Рефераты. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в середине и второй половине XVII века

Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в середине и второй половине XVII века

1

Реферат:

Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в середине и второй половине XVII в.

Со времени «Публичных чтений о Петре Великом», с которыми выступил выдающийся российский историк С.М. Соловьев в 1872 году, в исторической науке утвердилась характеристика 17 века как века переходного. В конце столетия Россия перешла из древней истории в новую. Какие же явления социально-экономического и политического развития России в данный период подтверждают это?

1. Изменения произошли в политической сфере. Суть их состояла в постепенной эволюции российской государственности в сторону формирования абсолютной монархии. Со второй половины 17 века власть царя становиться менее деспотичной по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалось следующими конкретными фактами:

- закрепощением населения и обострением социальных противоречий;

- -завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;

-восстановлением экономики, позволявшим увеличивать налоговые поступления;

-усложнением системы управления, ростом аппарата чиновничества;

-появлением новых внешнеполитических задач.

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Для укрепления централизованной власти в государстве требовалась постоянная поддержка дворянства и верхушки городского посада. Поэтому «выборные по всей земле люди» из числа участников Земского Собора 1613 г. заседали в Москве практически беспрерывно, вплоть до 1622 г., своим постоянным присутствием в столице подкрепляя верховную власть самодержца новой царской династии. По мере упрочения позиций Михаила Фёдоровича и особенно его сына Алексея Михайловича, начинают отчётливо проявляться абсолютистские тенденции, которые выражались:

в изменении титула царя. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» после присоединения Украины он стал следующим: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великия и Малые и Белые Руссии самодержавец». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и её самодержавный характер.

в укреплении авторитета власти и престижа личности царя. Соборным Уложением преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма;

в принятии самого Соборного Уложения, систематизировавшего и кодифицировавшего законы.

в затухании деятельности Земских Соборов. После 1653 года, когда Земский Собор вынес решение о принятии Малороссии в Российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Правительство иногда созывало лишь выборных от какого-либо одного сословия, и эти комиссии рассматривали по его поручению некоторые вопросы,

в изменении состава и роли Боярской Думы. Постепенно роль Боярской Думы уменьшалась. Наряду с ней существовала так называемая ближняя или тайная Дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых - по своему личному усмотрению, иногда и не членов «Большой» Думы (Романов И.Н., Черкасский И.Б., Шеин Н.Б., Лыков Б.М.).

- в развитии приказной системы. Расширение территории Российского государства и дальнейшая централизация государственного правления способствовала значительному росту бюрократического аппарата в виде приказов. Число приказов как постоянно действующих, так и временных на протяжении 17 века непрерывно увеличивалась. Так если в 1626 году общее число приказов составляло 44, то к концу века их было уже 55. При этом численность московской приказной бюрократии за данный период выросла почти в пять раз: с 656 до 2762 человек. Приказная служба становиться потомственной, а дьяческая верхушка всё более смыкается с боярством и дворянством, оказывая заметное влияние на государственное правление и получая за службу поместья и вотчины. Местничество постепенно отходило в прошлое. Всё чаще на важные государственные посты назначали «худородных людей».

Приказная система была очень запутанной. Поэтому постепенно устанавливается практика подчинения нескольких приказов одному наиболее влиятельному государственному деятелю - фактическому главе правительства, которого иностранцы называли «большим боярином». Важнейшим новшеством в системе приказного управления было создание по инициативе Алексея Михайловича Приказа тайных дел и Счётного. Приказ тайных дел подчинялся лично царю и был поставлен над всеми государственными учреждениями и лицами. Во главе его стояли приближенные царя - Ф.М. Ртищев и Д.М. Башмаков.

в укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты.

в начале реорганизации армии. Появились полки «иноземного строя», вытеснявшие дворянское ополчение и состоявшие из наемных русских солдат под командой офицеров - иностранных наёмников;

в усилении подчинения церкви государству в результате учреждения (согласно 13 главе Уложения) Монастырского приказа, на который возлагался суд над духовенством и зависимыми от него людьми, ограничение церковного землевладения (правда, под давлением церкви в 1677 году Монастырский приказ был упразднен), а так же в результате низложения патриарха Никона.

Таким образом, с середины 17 века российская государственность эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной. Однако в 17 веке существовали факторы, замедлявшие становление абсолютизма в России:

-экономическая отсталость,

-социальную незрелость дворянства,

-сохранение многих норм и органов традиционной системы; -местная система управления также сохраняла много архаичных черт. В некоторых местах сложилось своеобразное двоевластие, препятствовавшее осуществлению управленческих функций. Воевода содержался за счет местного населения, как и кормленщики до него;

-личность Алексея Михайловича оказывала противоречивое влияние на ход событий. Такие его качества, как созерцательность и пассивность, стремление перепоручить управление страной своим ближайшим приближенным, а главное - желание сохранить и улучшить традиционные порядки, предопределили непоследовательность политического курса.

Отмечая новые явления в политической сфере, следует отметить, что формирование абсолютизма в России имело свои особенности. Оно опиралось не на успехи новых слоев населения-буржуазии в первую очередь, а на специфические для нашей страны факторы: самодержавно-деспотические традиции, восходящие к временам монголо-татарского ига и эпохе борьбы за единство русских земель; необходимость держать в повиновении огромную территорию; соперничество боярской аристократии с дворянством и т.д.

2. В процессе формирования централизованного Московского государства с начала 16 столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социально-политическая система военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 веке завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.

К первой категории относились служилые люди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «по отечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. Служилые «по прибору» - стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники - получали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими людьми у них были привилегии - они не платили налоги. Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением.

Основную массу податного населения составляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкие торговцы и ремесленники - «средние» и «молодшие» горожане) страдали от непомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые «белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавки и посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчило положение « черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровое наказание в виде смертной казни.

Крестьянство составляло основную часть населения страны (9.6 млн. человек) и делилось на 4 основных группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%), дворцовые (9%), черносошные или государственные (11%), монастырские (13%).

Соборное Уложение, отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы» и тем самым закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепенно обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа, практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.

Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи в наследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том же объеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморье и Сибири.

Некоторые историки называют Россию этого времени «служилым государством»:

- закрепощение крестьян ещё в большей степени привязало землевладельцев к государству, так как только оно могло обеспечить сохранение и послушание этой даровой рабочей силы, выполнение крестьянской общиной барских и государственных повинностей;

- горожане так же оказались закрепощенными государством, а не платившие тягла верхи города находились на государевой службе.

3. Закрепостительная политика русского государства, ухудшение материального положения масс, укрепление самодержавия привели в 17 веке к ряду народных выступлений. Недаром это столетие было прозвано «бунташным». Характерной особенностью социальных движений 17 века было участие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, а иногда и бояр.

Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 года в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой правительства Б. Морозова. Поводом послужил разгон стрельцами 1 июня делегации, пытавшейся подать жалобу царю на произвол чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Царь вынужден был отдать на расправу народу думного дьяка Чистого, начальника Земского приказа Плещеева, окольничего Траханиотова. Царю удалось спасти лишь своего «дядьку» Морозова. Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна социальных антиправительственных выступлений летом 1648 г. охватила многие города Центральной России. Возмущение охватило даже Сибирь, где восставшие служилые и посадские люди в Томске, поддержанные крестьянством, недовольным установлением «государевой пашни», арестовали местного воеводу. Однако самые продолжительные и упорные восстания были отмечены в 1650 г. в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить хлеб в Швецию. Все выступления были подавлены, однако этими событиями воспользовались дворяне и посадские верхи, которые вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новый сборник законов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.