Рефераты. Соединение социализма с рабочим движением

Соединение социализма с рабочим движением

Реферат

«Соединение социализма с рабочим движением»

1. Соединение социализма с рабочим движением

1.1 Распространение марксизма. Иван Франко. Ювеналий Мельников

Обоснованную «Манифестом Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса всемирно-историческую миссию как могильщика капиталистического и строителя социалистического строя пролетариат в любой стране мог совершить, лишь руководствуясь учением научного социализма (марксизма). Однако ни в 60-е, ни в 70-е годы XIX в. это учение еще не было известно рабочим массам нашей страны, хотя уже тогда выходили в свет русские переводы отдельных работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

На Украине преподаватель Киевского университета Н.И. Зибер написал и издал на русском языке труд о «Капитале» К. Маркса, а затем лично популяризировал это гениальное произведение в курсе лекций, прочитанных нелегально для группы студентов. Сам К. Маркс в послесловии ко второму немецкому изданию «Капитала» высоко оценил популяризаторскую работу Зибера. С К. Марксом и Ф. Энгельсом лично познакомился и украинский революционер-демократ С.И. Подолинский, который, спасаясь от преследований царизма, вынужден был эмигрировать. За границей он написал и издал на украинском языке книги «О богатстве и бедности», «Ремесла и фабрики на Украине», в которых пропагандировалось марксистское учение.

Объективно выдвигалась практическая задача донести это учение до сознания самых широких пролетарских масс, соединить социализм с рабочим движением. Созданная Г. В. Плехановым за границей в 1883 г. первая русская марксистская группа «Освобождение труда» наладила регулярное снабжение марксистской литературой пролетарских революционеров в России (включая и Украину).

В нелегальной перевозке напечатанных на русском языке изданий группы «Освобождение труда» через австро-российскую границу непосредственное участие принимал украинский революционер-демократ И.Я. Франко (1856--1916). Он и сам переводил произведения Маркса и Энгельса на украинский язык, печатал их и распространял среди масс. В ряде своих собственных произведений Франко популяризировал учение марксизма. Вот что он, например, писал в историко-публицистическом очерке «О социализме»: «Идея социализма движется -- в конце концов, к самому тесному единению (федерации) людей с людьми и народов с народами, как свободных со свободными и равных с равными, движется тем самым к отмене их подчинения, всякой политической зависимости, всякого угнетения народа народом и к ликвидации войн, которые противны природе человека, останавливают продвижение вперед и превращают человека в дикаря. Идея социализма движется тем самым и к ликвидации всяких классовых привилегий и всех сословий и к полному равноправию женщин и мужчин».

И. Я. Франко не мыслил коренного улучшения судьбы трудящихся без установления социалистического строя, разрешение национального вопроса -- без социального освобождения украинского народа и воссоединения всех украинских земель. Великий революционер-демократ поддерживал активные всесторонние связи с участниками общероссийского освободительного движения второй половины XIX в., за что его несколько раз арестовывали австрийские власти.

Деятели первых марксистских кружков уже делали попытки связаться с рабочей средой, создать рабочие революционные кружки на заводах и фабриках. В этом деле на Украине заметного успеха достиг революционер-рабочий Ю.Д. Мельников -- уроженец села Митченки Конотопского уезда Черниговской губернии. На формирование его марксистского мировоззрения большое влияние оказал руководитель одной из петербургских марксистских групп М. И. Бруснев. С ним встречался Мельников во время своего кратковременного пребывания в Петербурге в 1891 г.

В следующем году, уже опытным участником революционных кружков Харькова, Ростова-на-Дону, Таганрога Мельников прибыл в Киев. Здесь он открыл слесарную мастерскую, которая фактически стала школой подготовки марксистских агитаторов среди рабочих промышленных предприятий. Слушатели этой школы организовывали рабочие кружки на фабриках и заводах, обеспечивали их марксистской литературой, руководили забастовками. Стремясь более широко развернуть агитационно-пропагандистскую работу, Мельников убеждал своих учащихся, что «лучше поднять массу на один дюйм, чем одного человека на второй этаж». Для руководства рабочим движением в городе был создан нелегальный «Киевский рабочий комитет», основана нелегальная типография, выпустившая несколько прокламаций. Автором большинства из них был Мельников. Однако его активную революционную деятельность прервали в 1896 г. арест и ссылка. Умер Ю. Мельников в 1900 г. в Астрахани.

Не имели единого централизованного руководства, целенаправленных программных основ своей деятельности и многочисленные марксистские кружки и группы в Екатеринославе, Харькове, Одессе, Полтаве, Херсоне и других городах. Их влияние на рабочее движение было ограниченным.

1.2 В.И. Ленин. «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса»

По настоящему соединить научный социализм с практикой рабочего движения удалось Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину (1870--1924). Его теоретическая и практическая деятельность положила начало новому -- ленинскому этапу в развитии марксизма. Как в свое время марксизм, родившийся в Германии, теоретически обобщил ход мировой истории, так и ленинизм, родиной которого является Россия, опирался на глубокое изучение опыта международного пролетарского движения, исторического развития многих народов мира, прежде всего -- нашей страны. В частности, многие страницы биографии В. И. Ленина связаны с историей Украины.

С детства В. И. Ленин воспитывался в атмосфере глубокого уважения к истории украинского народа, к творческим достижениям его культуры. Одним из самых любимых литературных героев Володи Ульянова в детские годы был Тарас Бульба из повести Н. В. Гоголя. Знал уже тогда он биографию и произведения Т. Г. Шевченко. Запрещенные царизмом рукописные списки этих произведений распространялись в марксистских кружках Казани, участником которых стал В. И. Ленин.

Несостоятельность либерально-народнических представлений о путях исторического развития России В. И. Ленин доказывал в своих трудах, опираясь на анализ состояния сельского хозяйства и промышленности в украинских губерниях. Написанная В. И. Лениным в 1894 г. работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» в том же году была впервые тайно перепечатана на Украине. А после она много раз перепечатывалась и распространялась в Киеве, Харькове, Херсоне и других городах.

После переезда в Петербург В.И. Ленин сблизился с группой студентов-марксистов. Среди них было немало украинцев, в частности, П.К. Запорожец, братья Радченко и другие. Они стали активными соратниками Ленина в созданном им в 1895 г. петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». По поручению этой марксистской революционной организации, явившейся зачатком будущей Коммунистической партии, для связи с марксистами, работавшими на Украине, специально выезжала член петербургского «Союза борьбы» Н.К. Крупская. В Полтаве она провела совещание с местными и киевскими марксистами и договорилась с ними о созыве первого съезда партии.

Но В.И. Ленина и многих других членов петербургского «Союза борьбы» к тому времени уже арестовали царские власти. При обыске у арестованных нашли социал-демократические прокламации и нелегальную литературу, рукописи, среди них написанные В. И. Лениным статьи для первого номера «Рабочей газеты», готовившегося к печати, а также Рукопись антицаристской поэмы Т. Г. Шевченко «Сон».

Арестованным руководителям, рядовым участникам петербургского «Союза борьбы» охранники царизма запретили проживать в столице и сослали их в разные места Российской империи.

Под влиянием ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» такие союзы создавались и на Украине. Так, сосланный в Екатеринослав рабочий И.В. Бабушкин -- участник петербургского «Союза борьбы» -- создал и там такую же организацию в 1897 г. В этом ему оказал помощь интеллигент-марксист И.X. Лалаянц, приехавший по совету В.И. Ленина в Екатеринослав для расширения революционного движения рабочих. Под влиянием И. В. Бабушкина на путь революционера стал рабочий-слесарь Брянского завода в Екатеринославе -- Г.И. Петровский. В том же 1897 г. объединились в «Союз борьбы» социал-демократические кружки и группы Киева. Возглавили киевский «Союз борьбы» марксисты из интеллигентной среды, активные агитаторы рабочих масс Б. Л. Эйдельман, П.Л. Тучапский, В.Г. Крижановская и другие. Объединенными усилиями рабочих кружков Киева была создана подпольная типография, в которой печатали газету «Вперёд», листовки.

Екатеринославский и киевский «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» установили постоянные революционные связи с петербургским «Союзом борьбы» и социал-демократическими организациями в других городах. По примеру петербургского «Союза борьбы» они организовывали рабочие забастовки, принимали в них активное участие.

Члены «Союза борьбы» сами писали, нелегально печатали и распространяли на заводах и фабриках агитационные прокламации против эксплуатации рабочих и произвола царского режима. Они принимали активное участие в самой организации забастовок. Киевский «Союз борьбы» начал издавать общероссийскую «Рабочую газету». Узнав об этом, В. И. Ленин, находившийся в ссылке, горячо поддержал это мероприятие. Он считал, что печатный орган будет содействовать объединению социал-демократических организаций во всей стране в единую социал-демократическую партию. Создание такой партии провозгласил I съезд РСДРП, состоявшийся в 1898 г. в Минске. Среди его делегатов были и представители «Союзов борьбы» Киева и Екатеринослава.

Таким образом, с середины 90-х годов XIX в. начался пролетарский период революционного движения, в котором главной силой освободительной борьбы стал самый революционный класс -- пролетариат.

2. Развитие культуры

2.1 Просвещение и наука

На протяжении второй половины XIX в. количество начальных школ на Украине в составе России возросло с 1300 до 17000, но все, же около трети всех детей школьного возраста совсем не учились. Да и большинство наличных школ пребывало в крайне запущенном состоянии. Это были одноклассные или двухклассные церковноприходские училища, которые народ назвал «церковными духобойнями». Их задача состояла в том, чтобы воспитывать преданность царизму и любовь к церкви.

Даже по официальным данным переписи 1897 г. неграмотность населения Украины была массовым явлением. Из каждых 100 человек от 72 до 85 были совсем неграмотными. Особенной запущенностью просвещения трудящихся отличались западноукраинские земли под властью Австро-Венгрии. В отдельных уездах (особенно горных) господствовала сплошная неграмотность простых людей.

Увеличение количества средних учебных заведений (гимназий, реальных и коммерческих училищ), а также открытие университетов в Одессе и Черновцах, политехнических институтов в Киеве и Львове, ряда других институтов и академий не изменило коренным образом состояния дел в народном образовании, поскольку доступ в них для детей рабочих и крестьян был практически закрыт. Только отдельным лицам из среды трудящихся удавалось поступить в средние и высшие учебные заведения.

На Украине работало много выдающихся ученых. В 1896 г. в Одессе И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея основали первую отечественную бактериологическую станцию и с успехом начали применять предупредительные вакцины и сыворотки для лечения людей и животных от чумы, холеры, тифа и других инфекционных болезней. Вместе с тем из-за общих недостатков в медицинском обслуживании населения (один врач приходился на 8 тыс. человек) от периодических эпидемий умирали десятки тысяч людей. Чтобы разрядить возмущение масс, царские власти в союзе с невеждами от науки развернули травлю одесских новаторов за, будто бы «бактериологический фанатизм». Они даже пошли на провокацию: тайно отравили большое стадо овец, которым накануне сделали предупредительную прививку. И.И. Мечников вынужден был оставить Родину, и переехал в Париж. Работая там, в Пастеровском научно-исследовательском институте, он вскоре удостоился высшей мировой научной награды -- Нобелевской премии за выдающиеся достижения в совсем новой области биологии и медицины -- иммунологии (учение о защитных свойствах живого организма от инфекционных заболеваний).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.