер, восстановив право крестьян на «выход». Теперь актуальной задачей для них была проблема поиска хозяина и места жительства с нормальными условиями.
В итоге восстание Болотникова и Смута в целом большинством современных историков трактуется как гражданская война со всеми ее признаками - политическим и социальным противостоянием, борьбой за власть с опорой на армию и создаваемые властные институты. Несомненно, что по ряду параметров эта гражданская война сближается с крестьянской войной. Иное едва ли было бы возможно в крестьянской стране, только что сделавшей шаг в сторону крепостничества. Представляется, однако, что самое удачное определение событиям, включая все своеобразие социального и политического противоборства, дали сами современники, назвав свое время Смутой.
3. Воцарение Лжедмитрия II
Поражение Болотникова не вылилось в торжество Шуйского. Необходим был лишь новый центр притяжения оппозиционных сил, и он скоро явился в лице нового Лжедмитрия, обосновавшегося в Стародубе.
Вокруг самозванца объединились разные силы. Инициаторами интриги выступили бывшие сторонники Лжедмитрия I. К ним примкнули уездные дворяне и служилые люди «по прибору», беглые холопы Северщины, преследовавшие цели, аналогичные выступлению Болотникова; казаков возглавил атаман Иван Заруцкий.
Позднее в движение были вовлечены польские «рокошаны» (участники выступления против короля), которые после неудачи в борьбе с королем Сигизмундом III предпочли примкнуть к самозванцу: польские отряды Лисовского, гетмана Р. Ружинского и П. Сапеги. Вдохновленные историей с Лжедмитрием I они надеялись на богатое вознаграждение. Признала своего «супруга» и Марина Мнишек, которую в то время освободили по настоянию короля. Но она не вернулась на родину, а присоединилась к Лжедмитрию II, закрепив политический союз тайным браком.
В начале 1608 г. Лжедмитрий двинулся на Москву. 1 июня 1608 г. он расположился станом в подмосковном селе Тушино, откуда пошло его презрительное прозвище «Тушинский вор». Началась очередная осада Москвы. Постепенно под контроль Лжедмитрия II перешли обширные земли Московского княжества. По сути в стране установилось своеобразное двоевластие, когда ни одна из сторон не имела сил для того, чтобы добиться решающего перевеса. Два года существовали дублирующие друг друга системы власти: две столицы - Москва и Тушино, два государя - Василий Иванович и Дмитрий Иванович, два патриарха - Гермоген и ростовский митрополит Филарет, которого силой привезли в Тушино и «нарекли» патриархом. Параллельно функционировали две думы и системы приказов, причем в Тушино было немало знатных людей.
В 1609 г. гетман Сапега осадил Троице-Сергиев монастырь. Служители монастыря вели героическую оборону, которая способствовала укреплению национального чувства и сильно повредила самозванцу, который был покровителем поляков - разорителей православных святынь.
Однако Шуйский более полагался не на патриотические чувства, а на реальную силу. В 1609 г. он заключил договор со Швецией. В обмен на Корельскую волость шведы обещали московскому государю военную помощь. На практике дипломатическая акция царя принесла больше минусов, чем плюсов: договор нарушал прежнее соглашение с поляками и давал Сигизмунду III повод для открытого вмешательства в московские дела с целью преодоления внутренней оппозиции, выступавшей против войны на востоке. Осенью 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Сигизмунд III надеялся, что в условиях всеобщей «шатости» он не встретит сильного сопротивления: было объявлено, что он пришел в Московское государство для прекращения Смуты и междуусобия. Однако жители города во главе с воеводой боярином М.Б. Шейным более полутора лет сковывали силы короля. Героическая оборона Смоленска оказала большое влияние на исход Смуты.
В условиях интервенции Речи Посполитой «Тушинский вор» уже не был нужен полякам: часть их потянулась под Смоленск, другие действовали самостоятельно, большинство из них уже совершенно не считалось с самозванцем. Полки молодого воеводы, который приходился племянником царю, М. Скопина-Шуйского из Новгорода вместе со вспомогательными отрядами шведов двинулись освобождать столицу от тушинцев. И осенью 1609 г. Лжедмитрий II вынужден был бежать в Калугу. Часть «русских тушинцев», которые не желали договариваться с Шуйским, пытались сблизиться с польским королем. В этом они видели единственный способ достижения консолидации и сохранения собственных позиций. В феврале 1610 г., возглавляемые М.Г. Салтыковым, они заключили под Смоленском с Сигизмундом III соглашение, по которому на русский престол призывался его сына, королевич Владислав. Согласно договору, Владислав должен был блюсти православие, прежний административный порядок и сословное устройство. Власть королевича ограничивалась Боярской думой и даже Земским собором. Ряд статей защищал интересы русского дворянства и боярства от проникновения «панов».
Примечательно, что «тушинцы» оговаривали право выезда для учебы в христианские земли. Договор был новым шагом в конституировании прав господствующих сословий по польскому образцу. Сигизмунд, фанатичный воспитанник иезуитов, категорически не принимал условие о принятии Владиславом православия. В перспективе он мечтал о династической унии Речи Посполитой и Московского государства. Но польским королем не мог быть некатолик. Вопрос так и остался нерешенным.
В марте 1610 г. Скопин-Шуйский торжественно вступил в освобожденную столицу. Молодой князь пользовался необычайной популярностью. Но в апреле Скопин-Шуйский скоропостижно скончался. Ходили слухи, что он был отравлен. Смерть князя погубила Шуйских - они лишились личности, которая могла бы сплотить русское общество.
В июне 1610 г. гетман Жолкевский нанес поражение царским войскам под командованием бездарного Д. Шуйского у села Клушино близ Можайска. Сражение не отличалось упорством: иноземцы и русские не собирались стоять насмерть за Василия Шуйского. Жолкевский двинулся на Москву. В это время из Калуги к городу приблизился Лжедмитрий II, обратившийся к жителям с призывами открыть ворота «природному государю». Сложилась крайне неопределенная ситуация. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым, братом Прокопия Ляпунова, свергли Шуйского. Два дня спустя во избежание попыток реставрации он был насильственно пострижен в монахи. Официальное объяснение низвержения царя гласило, что служилые люди, услышав о том, что государя «на Московском государьстве не любят… и служит ему не хотят, и кровь межусобная льется многое время», били челом Шуйскому «всею землею», чтобы тот «государство оставил».
Заговорщики обещали выбрать государя «всею землею, сославшись со всеми городы». В этом заявлении ощутимы уроки царствования Шуйского, изначально не получившего поддержки многих городов и земель. До выборов царя власть переходила к правительству из семи бояр, так называемой семибоярщине.
Участники заговора против Шуйского надеялись, что так же поступит с Лжедмитрием II и его окружение, - в смещении с политической арены этих двух одиозных фигур заговорщики видели непременное условие для преодоления розни. Но Москва все еще находилась под угрозой захвата самозванцем. Не имея реальной силы, семибоярщина искала стабильности. В этих условиях в августе 1610 г. они подписали договор с Речью Посполитой о призвании королевича Владислава на русский престол. Договор во многом повторял соглашение, заключенное ранее «русскими тушинцами». Но если там вопрос веры остался открытым, то Москва стала присягать новому государю Владиславу с обязательным условием, что «ему, государю, быть в нашей православной вере греческого закона».
Договор позволил правительству семибоярщины ввести в столицу польские войска. Лжедмитрий II вместе с Мариной Мнишек и «вольными казаками» под предводительством Ивана Заруцкого отступили в Калугу.
Поляки, находясь в Кремле, вели себя как завоеватели. Королевич не появлялся. От его имени правил наместник Александр Гонсевский, опиравшийся на узкий круг русских «доброхотов» польского короля - боярина М. Салтыкова и «торгового мужика» Ф. Андронова. Статьи августовского договора практически не исполнялись.
В это время Смоленск находился на осадном положении. Для урегулирования разногласий и достижения взаимовыгодных договоренностей в королевский лагерь было направлено великое посольство. В его состав, по настоянию поляков, включили лиц влиятельных, способных возглавить оппозицию и даже претендовать на престол, - князя В.В. Голицына и бывшего тушинского «патриарха» Филарета. Переговоры не принесли желаемого результата. Сигизмунд отказывался снять осаду и отпустить пятнадцатилетнего Владислава в Москву. Обращение Владислава в православия также не представлялось возможным. Больше того, скоро стало понятным тайное намерение короля самому взойти на русский престол.
Стороны были в неравном положении: столкнувшись с неуступчивостью великих послов, король приказал арестовать их. Путь переговоров оказался ненужным и невозможным.
4. Создание I и II ополчения. Освобождение Москвы
Избрание Владислава не принесло желаемого мира. Напротив, страна находилась на краю гибели. Государственность была разрушена. Общество расколото на враждебные лагеря. Преобладала рознь, сословный эгоизм. В Кремле расположился польский гарнизон, страна управлялась марионеточным правительством. Осада изнемогавшего Смоленска приближалась к завершению. После свержения Шуйского противник Сигизмунда III шведский король Карлу IX воспользовался ситуацией и оккупировал часть северо-запада Московского государства.
В эти трагические времена оплотом национально-освободительного движения выступала церковь и церковные деятели, прежде всего патриарх Гермоген и, позднее, настоятель Троице-Сергиева монастыря Дионисий. Патриарх возглавил национально-религиозную «партию» и первый, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности (прежде всего о православии государя и уходе «литовских людей» за пределы государства), освободил подданных от присяги Владиславу и призвал к сопротивлению.
Церковь дала национально-освободительному движению национальную идею - защиту православия и восстановление православного царства. Вокруг этой идеи началась консолидация общества. Решающую роль в освободительном движении сыграла земщина, традиции которой, как оказалось, не были подорваны предыдущими царствованиями. Уставший от хаоса, дезорганизованной жизни народ взял инициативу восстановления государственности и изгнания интервентов в свои руки. В 1610-1611 гг. земские миры выступили силой организующей и консолидирующей. Вдохновляемая позицией Гермогена, которого, по преданию, за неуступчивость польская партия в 1612 г. уморила «гладом», и грамотами Дионисия, земщина призывами «стояти заодно» объединила патриотические силы, привлекла и материально обеспечила дворянские служилые корпорации и отряды «вольных казаков» - реальную воинскую силу, которая могла изгнать интервентов.
В стране созревает идея создания народно-освободительного ополчения. Его созыву способствовала гибель в декабре 1610 г. Лжедмитрия II. В I ополчение вошли отряды «вольных казаков» под предводительством И. Заруцкого и князя Д. Трубецкого, которые присоединились к дворянским отрядам Прокопия Ляпунова. Ляпунов, призывая воинских людей примкнувшим к ополчению для участия в освобождении Москвы, обещал им свободу и жалованье. Весной 1611 г. Москва оказалась в осаде.
Вскоре в столице горожане подняли восстание. Завязались упорные бои на улицах. Одним из предводителей восстания был Д.М. Пожарский, которого после ранения вывезли в нижегородскую вотчину. Поляки выжгли часть посада, так как не имели сил, чтобы подавить восстание.
Ополчение создало высший временный орган власти страны - Совет всея земли. Но действовал он нерешительно, скованный внутренними разногласиями и взаимными подозрениями. Для преодоления их по инициативе Ляпунова 30 июня 1611 г. был принят «Приговор всей земли», который предусматривал восстановление прежних порядков.
«Приговор» не удовлетворил вольное казачество. Известия о расправе дворян над 28 казаками переполнили чашу терпения последних. 22 июля 1611 г. вызванный на казачий «круг» Ляпунов был убит. После смерти Ляпунова I ополчение распалось. Позднее подмосковный лагерь покинули дворянские отряды. Казацкие полки продолжили осаду, но они явно уступали «в числе и боеспособности», чтобы справиться с польским гарнизоном.
Эти события совпали с падением Смоленска в начале июня 1611 г. Сигизмунд III открыто объявил о своем намерении сесть на московский престол. Активизировали свои действия и шведы. 16 июля был занят Новгород, городские власти пошли на соглашение с Карлом IX, которое предусматривало избрание царем его сына, принца Карла Филиппа. Казалось, что страна на краю пропасти. Не случайно самые распространенные публицистические жанры этого времени - «плачи» о погибели Русской земли.
Но земщина вновь показала свою способность к возрождению. В провинциальных городах началось движение за организацию II ополчения. Осенью 1611 г. староста Нижегородского посада Кузьма Минин обратился с призывом пожертвовать всем ради освобождения Родины. Под его началом городской совет собирал средства для ратных людей. Народ охватили чувства глубокого патриотизма и готовность к самопожертвованию. Командиром был избран Д.М. Пожарский, отличавшийся мужеством и честностью. Последний вместе с «выборным человеком» Кузьмою Мининым возглавил новый Совет всей земли.
II ополчение не сразу выступило к Москве. Поднявшись вверх по Волге, ополченцы более четырех месяцев простояли в Ярославле, где формировали свое правительство и основные приказы. Это было необходимо, чтобы, во-первых, опираясь на менее разоренные северные города, собраться с силами и средствами и, во-вторых, договориться с вольными казаками. Судьба Ляпунова была еще слишком памятна, чтобы игнорировать важность подобной акции.
Между тем в подмосковных «таборах» произошел раскол. Честолюбивый Заруцкий, мечтавший о самостоятельной роли, ушел со своими сторонниками в Коломну, где находилась Марина Мнишек и ее сын от Лжедмитрия II Иван. Имя Ивана Дмитриевича, «законного» наследника престола, давало Заруцкому желаемую свободу действий и независимость.
В августе 1612 г. II ополчение пришло под Москву. В сентябре воеводы двух ополчений договорились Москву «доступать» вместе и «Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости». Было образовано единое правительство, выступавшее отныне от имени обоих воевод, князей Трубецкого и Пожарского.
В 20-х числах августа ополченцы отразили попытку гетмана Хоткевича освободить осажденный польский гарнизон. Поляки упорствовали, они надеялись на помощь короля. Но Сигизмунд III столкнулся с целым рядом трудностей: шляхта, в частности, опасаясь самодержавных устремлений короля, усиленных ресурсами Москвы, ограничивала его силы. Сигизмунд III так и не появился. Польские и литовские люди изнемогали. 22 октября был взят Китай-город. Четыре дня спустя, 26 октября 1612 г., капитулировал кремлевский гарнизон. Москва была освобождена.
5. Последствия смуты
Смутное время завершилось большими территориальными потерями для Руси. Смоленские и Черниговские земли были утрачен на долгие десятилетия, а западную и большую часть восточной Карелии оккупировала Швеция. Практически всё православное население, как русские, так и карелы, ушло с этих территорий, не смирившись с национальным и религиозным гнётом. Русь потеряла выход к Балтике. Новгород был освобожден от шведов лишь в 1617 году. К этому времени город был уже полностью разорён и насчитывал только несколько сотен уцелевших жителей.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т.д.) обрабатывалось от 0,05 до 4,8% сельскохозяйственных земель. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьяне с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены, а крестьян десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20 - 40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века.
Список литературы
1) Морозова Л.Е. Смутное время в России. - М., 2008
2) Мунчаева Ш.М. Отечественная история: учебник для вузов. - М., 2009.
3) Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. - М., 2007.
4) Зуев М.П. История России. - М., 2008.
5) Скрынников Р.П. Россия в начале XVII века. Смута. - М., 2008.
Страницы: 1, 2