Рефераты. Советский Союз в 1945-1985 гг.

ризнав многовариантность путей построения социализма, советское правительство в 1955 г. достигло нормализации отношений с Югославией. Однако из-за резкого недовольства правительств Китая и Албании критикой «культа личности Сталина» значительно осложнились отношения с этими странами.

СССР по-прежнему проявлял большую активность по обеспечению «социалистической ориентации» развивающихся стран. Для достижения этой цели предпринимались настойчивые попытки установления в странах «третьего мира» прокоммунистических режимов.

В целом в середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

3. СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.

Еще в начале 60-х годов специалисты, а затем и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. В этих условиях руководство вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.), суть которой заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Реформа дала импульс развития экономики, несколько повысив темпы роста производства в восьмой пятилетке. Однако, будучи непоследовательной уже в замысле и еще более выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается. В 70-е годы происходит скатывание советской экономики к стагнации. От восьмой (1966 - 1970 гг.) к одиннадцатой (1981 - 1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели.

В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Обладая плодородными землями, СССР превратился в мирового лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40 %. С начала семидесятых годов в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность. К началу 80-х годов страна находилась лишь на 35 месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.

Застойные процессы в экономической и социальной сферах сопровождались складыванием кризисной ситуации в общественно-политической жизни общества. После снятия со всех постов Н.С. Хрущева новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на сворачивание десталинизации. Началось «закручивание идеологических гаек». Практически исчезла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Принятая в 1977 году новая Конституция СССР провозгласила построение в Советском Союзе «развитого социализма». В 6-й статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества. Такой статьи не было даже в сталинской Конституции. Фактически партия превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы в 70-е годы имели декоративное значение.

Декларированные Конституцией широкие права и свободы человека во многом расходились с политической реальностью, в которой осуществлялись гонения на инакомыслящих (от судебных преследований, принудительного помещения в психлечебницу здоровых людей до высылки за границу).

Параллельно с постепенной реабилитацией Сталина и его окружения началось складывание культа нового вождя - Л.И. Брежнева, многочисленные звания и ордена которого призваны восполнить отсутствующий в массах авторитет.

В 1982 г. Брежнев умер. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов, долгое время возглавлявший КГБ.

Андропов сделал ставку на «наведение порядка» путем ужесточения режима. Усилились репрессии по отношению к диссидентам. Умершего в 1984 году Андропова на посту руководителя партии сменил К.У. Черненко, взявший курс на восстановление порядков, существовавших при Брежневе, и дальнейшую пропаганду идей «развитого социализма».

Во второй половине 60-х годов устанавливается военно-стратегическое равенство (паритет) между Организацией Варшавского Договора и Североатлантическим Союзом (НАТО). Это создавало возможность для изменения международных отношений в сторону разрядки, для ограничения и сокращения вооружений.

Первостепенную роль в формировании международного климата сыграли отношения СССР и США. Их приход к поискам совместных решений означал поворот в международных отношениях. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву и Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», заключен договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны, а также ряд соглашений по сотрудничеству.

Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов. В начале 70-х годов СССР, ФРГ, Польша, ГДР, Чехословакия заключили договоры об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение по урегулированию статуса Западного Берлина.

Беспрецедентным в истории стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее летом 1975 года в Хельсинки. В нем участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канады. В Заключительном акте Совещания декларировались основные принципы межгосударственных отношений: суверенное равенство, отказ от применения силы или угрозы силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека. Эта встреча закладывала основы перехода к новому этапу разрядки.

После многолетних переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор, подписанный Брежневым и Картером, не был ратифицирован американским конгрессом из-за вторжения СССР в Афганистан и из-за сопротивления администрации нового президента Рейгана, считавшего договор невыгодным для США.

Разрядку в военно-политической сфере укрепляло торгово-экономическое сотрудничество. В 60 - 70-е годы был заключен целый комплекс соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, широких обменов в области науки, культуры и образования. Однако основную долю нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы и минеральное сырье. Полученные средства использовались нерационально.

Особая роль во внешней политике советского руководства отводилась отношениям со странами социалистического лагеря. Основные усилия направились на то, чтобы продолжать удерживать эти страны в сфере своего влияния. В 1968 году в Чехословакии была предпринята попытка демократического обновления социализма. Создавалась угроза существованию сталинской модели общества в этой стране. 21 августа части войск Варшавского Договора перешли границу ЧССР. «Пражская весна» была подавлена. У руководства страной были поставлены послушные Москве люди.

В это время продолжали углубляться разногласия с Китайской Народной Республикой, вызванные в основном субъективными причинами. Противоречия дошли до вооруженных конфликтов на границе с Советским Союзом. Для нормализации отношений с обеих сторон не были использованы все возможности. Руководство СССР пошло по пути укрепления советско-китайской границы, в район которой была направлена большая часть Вооруженных Сил.

Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими странами осуществлялось в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. В 1971 г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции, рассчитанную на 15 - 20 лет. Она сыграла свою положительную роль в формировании системы международного социалистического разделения труда. В то же время по отношению к мировому хозяйству СЭВ оставался закрытой системой. Его изоляция поддерживалась неконвертируемой денежной системой, используемой в расчетах между социалистическими странами.

С конца 70-х годов разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Этому послужило непонимание новых реалий в международных отношениях как со стороны СССР, социалистических стран, так и со стороны США, капиталистических стран. Одной из причин обострения международной напряженности стала политика «ядерного сдерживания», проводимая западными странами в отношении СССР. Особую роль в прекращении разрядки сыграли внешнеполитические просчеты брежневского руководства.

В декабре 1979 г. по келейному решению советских руководителей во главе с Брежневым в соседний с СССР Афганистан были введены войска. Началась необъявленная война с афганским народом, длившаяся 10 лет и унесшая жизни 15 тыс. советских солдат и 1 млн. афганцев. Эта военно-политическая акция подорвала доверие к Советскому Союзу, его мирным инициативам, создавала прямую угрозу миру.

Следующим просчетом во внешней политике советского руководства стало решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе. Переговоры по этому вопросу были сорваны по инициативе советской стороны. В эти годы СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в ряде развивающихся стран (Анголе, Эфиопии, Сомали), также вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы (Ирак, Ливия и др.).

На этом фоне миролюбивая внешняя политика Советского Союза, инициативы в пользу мира и разрядки потеряли всякую убедительность. В результате страна была втянута в изнурительную гонку вооружений, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии СССР.

4. Отечественная культура в условиях тоталитарного общества

В 1946-1950 годы были в основном восстановлены разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование.

Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.

В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой.

Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.

Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности.

В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные «дискуссии» по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.