Рефераты. Советско-американские отношения в 1930-е годы

.2 Развитие советско-американских отношений с 1933 по 1940 гг.

Первым полпредом нашей страны в США был назначен А.А. Трояновский. Вручая 8 января 1934 г. верительные грамоты президенту Рузвельту в Белом доме, он заявил: «Я верю.., что новая эра нормальных и дружественных взаимоотношений между нашими народами будет существенным образом содействовать развитию широчайшего сотрудничества между нами в самых различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области сохранения международного мира» Подлесный П.Т. СССР и США: 50 лет дипломатических отношений. - М.: Международные отношения, 1983. - С. 28.. Первым американским послом в Советском Союзе стал У. Буллит, которому, как он позднее вспоминал, был оказан «сердечный прием» со стороны советских руководителей, стремившихся с самого начала установить с правительством США политические и дипломатические контакты, основанные на доверии и взаимопонимании.

Установление дипломатических отношений между СССР и США ознаменовало начало нового этапа в истории их взаимоотношений. На более прочной основе стали развиваться торговля, научно-технические и культурные контакты, что не могло не содействовать росту симпатий к нашей стране со стороны различных слоев американской общественности. Президент Рузвельт устранил ряд дискриминационных для советского экспорта условий. В 1935 году было заключено первое торговое соглашение между обеими странами сроком на один год, продленное затем еще на год.

В 1937 году было подписано новое соглашение, регулировавшее советско-американские торговые отношения уже на долгосрочной основе - вплоть до 1941 года и предусматривавшее взаимное предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования в торговле. 4 августа 1937 года соглашение об установлении дипломатических отношений было дополнено торговым соглашением, которое предусматривало, что Соединенные Штаты предоставят Советскому Союзу «безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации». Они гарантировали, что поставки советских товаров в Америку не будут подвергаться какой-либо дискриминации. В соглашении было записано еще одно весьма важное обязательство: правительство Соединенных Штатов гарантировало, что «всякие преимущества, облегчения или льготы», которые были или могли быть впоследствии предоставлены всякой третьей стране, «будут предоставлены немедленно и безвозмездно» Советскому Союзу.

Однако, несмотря на определенные сдвиги, достигнутые в области нормализации отношений между двумя странами, советско-американские отношения в целом в период после установления дипломатических отношений до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз оставались довольно натянутыми.

Смелое решение президента Рузвельта ознаменовало крутой поворот от конфронтации к деловому, взаимовыгодному сотрудни¬честву с Советским Союзом.

Но в Соединенных Штатах продолжали активно действовать силы, противившиеся дальнейшему развитию советско-американ¬ского сотрудничества. Вновь и вновь эти силы использовали малей¬шую возможность, чтобы чинить препятствия развитию равно¬правных взаимовыгодных связей. Выдвигались, например, непомер¬ные претензии об уплате Советским Союзом царских долгов. В 1934 году начал действовать принятый конгрессом США закон, запрещавший предоставление кредитов странам-должникам. Он был тут же распространен на СССР, хотя Советское правительство не могло нести ответственность за долги царского режима, свергнутого революцией. Реакционные круги заявляли, будто Советский Союз вмешивается во внутренние дела Америки, утверждали, будто наша страна пытается «подорвать иностранную валюту» и т. д. и т. п.

В Соединенных Штатах продолжали активно действовать силы, противившиеся дальнейшему развитию советско-американского сотрудничества. Вновь и вновь эти силы использовали малейшую возможность, чтобы чинить препятствия развитию равноправных взаимовыгодных связей. Выдвигались, например, непомерные претензии об уплате Советским Союзом царских долгов. В 1934 году начал действовать принятый конгрессом США закон, запрещавший предоставление кредитов странам-должникам. Он был тут же распространен на СССР, хотя Советское правительство не могло нести ответственность за долги царского режима, свергнутого революцией. Реакционные круги заявляли, будто Советский Союз вмешивается во внутренние дела Америки, утверждали, будто наша страна пытается «подорвать иностранную валюту» и т.д. и т.п.

Последовательный курс СССР на расширение взаимовыгодных связей с капиталистическими странами не встречал во всем позитивного отношения со стороны Соединенных Штатов. Это касалось в первую очередь налаживания сотрудничества в деле защиты мира и отпора агрессии. Администрация Рузвельта вместе с правительствами других западных стран упорно отказывалась принять предложения Советского Союза по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Заявляя о своем невмешательстве в европейские дела и ссылаясь на закон о нейтралитете, принятый конгрессом США в 1935 году, американские правящие круги фактически не препятствовали фашистским державам готовить новую мировую войну. Не будучи заинтересованным в усилении Германии и Японии, Вашингтон вместе с Лондоном и Парижем все же старался переложить всю тяжесть противостояния агрессии на СССР, с тем чтобы ослабить обе стороны, попытаться изменить социально-политический строй в социалистическом государстве, сохранить «свободу рук» на будущее для игры на «балансе сил». Раскрывая империалистическую направленность политики невмешательства США, Н.Н. Яковлев подчеркивает, что «американская политика проявляла в отношении СССР уважение и понимание ровно в той мере, в какой Советский Союз, по мнению правящих кругов США, мог сыграть роль в мировых делах, рассматриваемых Рузвельтом через призму теории «баланса сил». Вследствие этого отношения между СССР и США должны были улучшаться лишь прямо пропорционально росту угрозы Соединенным Штатам со стороны агрессивных держав. Эту тенденцию и выражал Рузвельт. Им руководило сознание растущей мощи СССР, служившей надежной гарантией защиты человечества, включая американский народ, от угрозы фашистского порабощения» Яковлев Н.Н. Новейшая история США. 1917 - 1960. - М.: Высшая школа, 1961. - С. 232..

Исходя из своих интересов и надежд на то, что Гитлер вследствие курса на поощрение его захватнических притязаний начнет войну против СССР, Соединенные Штаты всецело следовали пресловутой политике невмешательства, когда Германия захватила Австрию, и с «пониманием» отнеслись к мюнхенскому сговору Англии и Франции с гитлеровской Германией, что в итоге ускорило развязывание второй мировой войны.

Правительство США не пошло на совместные шаги с СССР в укреплении безопасности даже на Дальнем Востоке, где непосредственная угроза американским интересам со стороны Японии была наиболее ощутима. Американская сторона отказалась от заключения предложенного Советским Союзом 16 ноября 1933 г. Тихоокеанского пакта о ненападении между СССР, США, Китаем и Японией. После нескольких лет маневрирования президент Рузвельт заявил 29 июня 1937 г. А.А. Трояновскому: «Пактам веры нет... Главная гарантия - это сильный флот... Посмотрим, как выдержат японцы морское соревнование» История внешней политики СССР. 1917 - 1980. Т. I. - М.: Политиздат, 1980. - С. 316. Рузвельт ограничился словесным осуждением и агрессии Японии против Китая, развязанной в июне 1937 года.

Иными словами, углубление советско-американского взаимопонимания с целью сохранения мира отнюдь не входило в планы Вашингтона в предвоенный период. «В 30-е годы оказалось очень трудным достичь истинного «модус вивенди» между Америкой и Россией, - свидетельствует американский историк Дж. Стоссинджер. - Если бы это случилось, стало бы возможным создание единого фронта против держав «оси» до того, как катаклизм второй мировой войны заставил две великие державы превратиться в близких, хотя и временных, союзников. Нельзя не задуматься над тем, каким бы был мир в настоящее время, если бы СССР и США смогли активно сотрудничать в 30-е годы, обуздав рост держав «оси» и тем самым предотвратив последовавшие несчастья» Stoessinger J. Nations in Darkness: China, Russia and America. - N.-Y., 1971. - P. 145.. При этом искренность стремления Советского государства к налаживанию такого сотрудничества не ставилась под сомнение даже многими американскими деятелями. Так, Д. Дэвис, занимавший в 1936 - 1938 годах пост посла США в Москве, в своих сообщениях в Вашингтон давал в определенной мере реалистические и непредвзятые оценки миролюбивым намерениям Советского Союза.

Вместе с тем установление дипломатических отношений между СССР и США, достигнутые в последующий период некоторые позитивные результаты способствовали появлению в этих отношениях определенного доверия и взаимопонимания, что, в свою очередь, облегчило создание антигитлеровской коалиции. К такому выводу приходят и американские историки, в частности Дж. Гэддис, по мнению которого восстановление дипломатических отношений «облегчило развитие советско-американского сотрудничества после 22 июня 1941 г.» Gaddis J. Russia, the Soviet Union and the United States. An Interpretive History. - N.-Y., 1978. - P. 105..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, существовавшие до 1933 года экономические, политические и идеологические аргументы и факторы оказывали негативное влияние на развитие советско-американских отношений. Конкурентная и идеологическая борьба достигла предельного накала. При одобрении администрации Гувера в стране проходили пропагандистские кампании против советского экспорта с обвинениями правительства СССР в умышленном демпинге, в применении принудительного труда. В этих кампаниях участвовали представители фирм, бизнесмены, политические деятели, печать, радио, особенно активно выступали сторонники жесткого курса в отношении большевиков, преднамеренно обвиняя Амторг и Совинформбюро в связях с Коминтерном. Созданная в мае 1930 г. палатой представителей комиссия Гамильтона Фиша на протяжении семи месяцев расследовала дело о "коммунистической пропаганде в США". Однако ее выводы при объективном рассмотрении оказались несостоятельными. В результате была признана "неподлинность" документов Уоллена, комиссара полиции, опубликовавшего антисоветские фальшивки.

В таких условиях советско-американские торговые отношения не могли развиваться нормально.

Движение за признание и установление нормальных отношений между двумя странами отвечало интересам деловых кругов США. Его поддерживали представители ряда крупных промышленных компаний, несколько известных банков. Одновременно в конгрессе обсуждались вопросы об отношении к СССР. Как в сенате, так и в палате представителей раздавались голоса за устранение аномалии, продолжавшейся многие годы. Отмечалось, что торгово-экономические факторы и сложившееся положение в стране побуждают отказаться от политики непризнания и встать на путь увеличения экспорта американских товаров в Советскую Россию, заключения деловых сделок, подписания контрактов. Русский рынок выгоден и надо его использовать - таково было мнение выступавших.

Установление дипломатических отношений между СССР и США явилось важным международным событием. Оно укрепило внешнеполитические позиции нашей страны в мире, стало новым весомым доказательством правильности и плодотворности неизменной линии Советского государства на развитие отношений с капиталистическими странами на основе принципов мирного сосуществования. В Отчетном докладе ЦК ВКП(б) XVII съезду партии говорилось: «Не может быть сомнения, что этот акт имеет серьезнейшее значение во всей системе международных отношений. Дело не только в том, что он поднимает шансы дела сохранения мира, улучшает отношения между обеими странами, укрепляет торговые связи между ними и создает базу для взаимного сотрудничества. Дело в том, что он кладет веху между старым, когда САСШ (Североамериканские Соединенные Штаты) считались в различных странах оплотом для всяких антисоветских тенденций, и новым, когда этот оплот добровольно снят с дороги ко взаимной выгоде обеих стран».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники

1. Документы внешней политики СССР. Т. XVI. - М., 1970. - 639 с.

2. Из истории советско-американских культурных и экономических связей (1931 - 1937 гг.): Публикация документов // Исторический архив. - 1961. - № 1. - С. 23 - 46.

3. Литвинов М.М. Внешняя политика СССР: Речи и заявления. 1927 - 1937. - М., 1937. - 423 с.

4. Мировая экономическая конференция и проблема межсоюзнических долгов: Сб. документов / Под ред. Б.Д. Розенблюма. - М., 1934. - 137 с.

5. Россия и США: Экономические отношения. 1917 - 1933: Сб. документов / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов и Е.А. Тюрина. - М.: Наука, 1997. - 486 с.

6. Советско-американские отношения: Годы непризнания. 1927 - 1933 гг.: Документы. - М.: Наука, 2002. - 734 с.

7. Adventures in Russian historical research: reminiscences of American scholars from the Cold War to the present / Edited by Samuel H. Baron and Cathy A. Frierson. - Armonk, N.-Y.: M.E. Sharpe, 2003. - 272 p.

8. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1932 - 1933. - Wash., 1948 - 1950. - 898 p.

9. Franklin D. Roosevelt and Foreign Affairs / Ed. N. Edgar. - Cambridge, 1969. - Vol. 1. - 529 p.

10. Harriman A. Peace with Russia. - N.-Y., 1959. - 318 p.

11. Hull C. The Memoirs. Vol. I - II. - N.-Y., 1948.

12. Pope A. Maxim Litvinoff. - N.-Y., 1943. - 397 p.

13. Schuman F. American Policy Towards Russia since 1917. - N.-Y., 1928. - 388 p.

2. Литература

14. Вельтов Н. Успехи социализма в СССР и их влияние на США. - М.: Международные отношения, 1971. - 195 с.

15. Жуков Ю.А. СССР - США: дорога длиною в семьдесят лет, или Рассказ о том, как развивались советско-американские отношения. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

16. Иванян Э.А. Белый дом: Президенты и политика. - М.: Политиздат, 1979. - 312 с.

17. История внешней политики СССР. 1917 - 1980. Т. I. - М.: Политиздат, 1980. - 519 с.

18. Лан В.И. США от первой до второй мировой войны. - М.: Политиздат, 1976. - 487 с.

19. Открывая новые страницы… международные вопросы: события и люди: Сб. / Cост. Н.В. Попов; Под общ. ред. А.А. Искендерова. - М.: Политиздат, 1989. - 431 с.

20. Подлесный П.Т. СССР и США: 50 лет дипломатических отношений. - М.: Международные отношения, 1983. - 136 с.

21. Россия и США: Экономические отношения. 1917 - 1933 гг. - М.: Наука, 1997. - 519 с.

22. Севостьянов Г.Н. Москва - Вашингтон: Дипломатические отношения, 1933 - 1936. - М.: Наука, 2002. - 536 с.

23. Севостьянов Г.Н. Москва - Вашингтон: На пути к признанию. 1918 - 1933. - М.: Наука, 2004. - 405 с.

24. Сивачев Н.В. К 100-летию со дня рождения президента Ф. Рузвельта // США: Экономика. Политика. Идеология. - 1982. - № 1. - С. 20 - 33.

25. Советская внешняя политика в ретроспективе 1917 - 1991: Сб. ст. / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М.: Наука, 1993. - 207 с.

26. Яковлев Н.Н. Новейшая история США. 1917 - 1960. - М.: Высшая школа, 1961. - 514 с.

27. American appraisals of Soviet Russia, 1917 - 1977 / Edited, with an introd. and commentaries, by Eugene Anschel. - Metuchen, N.J.: Scarecrow Press, 1978. - 386 p.

28. Bennett E.M. F.D. Roosevelt and the search for security: American-Soviet relations, 1933 - 1939. - Wilmington, Del.: Scholarly Resources, 1985. - 213 p.

29. Bohlen Ch.E. The transformation of American foreign policy. - N.-Y.: Norton&company, 1969. - 130 p.

30. Browder R.P. The Origins of Soviet-American Diplomacy. - Princeton, 1953. - 499 p.

31. Gaddis J. Russia, the Soviet Union and the United States. An Interpretive History. - N.-Y., 1978. - 199 p.

32. Hansl P. Years of Plunders. - N.-Y., 1935. - 318 p.

33. Stoessinger J. Nations in Darkness: China, Russia and America. - N.-Y., 1971. - 483 p.

34. White R.K. Fearful warriors: a psychological profile of U.S. - Soviet relations. - N.-Y.: Free Press London: Collier Macmillan, 1984. - 374 p.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.